Файл: Капитула, П. А. Эффективность капитальных вложений и основных производственных фондов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
нении и перевыполнении плана освоения капи тальных вложений, тогда как подрядчик больше заинтересован во вводе строек и объектов в строй действующих в нормативный срок и досрочно. От ветственность заказчика нередко побуждает его принимать объекты со значительными недоделка ми и отклонениями в технологии строительства. Устранить это противоречие между интересами заказчика и подрядчика, заказчика и государства возможно, если только всю полноту ответственно сти за создание основных фондов, включая проек тирование, заказ, получение оборудования и сдачу
объекта, |
возложить на генерального подрядчика |
в лице |
союзно-республиканского министерства |
строительства и его проектно-строительные объеди нения, комплектующие и пуско-наладочные орга низации.
Концентрация функций управления по проек тированию, строительству и комплектованию сни мет с повестки дня проблему сроков разработки капитального строительству, так как еще на ста дии выдачи заказчиком задания на разработку про екта по существу должен решиться и вопрос о включении объекта в план капитального строи тельства и в титульные списки. Эта концентрация приведет к сокращению бросовых проектных ра бот, возникающих по вине заказчика, и создаст возможности для маневрирования имеющимся обо рудованием с целью ускорения его монтажа на объектах с высоким процентом технической готов ности.
Необходимо также признать, что проектно сметная документация и титульные списки являют ся плановым документом на весь период строи тельства, а договоры подряда имеют силу закона в течение этого же периода, за исключением, когда решением правительства по отрасли и объекту из меняются объемы капитальных вложений.
В связи с тем, что ведомственная экспертиза проектно-сметной документации и ведомственный
30
контроль за качеством продукции слабо способст вуют повышению эффективности капитальных вло жений и общественного производства, ждет своего решения и вопрос о создании действенной системы государственного контроля и государственной эк спертизы.
Совершенствование организации и повышение качества проектно-строительных работ
Проектирование является первым этапом цик ла создания новых производственных фондов и мощностей. Улучшение качества проектных реше ний, сокращение длительности цикла проектиро вания и своевременная разработка технической документации имеют большое значение в деле по вышения эффективности капитальных вложений и основных фондов. Низкое качество проектных ре шений, бросовые работы и несвоевременная раз работка технической документации отрицательно сказываются на организации капитального строи тельства, увеличивают сроки строительства и его сметную стоимость, приводят к тому, что в усло виях высоких темпов научно-технического прогрес са многие строительные объекты морально устаре вают еще до ввода их в действие.
Одним из важных резервов роста эффектив ности капитальных вложений и производственных фондов является повышение требований к эконо мичности проектов. Проекты не только должны быть на уровне лучших отечественных и зарубеж ных достижений, но и призваны обеспечивать бо лее высокие показатели (по удельным капиталь ным вложениям, срокам окупаемости капитальных вложений, производительности труда и др.) по сравнению с показателями, достигнутыми на луч ших предприятиях. Между тем многие проекты продолжают разрабатываться без учета новейших
31
достижений науки и техники, в частности, они не рассчитаны на широкое применение прогрессивных, а также местных строительных материалов. В них зачастую используется большое количество типов и размеров конструкций и деталей, еще не достиг нута возможная унификация, взаимозаменяемость в различных типах зданий и сооружений, что за трудняет внедрение индустриальных методов.
Не всегда качественны не только индивиду альные, но и типовые проекты. Они зачастую не учитывают повышение в перспективе уровня авто матизации с помощью электронно-вычислительных машин и диспетчеризации, климатические условия
вразных районах, разный состав сырьевых ресур сов и т. д. Все это ведет к нерациональным пере делкам и дополнительным расходам. Большое чис ло типовых проектов, разрабатываемых ведомст венными проектными организациями, нередко приводит к тому, что одни и те же здания и со оружения оказываются запроектированными в раз личных конструктивных решениях. Таким обра зом, типовые проекты превращаются, по существу,
виндивидуальные, что приводит к удорожанию строительных объектов, удлинению сроков строи тельства и окупаемости затрат.
