Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

корпусе тормозного усилителя, которые включаются одним ручным рычагом 1 (рис. 22).

Работа обоих тормозов аналогична. При нажиме на педаль 7 поршень 3 в гидравлическом усилителе передает усилие на ролик двуплечного рычага 2, который повора­ чивается вокруг оси И и поднимает серьгу 3. Это вырав­ нивает планки 15 и вызывает вращение рычагов 13 и 18 вокруг осей 12 и 19. Распорки 14 и 16 стягивают тормоз­ ную ленту 17 на наружном барабане бортового фрикциона. Когда тормозная педаль опускается, пружина 10 и пружи­ ны в тормозном усилителе возвращают тормозную педаль, кулисы и тормозные ленты в исходное положение.

Стояночный тормоз включается нажатием одной или обеих тормозных педалей и перемещением рычага 1 вниз.

ZI-

Рис. 22. Работа тормозов

40

При этом перемещается тяга 5 назад, включая собачку 6 и храповик 9. Тормоза удерживаются во включенном по­ ложении серьгами 4.

Масляный шланг 20 подает масло под давлением для охлаждения и смазки каждой тормозной ленты 17. Во из­ бежание повреждения зубьев храповика или собачки на­ жимать на педали нужно до освобождения рычага 1.

8.Гидравлический тормозной усилитель

Вкорпуса тормозных усилителей масло поступает че­ рез контрольный клапан, который установлен сверху кор­ пуса клапана гидравлического управления бортовыми фрикционами. Масло поступает под давлением и заполня­ ет полость 3 (рис. 23), где оно останавливается, если тор­ моза выключены.

При нажатии тормозных педалей рычаг 10 перемеща­ ет золотник 2 и клапан 4 вперед и перекрывает отверстие

Рис. 23. Работа тормозного усилителя

41

Таблица 2

Неисправность

Трансмиссия не работает на всех neредачах

Не работает механизм управления

Трактор работает только на задних передачах

Причина возникновения

Способ устранения

Низкое давление масла

Проверить и

отрегу-

Низкий уровень масла

лировать

 

Долить масло

 

Поломка масляного

насоса

Заменить насос или

или приводной шестерни

приводную шестерню

Износ насоса

 

 

Заменить насос

Течь трубопроводов или

Устранить течь

течь внутри трансмиссии

Осмотреть и

отрегу-

Перепускной клапан давле-

ния заклинен или неправильлировать клапан

но отрегулирован

заклинен

 

 

Обратный клапан

 

 

Дифференциальный

клапан

 

 

заклинен

 

 

 

 

Ослабление или поломка тяг

Проверить, отрегули-

управления

 

 

ровать и при необходи-

 

 

 

мости заменить

поло­

 

 

 

манные тяги управле­

Неправильная регулировка

ния

 

Отрегулировать кла-

предохранительного клапана

пан

 

Механическая

неисправ-

Выявить и устранить

ность трансмиссии

 

 

неисправность

 

Износ дисков муфты № 1

Заменить диски

Поломаны диски муфты № 2

 

 

Трактор

работает

Износ дисков муфты № 2

Заменить или

отре-

только на передних

Тяги управления поломаны

передачах

 

или неправильно отрегулиро-

гулировать тяги

 

 

 

ваны

 

 

Грубое

переклю-

Заклинивает поршень уп-

Отрегулировать

кла-

чение передач

равления перепускного клапа­ пан

 

 

 

на

 

 

 

 

Заклинивает обратный кла­

 

 

 

 

пан клапанного узла

Заменить диски

 

 

 

Диски муфт погнуты

 

42


ri

5 в поршне 6. При этом открываются отверстия 7, 8 и 9, пропуская масло в полость 12. Масло, поступившее под давлением в эту полость, давит на поршень 6, который перемещает двуплечный рычаг 13 и включает тормоза.

Когда тормозные педали отпускаются, пружины 11 пе­ ремещают клапан 4, золотник 2 и рычаг 10 в исходное положение. Этим движением открывается клапан 5, и мас­ ло из полости 12 сбрасывается в отсек бортовых фрик­ ционов. Упор 1 установлен для предотвращения повреж­ дения тормозного усилителя при включении тормозов.

9. Неисправности трансмиссии Пауэршифт и способы их устранения

Возможные неисправности трансмиссии Пауэршифт и способы их устранения приведены в табл. 2.

10. Неисправности в распределителе крутящего момента и способы их устранения

Возможные неисправности в распределителе крутяще­ го момента (гидротрансформаторе) приведены в табл. 3.

ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСМИССИИ

Отсек конической шестерни, отсеки бортовых фрикци­ онов и корпус трансмиссии взаимосвязаны и являются масляным картером всей гидравлической системы, вклю­ чая распределитель крутящего' момента. Масло гидравли­ ческой системы обеспечивает смазку конической шестер­ ни, распределителя крутящего момента и трансмиссии, охлаждение бортовых фрикционов и тормозов, привод муф­ ты трансмиссии, гидравлического управления бортовыми

43

Таблица З

Неисправность

Причина возникновения

Воздух

в

Из системы не удален воз-

масляной

си-

дух

 

стеме

 

Воздух поступает через со­

 

 

единения труб

 

 

 

Воздух поступает по ок­

 

 

ружности крышки

масляного

 

 

фильтра

 

Низкое

 

Ослабли или поломаны пру-

давление мае-

жины перепускного клапана

ла

 

входа или выхода гидротранс­

 

 

форматора

 

 

 

Течь через уплотнения

 

 

Засорение трубки между пе­

 

 

репускным клапаном входа и

 

 

гидротрансформатором

 

 

Перепускной клапан входа

 

 

или выхода гидротрансформа­

 

 

тора заклинился в

открытом

положении

Низкий уровень масла в

картере

Способ устранения

Удалить воздух

Подтянуть соединения труб

Подтянуть крышку

Заменить пружины

Устранить течь

Прочистить трубку

Осмотреть и отрегулировать

Долить масло

 

Неисправен масляный насос

Отремонтировать или заме-

 

или насос циркуляции

нить насосы

 

Недоста-

Засорены соты масляного

Очистить фильтр

 

точное ох-

фильтра

 

 

лаждение

Низкий уровень охлаждаю­

Долить жидкость

 

 

щей жидкости

 

 

 

Неисправен водяной насос

Отремонтировать

или заме­

 

 

нить насос

 

 

Пробоксовывание приводно­

Отрегулировать

натяжение

 

го ремня

 

 

44


фрикционами, тормозного усилителя и работу гидротранеформатора.

Масло всасывается через магнитный фильтр 19 (рис. 24) насосом 15 из картера в отсеке конической шестерни. Насосом масло подается через фильтр 7 на органы гид­ равлического управления трансмиссией, обратный клапан

для управления бортовыми фрикционами и

тормозных

усилителей.

Если

фильтр засорен, перепускной кла­

пан перепускает масло мимо фильтрового элемента.

Обратный

клапан

предотвращает потерю

давления в

управлении бортовыми фрикционами и в тормозных уси­ лителях при выключении муфт бортовых фрикционов и включении тормозов во время заполнения муфты транс­ миссии. Клапан 4 направляет масло на поршни бортовых фрикционов. Небольшое количество масла поступает на смазку приводного механизма клапана управления, кони­ ческой шестерни и ее подшипников.

Масло, поступающее на золотник 8, заряжает гидротрансформаторную часть распределителя крутящего мо­ мента. Предусмотренная конструкцией утечка масла из гидротрансформатора обеспечивает смазку деталей распре­ делителей крутящего момента. Откачивающий насос 20 возвращает масло, утекающее из картера гидротрансфор­ матора 25, в корпус распределителя крутящего момента по магистрали 26 и на клапан для смазки и охлаждения тормозных лент. Дополнительное масло для охлаждения тормозов забирается насосом 20 из картера 21 через маг­ нитный фильтр 22.

Масло, выходящее из гидротрансформатора, проходит отверстие 13 (или перепускной клапан выхода гидро­ трансформатора на машинах раннего выпуска) в масля­ ный радиатор 16 двигателя. Часть масла от масляного радиатора подается на систему смазки трансмиссии. Мас­ ло, не потребляемое для смазки трансмиссии, направляет­ ся на входную сторону рециркуляционного насоса 23 для вспомогательной зарядки гидротрансформатора 24.

