Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ливаемости. Вследствие этого задачей данного исследо­ вания было определение на основе эксплуатационных

данных ряда показателей безотказности и ремонтопри­ годности, например, вероятности безотказной работы за

заданное время;

наработка на отказ, среднее время

восстановленияt,2

коэффициент готовности.

 

Вероятность

безотказной работы в период между на­

работками /і и

 

= exp { ∫λ (τ) d τ - ∫λ (τ) dτ},

(8)

P (tz, Q

 

Оо

где λ(i) —интенсивность отказов, или за время t

P(t)=~ftfdτ, t

f(τ)—плотность распределения времени безотказной

работы.

Наработка на отказ

1 о

ʃ λ (τ)dτ

о

где T0 — некоторый промежуток времени. Среднее время восстановления

7 = ∫UM.

о

где /в(¿в)—плотность распределения времени восста­

новления.

Вероятность

восстановления в заданный

интервал

времени

PAV = ]fAQdte.

(11)

о

Коэффициент готовности при среднем времени безот­

казной рабОТЫ Граб

ʌ- _ ʃpað

7,pa6÷ Tb

Сущность оценки надежности по материалам эксплуа­ тации заключается в том, что на основе имеющихся ог-

3* 15

раниченных по объему исходных статистических данных

производится определение фактически возможного зна­ чения критериев надежности с заданной точностью

и достоверностью. Методы определения параметров и ви­

да закона распределения случайных величин для наи­

более распространенных планов испытаний в условиях

эксплуатации широко освещены в литературе. Вместе

с тем в исследовании надежности оборудования тяговых подстанций по данным эксплуатации имеется специфи­

ка, заключающаяся в том, что число испытуемых аппа­

ратов изменяется во времени. Указанные особенности были отражены при определении вида закона распреде­

ления интенсивности отказов элементов и оборудования

преобразовательных агрегатов.

Анализ и обработка статистических материалов поз­ волили определить уровень надежности отдельных эле­

ментов выпрямительных агрегатов, оценку их ремонто­

пригодности, выявить наиболее ненадежные элементы оборудования и дать рекомендации на повышение на­

дежности в последующие периоды эксплуатации.

Подавляющее большинство отказов выпрямительных

агрегатов появляется по причине выхода из строя трех­ фазных асинхронных электродвигателей АО-41-4132 (1,7 квт; 1450 об/мин) вентиляторов преобразовательных

установок с принудительным воздушным охлаждением.

Подобные электродвигатели являются наиболее массо­ вой продукцией электротехнической промышленности.

Опыт их эксплуатации в различных отраслях народного

хозяйства показывает, что надежность электродвигате­ лей недостаточна. Ежегодно в нашей стране около 20%

установленных асинхронных электродвигателей подвер­ гается капитальному ремонту; их средняя стоимость ре­ монта составляет 85÷100% первоначальной стоимости.

Подавляющее большинство отказов асинхронных двига­

телей промышленных установок происходит из-за: несо­

вершенства защиты; перегрева обмотки статора из-за

перегрузок; работы на двух фазах; неправильного при­ менения и низкого качества обслуживания; недостаточ­

ного качества изготовления.

По данным эксплуатации электродвигателей вентиля­

торов 168 выпрямительных агрегатов тяговых подстанций

зафиксировано 49 отказов их в основном по причине

выхода из строя подшипников.

16


Вертикальное расположение электродвигателей вен­

тиляторов в агрегате создает тяжелые условия работы подшипников и ведет к повреждению последних.

На основании обработки данных эксплуатации дви­

гателей вентиляторов была построена функция интенсив­

ности отказов электродвигателей от времени работы

(рис. 2). В табл. 2 приведены частные значения интен­

сивностей отказов для интервалов группирования опыт­

ных данных, рассчитанные по формуле

 

 

 

 

(13)

 

 

λ(<.) =

 

 

 

 

соответственно в

где

d(ti); d{t{-↑)—

 

 

ин­

 

Пі;

Пі-і

число отказов

 

 

 

 

 

тервалах времени

ti

и ii-ɪ;ti, ti-l

 

 

 

ti∙,

ti- —

соответственно число

оставшихся

 

 

 

 

 

наблюдений в интервалах

опытных

 

 

 

 

 

интервалы группирования

 

 

 

 

 

данных.

