Файл: Капитула, П. А. Эффективность капитальных вложений и основных производственных фондов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
19 мая 1971 года на 30 машиностроительных предприятиях г. Минска было обследовано 26 965 металлорежущих станков, 4105 кузнечно-прессовых машин, 799 единиц литейного оборудования и 2398 электросварочных машин.
В этот день по различным причинам не рабо тало более 4 тысяч единиц металлообрабатываю щего оборудования, в том числе в основном произ водстве: металлорежущих станков 2006, кузнечно прессовых машин 369, литейного оборудования 126, электросварочных машин 179 штук. Если же распространить процент недоиспользования станоч ного парка на машиностроительных предприятиях на все отрасли, то ежегодно, следовательно, не ис пользуются в работе более 520 тысяч металлоре жущих станков и более 150 тысяч единиц кузнеч но-прессового и литейного оборудования. Таковы огромные резервы народного хозяйства в условиях напряженности в балансе оборудования и значи тельных запросов на капитальные вложения со стороны министерств и ведомств. При наличии та ких огромных резервов перед министерствами и ведомствами, перед всеми коллективами предприя тий и организаций стоит задача огромной государ ственной важности — резко сократить бездействую щее оборудование.
Наличие бездействующего оборудования не благоприятно отражается на экономических пока зателях предприятий, однако некоторые из них сознательно содержат запасное оборудование. На участке картера Гомельского завода пусковых дви гателей установлено 62 станка, а в течение не скольких лет практически работают только 52. На Минском моторном заводе для обработки колен вала применяются, например, два горизонтально сверлильных станка, хотя годовую производствен ную программу обеспечивает производительная способность одного из них. Нельзя обосновать эко номическую целесообразность одновременной эк сплуатации двух сборочных конвейеров на заводе
46
«Гомсельмаш», если пропускная способность каж дого из них обеспечивает годовую потребность в комбайнах.
Подобных примеров можно привести много. Предприятия страхуют выпуск ответственных де тален, устанавливая так называемое дублерное оборудование. В большинстве случаев наличие станков-дублеров является результатом недостат ков в организации производства, отсутствия стра ховых запасов деталей, плохой организации ре монтного хозяйства и т. д. Мобилизация внутри производственных резервов позволит значительно повысить эффективность затрат на приобретение оборудования.
Низкий коэффициент использования оборудова ния в машиностроении БССР и на ведущих пред приятиях этой отрасли производства не помешал успешному выполнению производственной програм мы и плановых заданий по ряду других экономи ческих показателей. Так, например, Минский трак торный завод при коэффициенте сменности 1,65 и при внутрисменном использовании оборудования не более чем на 81,2 процента увеличил в 1971 го ду по сравнению с 1966 годом объем производства на 39,6 процента, производительность труда на 27,3 процента, прибыль на 99,8 процента и фондо отдачу на 0,7 процента, а Белорусский автомобиль ный завод, имея еще более низкий коэффициент сменности, увеличил объем производства на 93,8 процента, производительность труда на 39,1 про цента, а фондоотдачу на 3,4 процента.
Особенно низок коэффициент сменности полу автоматического и автоматического оборудования, станков с числовым программным управлением. Многие из них работают в одну смену. Одна из причин создавшегося положения — недостаточно широкое применение многостаночного обслужива ния. Это объясняется не только и даже не столь ко нехваткой квалифицированных наладчиков и операторов, но и низким уровнем организации про
47
изводства и труда станочников, недостаточным ис пользованием разнообразных форм материального и морального поощрения многостаночников. Неред ко при подведении итогов социалистического со ревнования не учитывается тот факт, что один трудится на нескольких станках, а другой — лишь на одном. Так создается вокруг многостаночничества атмосфера необязательности.
Данные о коэффициентах сменности и внутрисменном использовании производственного обо рудования на машиностроительных предприятиях свидетельствуют о значительных резервах роста фондоотдачи за счет лучшей загрузки оборудова ния в процессе эксплуатации.
Неиспользованные резервы повышения эффек тивности основных фондов особенно четко выявля ются при анализе причин целосуточных простоев оборудования по 30 машиностроительным пред приятиям г. Минска. Больше половины целосуточ ных простоев вызвано недостатками организации производства, неукомплектованностью рабочими, срывами в материально-техническом снабжении (таблица 2).
