Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ НТО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

ГОРОДСКОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ТРАНСПОРТА

«ТРАНОПОРТ» 1974

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ НТО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Н. А. ЗАГАЙНОВ, Т. И. ЛАПТЕВА

ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

И НАДЕЖНОСТИ

ОБОРУДОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

ГОРОДСКОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ТРАНСПОРТА

МОСКВА «ТРАНСПОРТ^ 1974

УДК 625.282.004Д.013-656.212.5.003

“’’ґ’-'С. г

Ч«-;. -.

2

ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИБЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Внастоящей брошюре обобщены опыт определения

количественных показателей надежности и эффективно­

сти систем электроснабжения и основного оборудования

тяговых подстанций городского электрического транс­

порта, а также даны рекомендации путей и средств по­ вышения надежности, обеспечивающих наиболее эффек­ тивное их использование.

Проблемы . оценки надежности электротехнического оборудования и систем электроснабжения связаны с ре­ шением ряда теоретических и практических задач. Например, для обеспечения бесперебойного электро­

снабжения необходима иметь некоторый запас надежно­

сти, предусматривая различного рода резервирование.

Но с повышением надежности связано увеличение стои­

мости оборудования и системы в целом, с другой сторо­ ны, увеличение стоимости может быть в некоторой мере

оправдано уменьшением потерь, связанных с наруше­ нием бесперебойной работы системы электроснабжения

и проведением ряда профилактических мероприятий.

Практические рекомендации целесообразности при­ менения одной или нескольких мер повышения надежно­

сти, а также получаемый при этом выигрыш можно

оценить только после определения количественных ха­ рактеристик надежности. Поэтому в рекомендациях нашли отражение существующие методы оценки надеж-

1* 3


ности, позволяющие проводить расчеты как для отдель­ ных функциональных узлов и элементов, так и для всей

системы электроснабжения в целом. Здесь же рассмот­

рены способы определения оптимальной (с точки зрения

надежности) периодичности профилактических меро­ приятий, излагается сущность взаимосвязи стоимостных показателей и эффективности применения новой техни­

ки Ии

.проектируемых систем.

 

канд. техн,

наук

Брошюру

написали

члены НТО:

Т.

Лаптева

(раздел I

и

часть раздела

III) и

канд.

техн, наук Н. А. Загайнов

(раздел

II и

часть

раз­

дела III).

 

 

 

 

 

 

Зам. председателя ЦНТО коммунального хозяйства и бытового обслуживания

Μ. Фрумкин

I.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ И СИСТЕМ

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

1.Основные критерии надежности и соотношения между ними

Под надежностью понимается свойство системы

(элемента) выполнять все заданные функции в некото­ рых условиях эксплуатации в течение определенного времени при сохранении параметров в заранее установ­ ленных пределах. Мерой количественной оценки надеж­ ности служит показатель надежности. Надежность

систем электроснабжения, а также отдельных их узлов

иэлементов в принципе можно определить множеством

количественных показателей (ГОСТ 13216—67, 13377—

67). Однако практически целесообразно исходить из ми­

нимального их количества.

При определении минимума показателей следует

учитывать основные факторы, характеризующие реаль­

ные условия функционирования системы или установки,

ифакторы оценки последствий отказа. Под отказом по­ нимается событие, заключающееся в полной или частич­ ной утрате системой (элементом) работоспособности.

Отказы как случайные события могут быть независимы­

ми или зависимыми. Если отказ какого-либо элемента в

системе не является причиной отказа других элементов, то такой отказ будет событием независимым. Если же

отказ одного элемента появился или вероятность его

2. Зак. 3218

5


появления изменилась при отказе других элементов, то

отказ будет событием зависимым.

По характеру проявления отказы могут быть внезап­

ными и постепенными. Внезапные отказы

проявляются

в результате резкого (катастрофического)

изменения ос­

новных параметров элемента (системы) под воздейст­

вием одного или нескольких случайных факторов, свя­

занных с нарушением рабочих режимов или условий ра­

боты, внутренними дефектами элементов, ошибками об­

служивающего персонала и т. п.

Плавное изменение параметров в результате старе­

ния или износа элементов ведет к постепенным отказам.

Следует заметить, что разделение на внезапные и по­

степенные отказы носит условный характер, поскольку

появлению внезапных отказов предшествуют также скрытые изменения свойств элементов, которые не всег­ да удается обнаружить.

