Файл: Сухарев, В. М. Двустороннее шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанные положения шлифовальных кру­ гов обеспечивают необходимую точность про­ цесса шлифования по непараллельности и не­ плоскостности.

В новых моделях двусторонних торце­ шлифовальных автоматов СА-ЗМ для провер­ ки положения шпинделя круга применяется специальное индикаторное устройство (см. рис. 7), состоящее из угольника, в котором перпендикулярно друг к другу установлены два индикатора 8 и 9. По специальному пря­ моугольному эталону оба индикатора настраи­ вают на нулевое положение и угольник на­ девают на контрольные шпильки 6, установ­ ленные на шлифовальной бабке станка.

Опираясь на контрольную планку 5, уста­ новленную на каретке станка, индикатор 9 показывает отклонение бабки в вертикальной плоскости, а индикатор 8 — отклонение в го­ ризонтальной плоскости.

По показаниям индикаторов производят регулировку положения бабки до совпадения стрелок обоих индикаторов с нулевыми от­ метками и закрепляют ее. Описанное индика­ торное устройство упрощает процесс установ­ ки бабки, но необходима предварительная проверка взаимного положения контрольных шпилек и планок, так как при сборке автома­ та они могут быть неправильно установле­ ны, что приведет к ошибке при наладке. Та­ кая же проверка необходима после определен­ ного периода эксплуатации и проведения всех видов ремонта станка.

Установка направляющих щечек. Направ­ ляющие щечки служат для ограничения пере­ мещения деталей в горизонтальной плоскости

з 6-1746

33

при входе их в зону шлифования и выходе из нее. Их устанавливают параллельно плоскос­

ти левого

круга с

определенным

зазором

(рис. 10,а),

который

определяют по

задней

левой щечке, жестко закрепленной и не тре­ бующей регулировок. Для этого между шли­ фовальными кругами зажимают контрольную линейку, подводят ее к задней левой щечке и, перемещая базовый круг, устанавливают не­ обходимый зазор с, величину которого прове­ ряют щупом.

Переднюю базовую щечку подводят к ли­ нейке с помощью установочных болтов перед­ него кронштейна. При окончательном шлифо­ вании плоскость круга должна выступать за

плоскость передней щечки на 0,05—0,08

мм,

а за плоскость задней — на 0,1—0,15 мм.

Ус­

тановку щечек в вертикальной плоскости про­ веряют индикатором (рис. 10, б). Стойку ин­ дикатора зажимают между шлифовальными кругами так, чтобы ножка упиралась на плос­ кость щечки, и при повороте кругов опреде­ ляют разность показаний индикатора в верх­ ней и нижней точках. Наклон щечек в верти­ кальнойплоскости не должен превышать 0,01—0,05 мм. В процессе шлифования необ­ ходимо следить за правильным положением щечек. Выступание щечек за плоскость шли­ фовальных кругов может стать причиной воз­ никновения брака шлифованных деталей по срезам плоскостей.

Установка направляющих линеек. Направ­ ляющие линейки в вертикальной плоскости устанавливают так, чтобы центр шлифуемых деталей был выше центра шлифовальных кру­ гов. Расстояние между линейками должно

34


Лейый круг

II

Рис. 10. Проверка положения щечек в горизонталь­ ной (а) и вертикальной (б) плоскостях и установка направляющих линеек fe):

1 — проверочная линейка; 2, 6 — передняя левая щечка; 3 — ииднкаюр; 4 — верхняя направляющая линейка; 5, 8 — регу­ лировочные шайбы; ?—задняя левая щечка; 9 —задняя пра­ вая щечка. /0 — передняя правая щечка.

3*

превышать диаметр шлифуемых деталей на

1 —1,5 мм.

В горизонтальной плоскости линейки сле­ дует устанавливать между кругами симмет­

рично (рис.

10,

в),

обеспечивая условие /г =

= (а—Ь)/2,

где

h

— расстояние между ли­

нейкой и шлифовальным кругом; а — рас­ стояние между шлифовальными кругами; b — высота линеек.

Во избежание перекосов линеек регулиро­ вочные шайбы 5 и 8 следует шлифовать, что­ бы высота их была одинаковой.

Высота линеек должна быть меньше вы­ соты деталей на 1—3 мм. Определяют ее по зависимости b — т + п + k, где b — высота линеек; т — величина хорды желоба; п — вы­ сота борта кольца; k — поправочный коэффи­ циент, k = 1...3 мм. При шлифовании внутрен­ них колец шариковых двухрядных подшипни­ ков кольца на линейке должны базироваться по среднему борту. В приведенной зависимос­ ти п — высота среднего борта.

Проверка количества охлаждающей жидкости. Качество шлифуемой поверхности во многом зависит от состава, количества и чистоты охлаждающей жидкости. Так как при двустороннем шлифовании производится одно­ временный съем припуска с обоих торцов, для охлаждения требуется значительное количе­ ство охлаждающей жидкости. В большинстве случаев для двусторонних торцешлифоваль­ ных станков в качестве охлаждающей жидкос­ ти применяется содовый раствор с содержа­ нием соды не более 0,8—1,0% и нитрита нат­ рия 0,5—0,8%. Однако содовый раствор имеет целый ряд недостатков, снижающих его эф­

36


фективность. Этот раствор можно заменить 3—5%-ным раствором эмульсола НГЛ-205, 1 — 1,5%-ным раствором триэтаноломина с 0,2—0,3% нитрита натрия и другими жидкос­ тями, применяемыми при шлифовальных опе­ рациях на автоматических линиях.