Проектно-сметное дело в СССР осуществляет ся в большом объеме. Удельный вес проектно-изы скательских работ в общем объеме капитальных вложений составляет в среднем около 6 процентов. Статистическая отчетность за длительный период времени свидетельствует, что планы проектных и изыскательских работ в целом по народному хо зяйству систематически выполняются и перевыпол няются как по объему реализации, так и по номен клатуре важнейших объектов. Но в планы подряд ных строительных организаций нередко включают ся и объекты, не обеспеченные (полностью или частично) рабочими чертежами и сметами на планируемый объем строительно-монтажных ра бот.
32
Отсутствие технической документации не по зволяет заключать подрядные договоры и прини мать их к финансированию стройбанками. Это ве дет к простоям строительной техники и потерям ра бочего времени в начале и штурмовщине в конце года, к снижению качества строительно-монтажных работ.
Основной причиной все еще недостаточного ис пользования возможностей проектных организаций, приводящего к необеспеченности строек техниче ской документацией, является отсутствие перспек тивных планов развития капитального строитель ства в ряде министерств и ведомств. Именно по этому они включают в планы проектно-изыска тельских работ объекты, которые в ближайшее время строиться не будут. Нередко задания на раз работку рабочих чертежей выдаются с большим завышением исходных расчетных данных. Заказ чик, не зная, какими капитальными вложениями он будет располагать на следующий год, на всякий случай заказывает рабочие чертежи «в запас». Такое отношение министерств и ведомств к состав лению заявок на проектирование приводит к тому, что проектные организации загружаются работами по объектам, которые либо вообще не будут по строены, либо будут построены через несколько лет после окончания проектирования. В первом случае создаются значительные объемы бросовой проект ной документации, во втором — неизбежны допол нительные затраты, связанные с внесением в проект изменений вследствие морального старе ния заложенных в него технических решений.
Нередко проектные организации при выдаче технической документации не соблюдают необхо димую последовательность осуществления строи тельно-монтажных работ, допускают ошибки в проектно-сметной документации. Ошибки в сметах как в сторону их завышения, так и занижения за трудняют материально-техническое снабжение ка питального строительства, приводят к тому, что
2 Зак. 830 |
33 |
одни и те же материальные ценности являются на одних объектах дефицитными, а на других — из быточными. Выделение материальных фондов в меньших размерах, чем их требуется для произ водства работ, вынуждает строителей временно оставлять одни и переходить на другие объекты, обеспеченные материальными ресурсами, что ведет к увеличению незавершенного строительства.
Часто ошибки, допущенные при составлении проектно-сметной документации и в ходе строи тельства, вскрываются лишь тогда, когда проекты уже воплощены в реальные дорогостоящие объек ты основных производственных фондов. Это проис ходит по разным причинам, но главная из них заключается в том, что проектные организации нередко работают над проектами в одиночку, без участия строителей и эксплуатационников. Система оценки работы проектных организаций позволяет в ряде случаев сдавать в производство такие про екты, в которых заложена нереальная экономия за счет непредусмотренных в строительстве отдель ных объектов и узлов, без которых эксплуатация строящегося предприятия фактически будет невоз можна. В связи с этим ввод в эксплуатацию зна чительно задерживается из-за бесконечных доделок и переделок.
Возникает настоятельная необходимость усиле ния ответственности проектных и строительных организаций за качество проектно-сметной доку ментации и строительных работ. Решение этого вопроса должно пойти по линии установления бо лее тесного оперативного контакта проектных ор ганизаций со строителями и эксплуатационниками в процессе как составления проектно-сметной до кументации, так и строительства и освоения новых предприятий и производств. А этот тесный опера тивный контакт возможен только в условиях кон центрации функций управления проектными и строительными работами и усиления экономиче ской ответственности и заинтересованности проект-
34
но-строительных объединений в достижении про ектных показателей.
Для сокращения сроков проектирования и строительства необходимо повсеместно использо вать имеющийся опыт новых оперативных методов проектирования и постепенно отказаться от сло жившихся приемов громоздкого и медлительного цикла работы проектных организаций. Прогрессив ным методом проектирования является объемно макетный, который позволяет упразднить громозд кую службу по изготовлению большого количест ва чертежей, неизбежных при графическом проек тировании, и перейти к их изготовлению по моде лям. При объемно-макетном проектировании все изменения в объемно-планировочных решениях и конструкциях могут быть внесены в макеты и сфо тографированы значительно быстрее, чем при обыч ном перечерчивании.