45


Рис. 24. Схема управления гидравлики (первая передача вперед):

1 — корпус клапанов предохранительных и направления; 2 — золотник направ­

ляющего клапана; 3 — предохранительный клапан; 4 — управление муфтами бортовых фрикционов; 5 — золотник клапана выбора передач; 6 — корпус кла­ пана выбора передач; 7 — масляный фильтр; 8 — золотник перепускного кла­ пана на входе гидротрансформатора; 9 — золотник клапана перепада давления; 10 — предохранительный клапан; 11 — линия смазки задней части трансмиссии;

12 — линия смазки передней части трансмиссии; 13 — калиброванное отверстие’; 14 — корпус клапана, управляющего давлением; 15 — масляный насос транс­ миссии; 16 — масляный радиатор; 17 — золотник перепускного клапана моду­ ляции давления; 18 — грузовой поршень; 19 и 22 —і магнитные сетки; 20 — пере­ качивающий насос; 21 — картер масла; 23 — циркуляционный насос; 24 — гид­ ротрансформатор; 25 — картер гидротрансформатора; 26 — маслопровод на ох­ лаждение тормозов; А — штуцер замера давления в муфте направления; В — штуцер замера давления трансмиссионного масла насоса; С — штуцер замера давления смазывающего масла; Д — штуцер замера давления масла в муфте передач; Е — штуцер замера давления насоса трансмиссии; F — штуцер заме­ ра давления масла на выходе трансформатора

Масло, перепускаемое клапанами гидравлического управления трансмиссией, направляется в перепускной клапан 8 для вспомогательной зарядки гидротрансформа­ тора. Этот клапан перепускает все масло, которое не по­ требляется гидротрансформатором, в масляный картер трансмиссии.

Когда дизельный двигатель запускается, насос 15 за­ бирает масло через сито в нижней части корпуса транс­ миссии. Масло проходит фильтр 7 и подается на золотник 5. При нейтральном положении рычага золотник 5 и пре­ дохранительный клапан 3 перемещаются направо. В этом положении клапан направляет масло через выходное от­

верстие на муфту № 3. Кроме того, масло может

сво­

бодно проходить на корпус клапана 14 регулировки

дав­

ления.

 

Так как начальное давление системы низкое, пружина держит золотник 9 в закрытом положении и предотвра­ щает поступление масла через канал на предохранитель­ ный клапан 3. Перепускной клапан давления 17 держит­ ся в закрытом положении пружиной. Когда полость за поршнем муфты № 3 заполнена, давление масла повы­ шается настолько, что сжимается пружина и золотник 9 перемещается направо, открывая путь на предохрани­ тельный клапан и блокируя перепускное отверстие. Не­ большие отверстия в золотнике 9 ограничивают поток масла и вызывают дальнейшее повышение давления мас­ ла: пружина сжимается настолько, что масло выходит че­ рез клапан, минуя золотник 17.

Масло проходит в отверстия золотника 9 и доходит до обратного клапана 10. Канал обратного клапана ограни­ чивает поток масла, и клапан перемещается направо, бло­ кируя перепускное отверстие. После этого масло прохо­ дит канал и заполняет пространство за поршнем 18. По мере повышения давления поршень перемещается налево и сжимает пружину. Это увеличивает ее усилие на золот­ ник 17, создавая более высокое давление в системе. Оно

47


продолжает повышаться до тех пор, пока поршень 18 не остановится на упоре. В этот момент давление будет мак­ симальным (24,25 кг/см2).

При перемещении рычага переключения из нейтраль­ ного' положения в положение первой передачи вперед золотник 5 и предохранительный клапан 3 перемещаются направо (или вперед). В этом положении фильтрованное масло направляется в полость за муфтой № 5, а масло в

муфте № 3 выходит через перепускное отверстие в кор­ пусе 6.

Кроме того, масло может свободно протекать по окружности золотника 5 на корпус клапана 14. В момент

переключения передачи давление

системы понижается,

вследствие чего золотники 17 и 9

перемещаются

налево,

а поршень 18 направо.

 

 

Когда золотник клапана перепада давления

переме­

щается налево, он выпускает масло за поршнем 18 через перепускное отверстие. Обратный клапан 10 перемещает­

ся налево и выпускает масло за поршнем 18 через

пере­

пускное отверстие.

 

Когда клапан регулировки давления перепускает1 мас­

ло от насоса, заполняется полость за поршнем

муфты

№ 5.

После заполнения этой полости давление масла по­

вышается и золотник 9 перемещается

направо,

блоки­

руя

перепускное отверстие и открывая

канал на

кор­

пус

1.

 

 

При этом предохранительный клапан 3 и золотник 2 занимают положение, в котором масло направляется через выходное отверстие на муфту № 1.

Два маленьких отверстия в золотнике 9 ограничивают степень заполнения муфты № 1. Отверстия служат также дросселями, которые вызывают повышение давления, пока перепускной клапан 17 не откроется для перепуска масла через канал на разгрузочный клапан входа гидротранс­ форматора.

48