Практика шлифования показывает, что охлаждение содовым раствором с подачей охлаждающей жидкости 200—350 л/мин обе­ спечивает необходимое качество шлифуемой поверхности. Наибольшее количество охла­ ждающей жидкости применяется при неблаго­ приятных условиях шлифования: большом при­ пуске, значительном количестве снимаемого металла, большой загрязненности охлаждаю­ щей жидкости, высокой скорости подачи де­ талей в зону шлифования. Загрязненность охлаждающей жидкости не должна превы­ шать 0,02—0,03%.

Выбор скорости подачи деталей. Па дву­

сторонних торцешлифовальных автоматах, в основном применяют две схемы подачи дета­ лей в зону шлифования: толкающую — дета­ ли подаются толкателем 1 (см. рис. 1) и не­ прерывную — детали подаются звездочкой 1 (рис. 11). Толкающая подача обладает целым рядом недостатков: холостой ход толкателя, возможные разрывы столба деталей, удары при входе деталей в зону шлифования, что отражается на точности обработки. Непрерыв­ ная подача звездочкой не имеет указанных недостатков и способствует более качествен­ ному шлифованию деталей.

Выбор скорости подачи деталей осуществ­ ляют в зависимости от условий шлифования. Диаметр деталей, припуск На шлифование,

37

количество охлаждающей жидкости являются основными факторами, определяющими выбор скорости подачи. Значительное увеличение

Рис. 11. Схема подачи деталей в зону шлифования:

/ — звездочка; 2 — детали; 3 — шлифовальный круг; 4—рычаг ме­ ханизма правки; 5. 6 — направляющие линейки.

скорости подачи деталей при ограниченном количестве охлаждающей жидкости может вы­ звать прижоги шлифуемой поверхности. Ре­ комендуемые скорости подач приведены в табл. 2.

Таблица 2

Скорости подач для двустороннего шлифования

Скорость подачи

Диаметр деталей,

ммтолчковой, непрерывной,

 

 

 

толчков/мин

м/мнн

До 50

до

100

90—100

6

От 50

60—80

4-6

От 100

до

150

40—50

4—5

38


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДВУСТОРОННЕГО ШЛИФОВАНИЯ,

УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛАДКЕ ТОРЦЕШЛИФОВАЛЬҢРГО АВТОМАТА

При разработке технологических процессов и выполнении наладочных работ необходимо учитывать некоторые особенности двусторон­ него шлифования, оказывающие непосредст­ венное влияние на точность процесса. К таким особенностям относятся: изменение окружной скорости шлифования, возникновение двусто­ ронних сил резания и изменение профиля кру­ га после правки.

Окружная скорость шлифования опреде­ ляется по формуле

TiDn

.

Ѵ — 1000 SO м'с’

где D — диаметр шлифовального круга, мм;

п — частота вращения

шлифовального круга,

об/мин.

Так как двустороннее шлифование осущест­ вляется торцами шлифовальных кругов, то, как видно из приведенной формулы, в цент­ ре шлифовального круга, где диаметр круга равен нулю, окружная скорость шлифования также будет равна нулю. В начале входа де­ талей в зону шлифования и при выходе из нее скорость будет максимальной, так как в этом случае диаметр круга максимальный. Таким образом, для двустороннего шлифования ха­ рактерен следующий порядок изменения ок­ ружной скорости:

^шах Ущах-

39

Для уменьшения отрицательного влияния на процесс шлифования участка со скоро­ стью, приближающейся к нулю, при наладке направляющие линейки устанавливают так, чтобы центр шлифуемых деталей был выше центра шлифовальных кругов, и тем самым создают другой порядок изменения окружной скорости:

í'max ^min ^max-

Силы резания, возникающие при двусто­ роннем шлифовании, схематично представле­ ны на рис. 12.

Так как двустороннее шлифование осуще­ ствляется одновременно двумя шлифовальны­ ми кругами, возникают две суммарные силы резания, каждая из которых раскладывается на составляющие: Pxi, Рѵ\, Pz\ — для левого шлифовального круга и РХ2, Py¡, PZ2 — для правого, где Рхі и РХ2 — осевые силы, дей­ ствующие в плоскости шлифования по на­ правлению подачи; Ру\ и РУ2— нормальные усилия, действующие в плоскости, перпенди­ кулярной плоскости шлифования; Pzí и Р& — тангенциальные силы, действующие в плоскос­ ти шлифования перпендикулярно к направ­ лению подачи.

С некоторой долей приближения можно считать, что при одинаковом съеме припуска с обоих торцов детали, силы резания, а так­ же их составляющие соответственно равны между собой, т. е.

Рхі = Рх2 • Руі ~ Ру2> Ргі — РіЛ-

По мере уменьшения величины снимаемо­ го припуска, при движении деталей к выхо-

40


О «J ■©•»

s

4 я

З о

5 5

ä§

g в

s s

о

я

X Я O

o-

O X H K O X >» X X <U

Ci 4 X

оз wj

XQ.

X

g g

S X

X3

оX

Ÿ* ■

X Q -—4

§ §£,

a o—'

c

D O ®

ох®

о x я

Q F £ Ci O о eu® ex c 2

c o-

X я

X

X

X O

X Í-

3g;

2 к

X

X s X X

X X m ф

о X X я

03

- °- sx m

X

5 = X n.

2 S

X X <D 03 X H U <->

СЧ