Файл: Нирк, А. Д. Пособие машинисту бульдозера Д9G фирмы Катерпиллар.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11

Рис. 25. Размещение узлов гидроуправления

1 — гидронасос; 2 — предохранительный клапан; 3 — направляющий гидрорас­ пределитель; 4, 5, 6 — гидрораспределители подъема, опускания и наклона от­ вала; 7 — контрольный клапан; 8 — гидрораспределитель выталкивания пальца зуба рыхлителя; 9 — гидроцилиндр подъема и опускания рыхлителя; 10 — ци­

линдр подъема рыхлителя; И—гидроцилиндр наклона

рыхлителя; 12— гидро­

цилиндр наклона отвала; 13 — гидроцилиндр подъема

и опускания отвала;

14 — клапан быстрого опускания отвала

 


Рис. 26. Рабочее место водителя:

1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг левого бортового фрикциона; 3 — рычаг правого бортового фрикциона; 4 — рычаг акселератора; 5 — деселератор; 6 — правая тормозная педаль; 7 — сиденье водителя; 8 — левая тормозная пе­ даль; 9 — рычаг блокировки трансмиссии

По мере заполнения муфты № 1 давление повышается, за поршнем 18 сжимается пружина для повышения дав­ ления на перепускном клапане. Когда муфты № 5 и 2 полностью включены, поршень становится на упор и дав­ ление поддерживается почти постоянным до следующего переключения передачи.

Работа навесного оборудования бульдозера (отвала, рыхлителя) осуществляется с помощью гидравлической системы с рабочего места оператора. Развернутая схема соединений узлов гидравлической системы представлена на рис. 25.

50

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ

Рабочее место водителя оснащено щитком приборов для контроля за работой узлов и систем бульдозера, а также рычагами и педалями для управления движением трактора и операциями, выполняемыми навесным буль­ дозерным и рыхлительным оборудованием.

На рис. 26 показано расположение рычагов и педалей управления трактором, на рис. 27 приведены приборы контроля за работой узлов и систем трактора, на рис. 28, 29 и 30 — положение рычагов управления бульдозерным отвалом и рыхлителем при выполнении различных опе­ раций.

Перед пуском проверяют предохранительные щиты и крышку для определения ослабления болтов и поврежде­ ний; на отсутствие износа или утечки смазки в катках и натяжных колесах; на утечку масла, топлива или охлаж­ дающей жидкости и уровень масла в картере двигателя; на наличие жидкости, утечки или накопление грязи или мусора в системе охлаждения; на свободное движение рычагов управления.

1 2 3

9

8

8 7

5

 

 

 

Рис. 27. Щиток приборов:

 

Рис.

28. Положения рычага

/ — термометр охлаждающей жидко­

при

подъеме

бульдозерного

сти; 2 —• амперметр; 3 — манометр мас­

отвала:

 

ла двигателя;

4 — выключатель ос­

1 — подъем; 2 — держание; 3 —

вещения; 5

— кнопка

выключателя;

6 — выключатель пуска с подогревом;

опускание; 4 — плавающее поло­

7 — термометр турбомуфты;

8 — ма­

жение

 

 

нометр топлива; 9 — манометр охлаж­ дающей жидкости

51


Рис. 29. Положения

рычага

Рис.

30.

Положения рычага

при наклоне бульдозерного от­

управления

рыхлителем:

вала:

левой

стороны;

1 — подъем; 2 — держание; 3 —

1

опускание

опускание

 

 

2

держание; 3

— подъем

 

 

 

 

 

На утечку

масла проверяют

бортовые

редукторы,

трансмиссию,

гидросистему;

гусеничную цепь

проверяют

на натяжение и обнаружение обломанных башмаков или потерянных болтов; рабочее место водителя — на исправ­ ность приборов и чистоту места; топливные баки основ­ ного и пускового двигателя — на наличие топлива.

При пуске двигателя нажимают на обе тормозные пе­ дали 6 и 8 (см. рис. 26) и блокируют тормоз. Рычаг пе­ реключения передач 1 устанавливают в нейтральное по­ ложение и блокируют его. Рычаги управления бульдозер­ ным отвалом и рыхлителем переставляют в положение держания и включают массу (никогда ее не выключают на работающем двигателе).

1. Пуск с помощью прямого электропуска

При температуре выше 15°С рычаг акселератора пере­ водят через ограничитель. Поворачивают выключатель «Накал—пуск» в положение «Пуск» и возвращают в ис­ ходное положение сразу после пуска дизеля.

При температуре ниже 16°С рычаг акселератора пере­ ставляют через ограничитель, поворачивают выключатель

52


«Накал—пуск» в положение «Накал». Продолжитель­ ность включения при температуре от 16 до 0°С — 1 мин, при температуре от 0 до —18°С — 2 мин и ниже

—18°С — 3 мин. Затем поворачивают выключатель в по­ ложение «Пуск» и сразу после пуска двигателя возвраща­ ют в исходное положение.

2. Пуск с применением пусковой жидкости

Рычаг акселератора переставляют через ограничитель. Поворачивают выключатель в положение «Накал» и вкладывают капсулу с пусковой жидкостью или вспрыс­ кивают жидкость в первичный воздухоочиститель во время поворачивания дизеля. Поворачивают выключатель в положение «Пуск». После пуска дизеля иногда нужно повернуть выключатель в положение «Накал», пока ди­ зель не будет работать равномерно.

