Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Капитальные затраты по варианту с двумя двуагрегатными под станциями, приведенными к начальному году капиталовложений, со ставят
K11 = 140 + 0,572∙ НО ■= 190 тыс. руб.
Таким образом, второй вариант по денежному показателю более выгоден.
Определение эксплуатационных расходов. Эксплуата
ционные расходы при расчетах экономической эффектив
ности определяются либо непосредственным расчетом,
либо по нормам денежных затрат на отдельные измери тели, т. е., например, по расходным ставкам на одного
человека работы бригады.
В целях упрощения можно определять не общую ве личину эксплуатационных расходов, а лишь ту часть, ко торая меняется для рассматриваемого нового варианта.
Определение амортизационных отчислений. Расходы
на амортизацию состоят из расходов на капитальный ре монт и реновацию. Затраты на капитальный ремонт рекомендуется определять расчетом. В целях упрощения их можно определять и по квоте на капитальный ремонт.
Реновационные отчисления в простейшем случае опреде
ляют по формуле
где |
α=√~> |
(41) |
гсл |
|
|
tcπ — срок службы сооружений. |
|
|
Но, поскольку восстановление оборудования происхо |
||
дит |
по истечении его срока работы, |
то определение |
реновационных отчислений (КВОТ) необходимо произ
водить с |
учетом коэффициента |
отдаления> |
по формуле |
||||
|
|
а— |
Ea1 |
|
|
(42) |
|
|
|
|
|
|
|
||
где ¿i—доля амортизированной |
части |
восстановитель |
|||||
Если |
ной стоимости объекта. |
|
стоимость обо |
||||
принять |
аі—1, т. |
е. |
остаточную |
||||
рудования, равную нулю, то |
E |
|
|
(43) |
|||
|
|
а = |
(1 + E)i^' |
|
|||
|
|
|
|
В табл. 7 даны расчетные доли реновационных отчис лений, определенных по формулам (41) и (43).
Пример 1. Определение экономического эффекта в народном хо зяйстве от внедрения новой продукции у потребителя.
49
Таблица 7
|
|
|
Лет |
|
|
Срок службы /сл |
5 |
|
|
|
|
3 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Формула |
(41) |
0,333 |
0,200 |
0,100 |
0,067 |
0,050 |
0,040 |
(43)0,302 0,164 0,063 0,031 0,017 0,010
Исходные данные. Цена базовой продукции на год вы пуска серии И6 =5000 руб., то же новой продукции Ип =6500 руб.
Срок службы базисного оборудования |
T6 = 10 лет |
То же нового оборудования |
Ta = 15 лет |
Коэффициент начисления для определения |
цены продукции по |
себестоимости принимаем одинаковым как для базисной, так и для новой продукции п== 1,3.
Дополнительные капитальные затраты потребителя по установ ке оборудования:
для базисного типа K6 — 500 руб.
для нового типа Kn = 400 |
руб. |
|
|
||
Удельные дополнительные |
капитальные |
затраты |
в |
промышлен |
|
ности, связанные с выпуском |
новой продукции. Принимаем ΔK = |
||||
= 3000 руб. |
|
|
|
|
|
Годовые издержки у потребителя по монтажу базисного и ново |
|||||
го типа оборудования. Принимаем K6 |
= 500 руб.; |
Kn |
— 400 руб. |
||
Годовые издержки у потребителя |
по |
эксплуатации базисного |
|||
и нового типа оборудования: |
|
|
|
|
|
базисный тип H6= 450 руб. •
новый тип Hn= 230 руб.
Годовой выпуск продукции т= 1000.
Находим годовую экономическую эффективность:
По формуле (31) находим коэффициент эквивалентности
а-------- = 1,2. 10+15
Находим разницу в себестоимости продукции: себестоимость базисной продукции
H6 5000
п1,3 = 3820 руб.;
себестоимость новой продукции
CH |
и« |
8000 |
п |
= 6150 руб.; |
|
|
1,3 |
50
разница в себестоимости
ΔC = C,,-C6 = 6160 — 3850 = 2310 руб.
Для отчислений на амортизацию согласно (33)
„ |
1 |
1 |
•Рам-н = |
|
— —— = 0,066. |
Коэффициент экономической |
эффективности согласно '(37) |
Ил — Иа
•Энх = [ʃ/θe( а — 1) — (± ΔC + Ell AK)] 4- —------ —— + (K6 — Кн) ==
= 5000 (1,2 — 1) — (2310 + 0,066 • 3000 ) + —.50 ~ 230 + 0,066+0,066
+ (500 — 400) = 1000— 1368 + 1670+ 100 = 2770— 1358=1412 py6√
год.