Однако большинство проектировщиков рабо тают по старинке, затрачивая массу времени и сил на изготовление большого числа чертежей, огром ной сметной документации. Все это кроме того, что вызывает крайнюю медлительность в подго товке строительства, еще и создает частые за держки в обеспечении проектно-сметной докумен тацией и огромные неудобства в работе с подоб ными документами. Требование, чтобы проектиров щики составляли такие чертежи, было закономерно во времена, когда у нас на стройках было мало квалифицированных работников. Теперь же, при наличии в строительстве большого числа высоко квалифицированных кадров, такая опека проект ных организаций над строителями уже изжила себя.
Переход на прогрессивные методы позволяет
сокращать |
длительность |
проектирования в |
1,5— |
|
2 раза. |
|
|
|
|
ние |
На совершенствование организации и повыше |
|||
качества строительных работ большое влия |
||||
ние |
окажет |
дальнейшая |
индустриализация |
строи |
35
тельства. Этот процесс будет осуществляться пу тем применения облегченных строительных конст рукций из сталей повышенной и высокой прочно сти, экономичных профилей проката, а для ограж
дающих конструкций — стального профилирован |
|
ного настила. |
новая от |
В текущей пятилетке создается |
|
расль — производство алюминиевых |
строительных |
конструкций. Применение их повышает качество строительно-монтажных работ и резко снижает вес зданий и сооружений, а значит и использование кранов большой грузоподъемности. Изменяется технический характер строительного производства в результате широкого внедрения в практику но вых строительных материалов — химических (по лимерных), а также внедрения высокомеханизиро ванных и автоматизированных линий в промыш ленности сборного железобетона, внедрения круп нопанельного и объемноблочного домостроения.
Облегчение конструкций значительно снизит общую материалоемкость строительных изделий и затраты на их транспортировку. Одновременно появляется возможность более широко применять конвейерную сборку и блочный монтаж покрытий. Такие методы позволяют повысить производитель ность труда на работах по устройству покрытий на 20—25 процентов, а на монтаже металлоконст рукций почти в 1,5 раза. В результате общие сро ки возведения промышленных зданий могут быть сокращены на 15—20 процентов только за счет этого фактора.
В соревновании за сокращение сроков строи тельства положительное значение имеет опыт со здателей Волжского автозавода. Большую пользу принесло здесь одновременное выполнение и строи тельных работ и монтажа оборудования. По мере его окончания сразу же приступали на отдельных участках к пуско-наладочным работам, что позво лило значительно сократить не только сроки строи тельства, но и сроки освоения техники. По срав
36
нению с нормативной продолжительностью строи тельства аналогичных объектов сроки сооружения автозавода были сокращены, по расчетам специа листов, примерно на один год.
Одним из важных направлений сокращения продолжительности строительства является вне дрение автоматизированных систем во всех звень ях управления строительством, а также широкое применение методов сетевого планирования.
Сетевые графики, в основе которых лежит математическая модель, охватывающая весь комп лекс взаимосвязанных и взаимозависимых между собой работ, и в которые вносятся данные для раз работки плана, а также текущая информация о ходе его выполнения, позволяют осуществить це лый комплекс математических расчетов с помощью вычислительной техники и получать необходимые данные для разработки наиболее выгодных вари антов плана и оперативного управления ходом его выполнения.
Применение сетевых методов планирования и управления на строительстве ряда крупных объек тов позволило значительно сократить нормативную продолжительность строительства, сократить про стои и затраты труда.
Применение сетевых методов планирования и управления позволяет четко отобразить объем и структуру всего комплекса работ, выполнение ко торых необходимо для создания объекта, и уста новить рациональную степень детализации работ для различных уровней управления; выявить и всесторонне проанализировать все зависимости между работами и иметь наглядное изображение их технологической последовательности; составить обоснованный план выполнения комплекса работ по созданию объекта; осуществить обоснованное прогнозирование критических работ и сконцентри ровать внимание руководства на их первоочеред ном выполнении; эффективно использовать и при необходимости перераспределять ресурсы в ходе
37