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

 

 

Номер интервала группирования

 

 

Показатели

 

0

1

2

з

 

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

Число отказов

 

 

0

15

23

28

 

30

32

34

35

Интервал времени ti,

ч

0 1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

Число оставшихся наблю­ 206

191

183

178

 

167

156

142

132

дений

∏t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

λ (ii) - 104-i-

 

2

о 0755

0428

0278

0116

0124

0134

0073

 

 

ч

 

 

Согласно рис.

время работы двигателей

в проме­

жутке от 0 до 28 000 ч можно разделить на два периода:

первый (приработки)—продолжительностью от 0 до 3000 ч характеризуется относительно высокими значе­

ниями интенсивности отказов и второй (нормальной экс­ плуатации) ,от 3000 до 28 000 ч характеризуется относи­

тельно постоянной интенсивностью отказов.

Оценка параметров распределения времени безотказ­

ной работы двигателей и степень согласуемости эмпири­ ческого распределения с теоретическим проводятся на

17 .


Продолжение

 

 

 

Номер интервала группирования

_____

Показатели

8

9

ю

11

12

13

14

15

 

Число отказов

 

 

47

39

40

41

42

43

47

49

Интервал времени ч,

8000

9000

10000 11000

12000 13000 20000 28000

Число оставшихся наблю­

123

НО

103

99

94

88

39

0

дений

 

 

 

 

 

 

 

 

λ(fi). ɪθʌ

ч0157 0172 0094 0099 0104 ОНО 0090 0128

специальной вероятностной бумаге распределений нор­

мального, экспоненциального и др. и подтверждается с помощью одного из критериев согласия.

Результаты расчета подтвердили правильность пред­

положений о наличии периода приработки, равной 3000 ч.

Интенсивность отказов на участке нормальной эксплуа­

тации составила λ=θji. 10~4• l/ч, что свидетельствует

оявно недостаточной надежности электродвигателей.

Одновременно было проведено определение характе­

ристик ремонтопригодности преобразовательных агрега­

тов по статистическим сведениям о времени, затрачивае­ мом на отыскание и устранение отказов электродвигате­

лей вентиляторов. По данным эксплуатации за три года суммарное время, затраченное на поиск места отказа,

составило 8 ч, на организационно-технические мероприя­ тия— 70 ч и на ремонт— 166 ч. Согласно расчету среднее

время восстановления электродвигателей составляет 5 ч.

Определим доверительную границу для возможных значений параметра Tb по формулам

где Tbi —нижняя доверительная граница; ТВ2 — верхняя доверительная граница;

δι, 62 — коэффициенты точности оценки параметра

Тв, определяемые по таблицам ' (величины ðɪ

и Ô2 характеризуют меру отклонения случай­

ной величины Tb от возможного неизвестного

параметра Тв).

18


Рис. 2. Функции

интенсивности отказов электродвигателей в зави-

*

симости от времени работы

19


Нижняя и верхняя доверительные границы среднего

времени восстановления электродвигателей с достовер­

ностью γ=90% равны

5'

—= 5,75 ч.

1,26

0,87

 

 

Следовательно, с

достоверностью у = 90% Tможно утвер­

ждать, что наиболее вероятное значение

3

электродви­

 

 

 

гателей заключено между

Tb1 = 4,44 4<Tb<Tb2 = 5,75 ч.

C целью определения количественных характеристик надежности кремниевых вентилей выпрямительного агре­ гата были обработаны статистические данные о наработ­

ках и отказах 172 выпрямительных агрегатов тяговых подстанций городов Харькова, Киева и Москвы. Из об­ щего числа отказов вентилей (44) значительное число

(41) связано с пробоями р-п перехода, т. е. этот вид отка­ за является преобладающим. Нарушение контактов

структуры составляет 7% от общего числа отказов вен­

тилей.

На рис. 3 приведена построенная на основании стати­ стического материала зависимость интенсивности отка­ зов кремниевых вентилей в функции времени работы

агрегатов, а в табл. 3 — частные значения интенсивностей

отказов для интервалов группирования опытных данных.

Таблица 3

 

 

 

 

Номер интервала групирования

 

Показатели

 

0

1

2

з

4

5

6

 

 

Число отказов

 

0

И

21

28

33

37

38

Интервал времени

 

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

Число оставшихся

N1

63

60

59

58

55

54

49

N2

127

115

108

103

96

89

79

наблюдени й

N3

25

21

18

16

13

12

8

λ (if) -10∙ ɪ

 

0

0532

0522

0388

0237

0255

00704

ч