Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ливаемости. Вследствие этого задачей данного исследо вания было определение на основе эксплуатационных
данных ряда показателей безотказности и ремонтопри годности, например, вероятности безотказной работы за
заданное время; |
наработка на отказ, среднее время |
||
восстановленияt,2 |
коэффициент готовности. |
|
|
Вероятность |
безотказной работы в период между на |
||
работками /і и |
|
= exp { ∫λ (τ) d τ - ∫λ (τ) dτ}, |
(8) |
P (tz, Q |
|
Оо
где λ(i) —интенсивность отказов, или за время t
P(t)=~ftfdτ, t
f(τ)—плотность распределения времени безотказной
работы.
Наработка на отказ
1 о
ʃ λ (τ)dτ
о
где T0 — некоторый промежуток времени. Среднее время восстановления
∞
7 = ∫UM.
о
где /в(¿в)—плотность распределения времени восста
новления.
Вероятность |
восстановления в заданный |
интервал |
времени |
PAV = ]fAQdte. |
(11) |
о
Коэффициент готовности при среднем времени безот
казной рабОТЫ Граб
ʌ- _ ʃpað
7,pa6÷ Tb
Сущность оценки надежности по материалам эксплуа тации заключается в том, что на основе имеющихся ог-
3* 15
раниченных по объему исходных статистических данных
производится определение фактически возможного зна чения критериев надежности с заданной точностью
и достоверностью. Методы определения параметров и ви
да закона распределения случайных величин для наи
более распространенных планов испытаний в условиях
эксплуатации широко освещены в литературе. Вместе
с тем в исследовании надежности оборудования тяговых подстанций по данным эксплуатации имеется специфи
ка, заключающаяся в том, что число испытуемых аппа
ратов изменяется во времени. Указанные особенности были отражены при определении вида закона распреде
ления интенсивности отказов элементов и оборудования
преобразовательных агрегатов.
Анализ и обработка статистических материалов поз волили определить уровень надежности отдельных эле
ментов выпрямительных агрегатов, оценку их ремонто
пригодности, выявить наиболее ненадежные элементы оборудования и дать рекомендации на повышение на
дежности в последующие периоды эксплуатации.
Подавляющее большинство отказов выпрямительных
агрегатов появляется по причине выхода из строя трех фазных асинхронных электродвигателей АО-41-4132 (1,7 квт; 1450 об/мин) вентиляторов преобразовательных
установок с принудительным воздушным охлаждением.
Подобные электродвигатели являются наиболее массо вой продукцией электротехнической промышленности.
Опыт их эксплуатации в различных отраслях народного
хозяйства показывает, что надежность электродвигате лей недостаточна. Ежегодно в нашей стране около 20%
установленных асинхронных электродвигателей подвер гается капитальному ремонту; их средняя стоимость ре монта составляет 85÷100% первоначальной стоимости.
Подавляющее большинство отказов асинхронных двига
телей промышленных установок происходит из-за: несо
вершенства защиты; перегрева обмотки статора из-за
перегрузок; работы на двух фазах; неправильного при менения и низкого качества обслуживания; недостаточ
ного качества изготовления.
По данным эксплуатации электродвигателей вентиля
торов 168 выпрямительных агрегатов тяговых подстанций
зафиксировано 49 отказов их в основном по причине
выхода из строя подшипников.
16
Вертикальное расположение электродвигателей вен
тиляторов в агрегате создает тяжелые условия работы подшипников и ведет к повреждению последних.