Общий народнохозяйственный эффект от применения новой про дукции состоит
Народнохозяйственный эффект, определенный по упрощенной формуле, составит
Энх = (Яб — Ян) — -ɛ,ɪ AK = 450 — 230 — 0,15 ■ 3000 = 220 — 450 = = — 230 руб.
Таким образом, расчет по упрощенной формуле (28) показы вает полную экономическую неэффективность применения новойтехники, в то время как в действительности это не так.
Пример 2. Определение экономического эффекта у потребителя от новой продукции. Исходные данные те же, что в примере 1.
Экономический эффект у потребителя определяем по формуле
(37)
45Q_ 930
4------------------- + (500 — 400) = 6000 — 6500 + 1325 + 100 = 0,066+0,1
= 975 руб./год.
Таким образом, годовой экономический эффект у потребителя от единицы новой продукции в полтора раза ниже общего народно хозяйственного эффекта.
51
III.ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ВСССР в основном завершена реконструкция тяго
вых подстанций городского электрического транспорта
ипроизведена полная замена ртутных выпрямителей на полупроводниковые; активно осуществляется перевод
тяговых подстанций на автоматизированное телеуправ
ление; создана и развивается децентрализованная систе
ма электроснабжения; создаются и испытываются бес
контактные системы управления тяговыми подстанциями
ит. д. Весь этот комплекс совершенствования электро
снабжения городского электрического транспорта позво лил существенно повысить надежность его эксплуатации
инакопить определенный опыт.
Итоги накопленного опыта в стадии проектирования,
испытания и эксплуатации, а также обмен опытом между различными хозяйствами и организациями позволили
сделать следующие выводы и рекомендации.
1.Для обеспечения надежной и бесперебойной рабо
ты системы электроснабжения трамвая и троллейбуса
необходимо уже на стадии проектирования давать общую оценку надежности всех функциональных узлов системы. При этом одновременно с увеличением надежности ра боты новых элементов следует учитывать возможные уве
личения капитальных затрат и снижения эксплуатацион ных расходов.
2.Оценка параметров надежности систем электро снабжения как на стадии проектирования, так и в усло
виях эксплуатации целесообразно вести на основе имею щихся статистических данных об отказах и простоях устройств различных элементов тяговых подстанций,
контактной сети. Организация и проведение сбора пол ных и достоверных данных о работе электрооборудова
ния должны проводиться по заранее разработанным специальным формам, унифицированным для всех орга низаций электроснабжения.
3.C целью обеспечения надежности и эффективности
использования оборудования систем электроснабжения необходима разработка научно обоснованных методик
проведения планово-предупредительных систем профи лактических осмотров, ревизии и ремонтов.
4.На основании исследований и практики эксплуата
ции установлено, что применение децентрализованной
52
системы электроснабжения наряду с технико-экономиче
скими преимуществами, обеспечивает увеличение надеж ности системы при снижении эксплуатационных расхо
дов. В связи с этим данная система может быть
рекомендована к более широкому и активному примене
нию во всех случаях, где она признается целесообразной по результатам технико-экономических расчетов.
5. Усовершенствование существующих и разработка новых узлов системы электроснабжения ГЭТ должны
проводиться на основе применения современных полупро
водниковых и логических элементов, а также реле типа
геркон. Замена релейно-контактной системы управления и внедрение систем на бесконтактных элементах позво лят наряду с повышением надежности электроснабжения
подвижного состава увеличить сроки между их профи лактическим обслуживанием.
6.Весьма существенным вкладом в совершенствова нии тяговых подстанций является ускорение разработки
модуля «агрегат — линия» без линейных выключателей в
комплексе с бесконтактными элементами защиты.
7.Модуль «агрегат — линия» в первую очередь реко
мендуется для внедрения на тяговых подстанциях в си стемах децентрализованного электроснабжения. Во вто
рую очередь модуль «агрегат — линия» представляется
целесообразным распространить для новых и эксплуати
руемых многоагрегатных тяговых подстанций.
8.Поскольку совершенствование и модернизация тя
говых подстанций на первом этапе обеспечивает доста
точно высокую надежность, возникает задача о совер шенствовании остальных элементов электроснабжения.
Вобласти контактных сетей в первую очередь требуется усовершенствовать токосъем, так как существующая си стема подвесок, а также параметры и конструкция токо
приемников не всегда взаимно увязаны, что приводит
к сходам токоприемника, вследствие чего теряется ско
рость сообщения и повреждается контактная сеть. Весь ма важной причиной повреждения контактной сети является частичное подгорание контактных проводов при
замыкании их металлическими штангами, для устране
ния этого недостатка наряду с мероприятиями по изоли
рованию штанг токоприемника необходимо разработать
быстродействующую защиту, обеспечивающую снятие напряжения при нарушении нормального режима.
53