Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческого поофидя и предприятию«!. Немалый опыт в этом от­ ношении накоплен в Сибирском отделении АН СССР. Сибирское отделение создавалось в то время, когда в отраве явствен­ но ощущалиоь новые интеграционные цроцеооы науки и произ­ водства, рожденные современной научно-технической револю­ цией. Поэтому здесь особенно интенсивно проводился поиск эффективных контактов науки о практикой. Эта сторона дея­ тельности сибирских ученых заслуживает специального рас­ смотрения. Мы же в данном олучае линь перечислим ооновнне "каналы", по которым академическая наука "питает" научнопроизводственный цикл на предприятиях. Важным ореди них оледует очитать хозяйственные договоры академических ин­ ститутов на исследовательские и конструкторские работы, а также договоры об оказании технической помощи. Роли в 1965 г . удельный вео хоздоговорных работ в общей объеме работ СО АН СССР ооотавлял 6£, то в 1970 г . - уже 25$. Не­ которые институты ведут работы для предприятий ю хозяйст­ венный договорам, объемом в миллионы рублей в год. Такая форма связи учреждений фундаментальной науки с производст­

вом имеет большое будущее в связи о экономической реформой. Предотавляет интерео и такой вид овяэи, как формиро­

вание бригад для решения комплексных научно-технячеоких проблем, куда входят специалисты воех заинтересованных предприятий: научные оотрудвики, инженеры, технолога,спе­ циалисты отраслевых институтов, конструкторских учреждений, опытных заводов. Программа деятельности таких бригад, как правило, утверждается министерством, курирующим данную про­ блему.

Большое значение имеет такая форма сотрудничества,как совместное авторство опециалиотов-теоретиков и опециалио- тов-практиков в решении какой-то проблемы. При такой форме

24

взаимодейотвия производства о учреждениями науки, помимо материальной заинтересованности, играет больную роль мо­ ральная заинтересованность работников в решении научно - технических задач.

Отметим и такой "канал" овязи с практикой, как меж­ ведомственные советы по внедрению открытий в производст­ во. Так, Межведомственный оовет при Восточно-Сибирском фи­

лиале СО АН СССР ( г . Иркутск) координирует развитие

вычис­

лительных центров в науке, промышленности, на транспорте

Восточной Сибири.

 

 

 

Связи фундаментальной науки с производством становят­

ся все более широкими и разнообразными (мы отметили

лишь

наиболее распространенные формы).

Ныне институты Сибирско­

го

отделения в той или иной форме

сотрудничают более

чем

с

ЗОО предприятиями страны.

 

 

Важная организационная проблема кооперации фундамен­ тальной науки о производством - упорядочение связей акаде­ мических институтов с предприятиями. Расширение этих свя­ зей , к сожалению, происходит на старой организационной ос­ нове, сложившейся задолго до превращения науки в стадию про­ изводственного процесса. Нетрудно, к примеру, найти завод, непосредственно сотрудничающий с двадцатью, а то и с трид - цатью научно-исследовательскими институтами. Однако,как по­ казывает практика, качественные показатели работы предприя­ тий далеко не всегда прямо пропорциональны числу НИИ, с ко­ торыми они связаны. Конечно, речь не может идти о свертыва­ нии названных связей. Но вопросы их упорядочения становятся вое острее, тем более, что в перспективе оледует ожидать дальнейшего усложнения взаимоотношений предприятий о НИИ.

Назрела необходимость в концентрации связей между ака­ демическими институтами и предприятиями. Это можно сделать

25


путей создания производственных к научно-технических объе­ динений, а также спецяалнвированных внедренческих оргаяиааций. Такие объединения и организация могли бы вступать в контакт о научно-иослвдовательокими учреждениями и затем планомерно распространять новяеотва на предприятия.

Отыскание аффективных форм овязн теоретических иссле­ дований о научно-производственным циклом в каждой отрасли хозяйства - актуальнейвая задача наших дней.

Стадии цикла

Для организации научно-производственного цикла целе­ сообразно знать его структуру или, иначе говоря, необходи­ мо разграничить отдельные стадии кругооборота научно-техни­

ческих

знаний в

большой оиотеме производства - от

выработки

идей

до их материализации.

 

Предварительно отметим те ооновные формы, в которых

научные знания

(открытия) овеществляются в производстве,

т .е . отандвятоя

материальной (производительной)

оилой.