3. Пуск с помощью бензинового пускового двигателя

При пуске с помощью бензинового пускового двигате­

ля

включают массу, передвигают рычаг

акселератора

в

крайнее переднее положение, переставляют

рычаг де­

компрессии в положение «Пуск» и переставляют транс­ миссию двигателя на высшую передачу. Затем вдвигают рычаг муфты сцепления пускового двигателя для выклю­ чения муфты, открывают топливный краник, вытягивают кнопки воздушной и дроссельной заслонок на четверть или половину их хода, поворачивают выключатель магнето в положение «О».

Нажимают кнопку электропускача и отпускают, когда пусковой двигатель начал работать.

После прогрева пускового двигателя вдвигают кнопку воздушной заслонки и выдвигают кнопку дроссельной

53

заслонки на высокие обороты холостого хода. Вдвигают рычаг муфты до включения тормоза сцепления и держат в течение 5 с; подтягивают рычаг муфты на себя, чтобы вве­ сти в зацепление муфту и приводную шестерню пускового двигателя. Рычаг декомпрессии передвигают в положение «Работа», подтягивают на себя рычаг акселератора основ­ ного двигателя и открывают насосы впрыска топлива. Когда основной двигатель запустился, вдвигают кнопку дроссельной заслонки на четверть или половину и завин­ чивают топливный краник. Когда пусковой двигатель ос­ тановится, вдвигают кнопку дроссельной заслонки и вы­ ключают магнето.

После пуска дают двигателю поработать на низких оборотах, пока манометр не покажет нормального давле­ ния, проверяют индикатор воздухоочистителя. Если крас­ ный штырь зафиксировался в верхнем положении, прочи­ щают воздухоочиститель, дают двигателю поработать с легкой нагрузкой в течение 5 мин и внимательно следят за показаниями измерительных приборов, которые должны находиться в пределах «Нормально», а стрелка ампермет­ ра показывает «О» или «+».

Если индикаторы фильтров, трансмиссии или гидроси­ стемы показывают красный цвет при работающем двигате­ ле и прогретом масле, прочищают их фильтры.

4. Управление бульдозером

Для подъема навесного оборудования (отвала буль­ дозера и рыхлителя) на 0,5 м нажимают обе тормозные педали и снимают блокировку тормозов. Включают блоки­ ровку передач трансмиссии, переставляют ее рычаг на же­ лаемое направление и передачу.

Для повышения или понижения скорости двигателя ры­ чаг акселератора соответственно двигают на себя или от себя. Если бульдозер оснащен деселератором, рычагом

54


акселератора ставят нужную передачу, а нажатием педа­ ли понижают скорость.

Чтобы изменить направление движения, снижают чи­ сло оборотов двигателя и плавно нажимают обе тормоз­ ные педали, передвигают рычаг трансмиссии в нужное по­ ложение, отпускают тормозные педали и повышают ско­ рость бульдозера рычагом акселератора или педалью деселератора. Постепенно поворачивая направо, подтяги­ вают на себя рычаг правого бортового фрикциона; при резком повороте направо одновременно подтягивают на се­ бя рычаг правого бортового фрикциона и нажимают на правую тормозную педаль. Для поворота налево операции проводятся в той же последовательности, только с рычагом левого фрикциона и левой тормозной педалью.

При работе на крутых склонах включают низшую пе­ редачу и притормаживают обоими тормозными педалями.

Для остановки бульдозера снижают скорость двигате­ ля, передвигая от себя рычаг акселератора, переставляют рычаг трансмиссии в нейтральное положение, нажимают обе тормозные педали, блокируют их и рычаг трансмис­ сии, опускают навесное оборудование (отвал и рыхлитель). Остановив бульдозер, передвигают акселератор на холос­ тые обороты и останавливают двигатель; переключают рычаг акселератора в крайнее переднее положение, вы­ ключают массу и вынимают ключ массы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

1. Общие положения

Исправность бульдозера и его постоянная го­ товность к работе достигаются планомерным осуществле­ нием мероприятий по техническому обслуживанию и ре­ монту.

Материалы инструкции фирмы, положения и инструк­ ции по техническому обслуживанию отечественных буль-

55

позеров, а также опыт эксплуатации бульдозеров Д9С позволяют рекомендовать пять видов технического обслу­ живания:

Сменное техническое обслуживание.............................................

ЕО

Первое

»

» ..............................................

ТО-1

Второе

»

»

ТО-2

Сезонное

»

» ..............................................

СО

Годовое

»

» .............................................

ГО

Основой являются периодические технические обслу­ живания, которые охватывают комплекс профилактичес­ ких мероприятий по поддержанию работоспособности ма­ шин в процессе их использования.

Техническое обслуживание организуется по планово­ предупредительной системе, при которой каждая маши­ на после определенного пробега или работы принудитель­ но в плановом порядке подвергается одному из видов тех­ нического обслуживания.

Периодические технические обслуживания призваны обеспечивать: постоянную техническую готовность и над­ лежащий внешний вид машин; предупреждение сверхнор­ мативного износа деталей и сопряжений; своевременное выявление и устранение причин, вызывающих повышен­ ный износ, поломки и аварии; надежную работу как в те­ чение всей смены, так и до очередного технического обслу­ живания; безопасность для обслуживающего персонала и окружающих; максимальные межремонтные сроки служ­ бы; минимальные трудовые и материальные затраты на содержание, эксплуатацию, профилактическое обслужи­ вание и ремонт.

Периодические технические обслуживания осуществля­ ются в соответствии с правилами, которыми определяются виды технических обслуживаний, их периодичность, но­ менклатура профилактических работ. Выполнение этих правил обязательно в течение всего периода эксплуа­ тации.

56