В текущей пятилетке за счет повышения коэф фициента сменности в машиностроении СССР на мечается получить дополнительно продукции 7—8 миллиардов рублей и сэкономить 6—7 миллиардов рублей капитальных вложений. Предварительные расчеты показывают, что повышение коэффициента сменности в машиностроении БССР до 1,6 обеспе чит производство дополнительной продукции на 270 миллионов рублей и приведет к экономии око ло 200 миллионов рублей капиталовложений. Од нако это не предел. Если бы удалось повысить коэффициент сменности работы оборудования до 1,8—1,9, принятого считать оптимальным при двух сменном режиме работы, то на тех же производ ственных площадях и при той же стоимости ак тивной части основных фондов можно было бы увеличить объем выпуска продукции на 25—30 про центов.
48
Таблица 2
Целосменные простои оборудования на 19 мая 1971 года
(в процентах)
Показатели
Металло режущие станки |
Кузнечно прессовые машины |
Литейное оборудо вание |
Электро сварочные машины |
|
|
, |
|
Всего не работало оборудова- |
100 |
100 |
100 |
100 |
ния |
|
|
|
|
В том числе по причинам: |
|
|
|
|
плановый ремонт и модерни |
15,4 |
22,5 |
28,6 |
16,2 |
зация |
||||
резерв и консервация |
16,5 |
11,3 |
30,2 |
20,0 |
излишнее оборудование |
6,1 |
4,3 |
2,4 |
3,8 |
неисправность и внеплановый |
11,1 |
12,3 |
6,4 |
10,8 |
ремонт оборудования |
||||
неукомплектованность рабо- |
23,0 |
30,6 |
8,7 |
18,4 |
чими |
||||
отсутствие материалов, заго |
15,6 |
7,0 |
8,7 |
13,5 |
товок, деталей |
||||
отсутствие инструмента, при |
|
|
|
|
способлений, технической до- |
|
|
|
|
кументации, электро- и тепло- |
|
|
|
|
энергии, сжатого воздуха, |
|
|
|
|
подъемно-транспортных |
1,1 |
0,5 |
3,2 |
|
средств |
17,3 |
|||
прочие целосуточные простои |
11,2 |
11,5 |
11,8 |
В повышении коэффициента сменности следует ориентироваться не столько на ограниченные воз можности дополнительного привлечения рабочей силы, сколько на механизацию и автоматизацию вспомогательных работ, использование станков с программным управлением и переход на много станочное обслуживание, сокращение наличного парка оборудования и прежде всего, конечно, мо рально устаревшего, эксплуатация которого свя зана с повышением текущих затрат и большими затратами на капитальный и средний ремонт. При
49
этом часть морально устаревшего оборудования можно еще использовать в других отраслях, где недостает соответствующей техники и где уровень его использования не может быть достаточно вы соким.
Одним из главных факторов наиболее полного и производительного использования машин и обо рудования является установление оптимальной пропорциональности в составе средств труда. Не редко, однако, бывает так, что экономически обос нованные пропорции не обеспечиваются. Так, на пример, в цехе пускового двигателя и цехе редук тора Гомельского завода пусковых двигателей фонд времени оборудования при двухсменном ре жиме его работы соответствовал пооперационной станкоемкости деталей только по зубообрабаты вающей группе. По всему станочному парку фонд времени его работы превышает пооперационную станкоемкость деталей в 1,5 раза, в том числе: по шлифовальной группе — более чем в 1,4 раза; по резьбонарезной — почти в 6 раз; по протяжной — в 4,2 раза и по прочей группе — более чем в 5 раз. Итак, вместо пропорциональности средств труда — их диспропорциональность, при которой загрузка различных групп оборудования при двухсменном режиме его работы колеблется от 17 до 100 про центов.
Расхождение структуры трудоемкости и струк туры парка технологического оборудования, кото рое порой длится годами, сложилось под воздей ствием многих причин.
Известно, что большинство наших промышлен ных предприятий универсальные, они выпускают небольшими партиями широкую номенклатуру из делий, часто сами производят все необходимые де тали, узлы, заготовки. В то же время выпуск одно родных изделий неоправданно распылен на боль шом числе предприятий, причем многие из них не имеют специализированного производства. Некото рые предприятия, даже находясь на близком рас
50
стоянии друг от друга, выпускают одинаковую про дукцию. Неоправданная распыленность производст ва однородных изделий обусловливает во многих случаях мелкосерийный его характер, что, естест венно, сопряжено с большими затратами труда; этим объясняется также большая разнотипность изделий. В результате этого производство общема шиностроительной продукции в настоящее время рассредоточено по значительному количеству от раслей и предприятий. Например, литье чугунное производится в 97 отраслях, литье стальное — в 61, литье цветное — в 80, поковки — в 77, штам повки горячие — в 52, сварные конструкции — в 81 отрасли1. Низкий уровень подетальной и поузловой специализации приводит к тому, что в усло виях крупносерийного производства нередки слу чаи, когда пропускные способности поточных линий составляют 300—400 процентов и более к плану производства.