Следует выделить, по вашему мнению, четыре основные формы материализации научных открытий: новая техника, прогрео - оивная технология, оовериенные организационные формы (оиотены), новые материалы. Конечно, нельзя противопоставлять окажем, технику технологии. Речь идет об определении ос­ новных путей преобразования материальной базы производства на оонове применения науки. Естественно, эти преобразования осуществляют люди, использующие научную информацию и высту­

пающие как живые носители

технических, технологических

и

организационных знаний.

 

 

Как представляв гоя,

научно-производственный цикл сле­

дует разбить на шесть .стадий.

26

первая птажня - научные исследования в разработка

(НИР) прикладного характера. На этой (походной) отаднв усилия направляются на оовоеняе фундаментальных идай.лежамнх в основе раврабатнваемого открытия, на обор допол­ нительной информации, лабораторную проверку, проработку таких оторон открытая иля уоловнй его применения, кото­ рые еде не яовы и т .д . В результате открытие приобрета­ ет более конкретные формы, при которых отановятоя явны­ ми опоообы его аффективного использования. Продукт НИР выступает в различных видах: текстовое опиоаяае, еокви, рецепт, вецеотво, материал, препарат (как образцы), мо­ дель или техническая и технологическая схемы.

Исследования прикладного характера, проводимые на первой отадии научно-производственного цикла, можно клаооифицировать следующим образом:

перспективные (анализ результатов фундаментальных иооледсваний, отыскание опоообов их приложение к {факти­ ке , обоснование перспектив развития науки и техники для выработки правильной технической политики);

аналитические (анализ различных вариантов техниче­ ских, технологических и организационных решений);

текущие, иди опытно-экспериментальные (проведение экспериментов, анализ результатов испытания образцов техники и проверки технологических процессов, исследо­ вание вопросов внедрения в практику новшеств);

информационные (сбор и обработка информации,обоб­ щение достигнутых результатов в различных областях на­ уки и технологии в нашей отраве и за ее рубежей).

К этой хе стадии следует отнеоти и оистему подго­ товки н переподготовки кадров, осуществляемую непосред­ ственно в промышленности. В отличие от окольного, сред-

27


него специального и высшего образования, выполняющего по отношению к научно-производственному циклу роль инфраст­ руктуры, повышение квалификации и переподготовка кадров, проводимые на предприятиях, носят не общеобразовательный, э скорее прикладной характер. Поэтому данные виды уче­ бы можно отнестн к первой стадии научно-производствен­

ного цикле.

Вторая стадия научно-производственного цикла -опыт­ но-конструкторские работы (ОКР) и экспериментальная про - верка открытий и условий их применения в производстве.ОКР не только связаны с НИР, но и выступают как их прямое про­ должение.

Путем отработки основных технических заданий, созда­ ния экспериментального производства выявляются реальные возможности открытия и условия их применения.

Третья стадия - проектирование. Здесь происходит даль­

нейшая конкретизация

открытия, его доработка и воплощение

в рабочие чертежи,

взаимоувязка отдельных

сторон его ис­

пользования. Общей тенденцией выступит рост

исследователь­

ского элемента в проектировании и уменьшение опытного, шаб­ лонного элемента.

Важно повысить "наукоеыкость" наших проектов, чтобы они воплощали более полно последние достижения науки и техники. Это требует серьезного укрепления (качественного и количественного) данного звена как в централизованном по­ рядке, так и на отдельных предприятиях.

Назрела острая необходимость ускоренного развития в на­ шей промышленности всех трех вышеперечисленных звеньев-НИР,

ОКР и проектирования.

Анализ внедрения достижений науки

в

практику показывает, что до 40$

нереализуемых открытий при­

ходится на те , которые

остаются

"за бортом" и з-за их

не­

28

завершенности, недостаточной экспериментальной проработ­ ки, конструкционных недоделок и т .д . Оообенно это касает­ ся прикладных исследований. В последние годы мы, решая задачи развития большой науки, ослабили внимание к ук­ репления прикладного звена. Доля разработок в общих за­ тратах на науку в нашей отране сейчао, по нашему мнению, занижена и составляет примерно 50%18.0291 В СССР насчитыва­

лось в 1969 г .