Весьма важным показателем надежности системы или элементов с точки зрения отказов является интенсив­

ность отказов, определяемая числом отказов в единицу

времени, отнесенным к среднему числу элементов, ис­

правно работающих в данный отрезок времени, т. е.

где Лиж— число отказавших

изделий за промежуток

 

времени;

 

∆i — интервал времени;

 

 

 

ni-ι ∙φ∙ ni

где ni-ι;

 

∆nX

9

 

 

2

ni—

число исправно работающих элементов в

 

 

 

начале («і-і) и конце (n2∙) интервала вре­ мени At.

В табл. 1 [1] приведены признаки классификации про­ мышленных изделий для определения необходимых по­

казателей надежности и сами показатели. Рассмотрим

эти показатели применительно к основному оборудова­

нию тяговых подстанций и систем электроснабжения го­

родского электрического транспорта (ГЭТ).

Силовое оборудование тяговых подстанций — крем­ ниевые выпрямители, трансформаторы и т. д.— относит-

6


x

S

Ң

\o

ce

H

CO

K

>>

 

CB

04

CO

ce

Bi

 

fr∙

 

O

 

O

ь

ɪ-.

«

O

BS

 

CQ

Ч

CL,

O

eu

«

C

O

O

CU

C

 

K

X

H

X

ce CO X ce X X O fr­

X eo

CJ

ce X

ce

Q. X 1 fr­

eo \o O ce

CJ Cu >» ce

CJ X

Л1

K

O

H

O

O

СЄ CL.

COce C X

fr­ eo

fr­ eo

O

X

Cl.

O cè Ki CO

à

P

<0 ¢-.

S X S

CD O

«

K

іO

fr- O O CJ E

O c_ O X

ci

>>

X

S

и

ce

e

X

X

<0

frCJ

O CJ

O

Ci

co

S

<υ S

CJ

s

fr- X X Ч O CU S Ki

CU

C

 

ci

 

ω

 

CL

 

U

 

«

 

3

 

æ

X

f-

O

X

<u

CJ

Bf

O

O

O.

CJ

K

E

I

 

CCS

 

CJ

CCS

O

 

X

 

X

 

<u

 

H

 

ς

 

 

fr-

 

CJ

 

2' 7


∙G, α>

г

x

S

¢0

' я

о

я

Я

г

t(

о

Я

я

со

я

 

я

К Ci

S

я

я

я

полнения I

ɔs

3 я

я

я

 

к я

• я >>

• я

ɪθ-

я

 

я X

я

3

о

я

• я

я

■ о

я

о

я

со

8

ся к ремонтируемым изделиям, эксплуатируемым до

предельного состояния в циклически регулярном времен­ ном режиме. Доминирующими факторами при оценке

функциональных последствий отказа является факт вы­ нужденного простоя изделия в рабочее время.

Для таких изделий «Методика выбора номенклату­ ры нормируемых показателей надежности технических устройств», выпущенная Комитетом стандартов, мер и

измерительных приборов при Совете Министров СССР

в 1970 г., рекомендует нормировать количественные по­

казатели надежности, например, коэффициент готовно­ сти, параметр потока отказов, ресурс или срок службы

оборудования городского электрического транспорта

К — 7Pa6 _________ɪ

Tb

(2)

Г“Граб^7в^ ɪ

7,ρa6

где Граб — время нахождения изделия в работе;

7,b-время аварийного

простоя

за рассматривае­

мый период (время восстановления).

На этапе проектирования системы, когда подобных

данных нет, Tb можно приближенно определить на осно­

ве следующих положений.

Пусть система состоит из k групп элементов различ­

ных типов. Для каждой группы известны среднее значе­ ние интенсивности отказов 7.¿; среднее время, затрачи­

ваемое на обнаружение и устранение отказа элемента данной группы τ8i. Время исправной работы и время

восстановления предполагают распределенными по экс­

поненциальному закону.

Тогда Траб — среднее время исправной работы для

элементов данной группы, равно ——, а коэффициент гоλi

товности Кт определится по формуле

Kr=---------1. (3)

ɪ+ V*. λiτBi i—1

Ресурс —продолжительность или объем работы обо­

рудования в часах непрерывной работы или число опера­

ций до предельного состояния Tp, например, для выклю-

9