На пути осуществления специализации встре чаются трудности, которые возникают в ходе тех нического прогресса. С одной стороны, техниче ский прогресс требует углубления специализации производства, с другой стороны, он порождает противодействующие этой тенденции факторы, к числу которых относится прежде всего непре рывный рост номенклатуры продукции, ее видов и типоразмеров. При этом номенклатура продук ции растет быстрее, чем основные фонды. Указан ное противоречие технического прогресса, прояв ляющееся в необходимости углубления специали зации одновременно с ускоряющимся ростом но менклатуры продукции, необходимо учитывать и планомерно разрешать. Основным средством раз решения этого противоречия является унификация и стандартизация.
Самую активную роль в повышении уровня межотраслевой и отраслевой унификации и стан
1 См.: «Экономическая газета», 1969, № 10, стр. 16.
51
дартизации призваны сыграть проектные и конст рукторские организации. Однако многие из них до последнего времени не уделяют достаточного внимания этому вопросу.
Из опыта других высокоразвитых в техниче ском отношении стран известно, что продукция, не прошедшая апробации на новизну и патентоспо собность, ставится на производство при наличии не менее 75—80 процентов унифицированных де талей и узлов. Показательным в этом отношении является опыт организации проектно-конструктор ских работ в ГДР, где проект машины не прини мается к рассмотрению при наличии менее 80 про центов деталей и узлов, уже освоенных промыш ленностью. Высокий уровень унификации позво ляет организовать производство новых изделий на имеющемся оборудовании за счет технологического перераспределения работ. А если и потребуется новое оборудование, то эта потребность будет незначительной. Одной из причин низкого уровня
унификации |
и стандартизации |
является |
то, |
что |
|
в нашей проектно-конструкторской практике |
сти |
||||
мулирование |
труда |
проектантов и конструкторов |
|||
осуществляется по |
количеству |
созданных |
ориги |
нальных, новых деталей и конструкций, даже если качество и эффективность их такое же или ниже, чем у установленных, освоенных ранее.
Особенно плохо специализированы вспомога тельные производства. Почти каждое предприятие, независимо от его размеров, как правило, само ремонтирует оборудование, изготовляет инструмент, технологическую оснастку, производит другие ра боты. Причем небольшие объемы таких работ де лают экономически невыгодным применение новой техники и прогрессивной технологии. В итоге при низком качестве работ чрезмерно высока себестои мость их выполнения,
Одной из причин, вызывающих длительные простои оборудования в ремонте, является неудов летворительный уровень механизации ремонтных
52
работ на предприятиях. Так, в ремонтно-механиче ских цехах Минского автомобильного завода он равен 35,7 процента, на Минском заводе автома тических линий — 20 процентам. Еще ниже уро вень механизации ремонтных работ в цеховых ре монтных базах. На большинстве промышленных предприятий он не превышает 10—15 процентов. Коэффициент сменности работы оборудования в ремонтных цехах в 1,5—2 раза ниже, чем в основ ных цехах, и за редким исключением не превы шает 0,9.
Низкий уровень механизации и организации труда предопределил и крайне высокую трудоем кость работ, связанных с поддержанием машин и оборудования в работоспособном состоянии. Сни жению затрат на капитальный ремонт и переклю чению части материальных и трудовых ресурсов из сферы ремонтного хозяйства на производство новых средств труда способствует сокращение фактических сроков службы машин и оборудова ния до экономически целесообразных. Длительные сроки эксплуатации основных фондов порождают не только потери от морального износа, но обус ловливают возрастание затрат на капитальный ре монт; происходит определенная деформация в сто рону расширения ремонтной сферы, размеры кото рой снижают эффективность производства.
В настоящее время на ремонтные работы ма шинного парка страны ежегодно расходуется около 14 миллиардов рублей; почти половина станочного парка страны занята ремонтными работами. На ремонте только металлорежущих станков занято в 3,5 раза больше рабочих, чем в самой отрасли машиностроения; ежегодно расходуется такое ко личество металла, из которого можно было бы до полнительно изготовить 150 тысяч станков, то есть около 78 процентов их годового производства. В Директивах XXIV съезда КПСС ставится задача ограничить объемы малоэффективного капитально го ремонта и увеличить долю амортизационных от
53