около 1300 опытно-промышленных баз союзно­

го значения, на

которых работало менее 400 тыс. ч е л ., и

Ю70 баз республиканского значения, на которых было заня­ то 217 тыо. чел. Чиояо работников, занятых в опытно-экспе­ риментальном производстве, составляет менее 2,5# общего числа работников промышленности^. В Сибири удельный вес экспериментальных производств еще меньше. Как показывает зарубежный опыт, высококачественные прикладные исследова­

ния требуют больших затрат,

и для нас желательно,

чтобы

их доля в общих расходах иа

науку равнялаоь примерно 70#'20

Разработки стали узким местом, одерживающим

научно-

технический

прогресс. До внедрения доводится не более 30-

-50% работ,

прошедших стадию научных изысканий21.

Осталь-

18"Наука и жизнь", 1969, X“ I , отр. 19.

19"Научно-технический прогресо и хозяйственная ре­ форма". 81., "Наука", 1969, стр. 165.

20По мнению специалистов, лучший результат удается получить тогда, когда на I рубль затрат на исследования приходится 2,5 -3 руб. затрат на опытно-конструкторские и инженерные разработки. (См. Р. М. П е р о и а н о в . Эко­

номическая эффективность технического творчества.Л .,1969. с т р .II ) .

21 "Наука и жизнь", 1969. № I , отр. 18.

29



мая чаоть либо вообще не иоподьзуетоя, либо осваивается столь медленно, что ооале внедрения оказывается отстав­ шей от современного уровня. Недоработанность конструкций я технологических процессов ведет к огромным потерям и з - за многочисленных переделок, малой надежности, долговеч­ ности и производительности техники.

Данные обследования, проведенного нами, показали,что уровень обслуживания отраслевыми науками производства вос­ точных районов страны на много ниже, чем западных. В этом одна ив главных причин появившейся в последние годы тен - денции к возрастанию разницы между количеством разработок, предлагаемых для внедрения, и внедренных.

Прикладное звено науки охватывает отраслевые научноиооледовательокие институты, экспериментальную базу акаде­ мических учреждений и заводские иоодедовательокие одужбы. Необходимо укреплять и развивать вое эти организационные подразделения НИР. При этом особого внимания заслуживают заводские иоодедоватедьские олужбы.

Выборочное обследование, проведенное на ряде заводов Новосибирска, показало, что численность исследовательско­ го пероонаяа составляет 1-15$ численности промышленно-про­

изводственного пероонала предприятий, т .е . колеблетоя в широких пределах в зависимости от таких факторов, как от­ раслевая принадлежность, монопольнооть из отношению к вы­ пускаемой продукции, маоштаб производства и др. Развитие исследовательской базы предприятий идет в значительной ме­ ре без серьезного контроля со отороны министерств и ве­ домств; нет научно-обоснованных нормативов численности ис­ следовательского пероонала. Каких-либо статистических дан­ ных о масштабах и характере развития исследовательских ра­

30

бот на предприятиях нет. Сбор и обобщение данных об этих работах не предусмотрены никакой отчетностью и могут быть лишь результатом специального исследования.

Недооценка роли исследовательских подразделений предприятий существенно тормозит продвижение научных идей

в практику.

Роль этих

подразделений специфична, и

их

нельзя целиком подменить отраслевыми НИИ,

какими бы

ови

мощными ни

были.

 

 

 

 

Заводские исследовательские

службы -

это промежуточ­

ное звено,

находящееся

на стыке

ооботвенно

исследователь­

ской деятельности и промышленной практики. Однако роль за­ водских исследовательских подразделений далеко выходит за

рамки функций

промежуточного,

передающего звена.

Их

роль

повышается по

многим причинам.

Прежде всего , по

мере

раз­

вития

научно-производственного

цикла возрастает

потреб

-

ность

предприятий не просто в

получении научных данных,

а

в скорейшем их получении. Подчиненность исследовательских подразделений техническому руководству предприятий обеспе­ чивает оперативное и контролируемое решение вопросов, воз­ никающих в ходе внедрения достижений науки в практику. Их тесные овязи с производственными подразделениями обеспечи­ вают быструю проверку идей, возникающих в ореде производст­ венного пероонала, а также использование для опытных нужд технической базы предприятий. Чем более развит комплекс "интеллектуальных элементов" на предприятии, тем, при про­ чих равных условиях, оно больший опрос предъявляет на но - вые знания, рождаемые сферой фундаментальных исследований. Характерно, что многие промышленные компании капиталистиче­ ских стран, концентрируя свое внимание на прикладных разра­ ботках, создают тапке у себя относительно небольшие отделы,

31