На основании обработки данных эксплуатации дви
гателей вентиляторов была построена функция интенсив
ности отказов электродвигателей от времени работы
(рис. 2). В табл. 2 приведены частные значения интен
сивностей отказов для интервалов группирования опыт
ных данных, рассчитанные по формуле |
|
|
|
|
(13) |
||||||||
|
|
λ(<.) = |
|
|
|
|
соответственно в |
||||||
где |
d(ti); d{t{-↑)— |
|
|
ин |
|||||||||
|
Пі; |
Пі-і |
— |
число отказов |
|||||||||
|
|
|
|
|
тервалах времени |
ti |
и ii-ɪ;ti, ti-l |
|
|||||
|
|
ti∙, |
ti- — |
соответственно число |
оставшихся |
||||||||
|
|
|
|
|
наблюдений в интервалах |
опытных |
|||||||
|
|
|
|
|
интервалы группирования |
||||||||
|
|
|
|
|
данных. |
|
|
|
|
Таблица 2 |
|||
|
|
|
|
|
|
Номер интервала группирования |
|
||||||
|
Показатели |
|
0 |
1 |
2 |
з |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Число отказов |
|
|
0 |
15 |
23 |
28 |
|
30 |
32 |
34 |
35 |
||
Интервал времени ti, |
ч |
0 1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7000 |
|||||
Число оставшихся наблю 206 |
191 |
183 |
178 |
|
167 |
156 |
142 |
132 |
|||||
дений |
∏t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
λ (ii) - 104-i- |
|
2 |
о 0755 |
0428 |
0278 |
0116 |
0124 |
0134 |
0073 |
||||
|
|
ч |
|
||||||||||
|
Согласно рис. |
время работы двигателей |
в проме |
жутке от 0 до 28 000 ч можно разделить на два периода:
первый (приработки)—продолжительностью от 0 до 3000 ч характеризуется относительно высокими значе
ниями интенсивности отказов и второй (нормальной экс плуатации) ,от 3000 до 28 000 ч характеризуется относи
тельно постоянной интенсивностью отказов.
Оценка параметров распределения времени безотказ
ной работы двигателей и степень согласуемости эмпири ческого распределения с теоретическим проводятся на
17 .
Продолжение
|
|
|
Номер интервала группирования |
_____ |
||||
Показатели |
8 |
9 |
ю |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
||||||||
Число отказов |
|
|
||||||
47 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
47 |
49 |
|
Интервал времени t¡ ч, |
8000 |
9000 |
10000 11000 |
12000 13000 20000 28000 |
||||
Число оставшихся наблю |
123 |
НО |
103 |
99 |
94 |
88 |
39 |
0 |
дений n¡ |
|
|
|
|
|
|
|
|
λ(fi). ɪθʌ
ч0157 0172 0094 0099 0104 ОНО 0090 0128
специальной вероятностной бумаге распределений нор
мального, экспоненциального и др. и подтверждается с помощью одного из критериев согласия.
Результаты расчета подтвердили правильность пред
положений о наличии периода приработки, равной 3000 ч.
Интенсивность отказов на участке нормальной эксплуа
тации составила λ=θji. 10~4• l/ч, что свидетельствует
оявно недостаточной надежности электродвигателей.
Одновременно было проведено определение характе
ристик ремонтопригодности преобразовательных агрега
тов по статистическим сведениям о времени, затрачивае мом на отыскание и устранение отказов электродвигате
лей вентиляторов. По данным эксплуатации за три года суммарное время, затраченное на поиск места отказа,
составило 8 ч, на организационно-технические мероприя тия— 70 ч и на ремонт— 166 ч. Согласно расчету среднее
время восстановления электродвигателей составляет 5 ч.
Определим доверительную границу для возможных значений параметра Tb по формулам
где Tbi —нижняя доверительная граница; ТВ2 — верхняя доверительная граница;
δι, 62 — коэффициенты точности оценки параметра
Тв, определяемые по таблицам ' (величины ðɪ
и Ô2 характеризуют меру отклонения случай
ной величины Tb от возможного неизвестного
параметра Тв).
18
Рис. 2. Функции |
интенсивности отказов электродвигателей в зави- |
* |
симости от времени работы |
19
Нижняя и верхняя доверительные границы среднего
времени восстановления электродвигателей с достовер
ностью γ=90% равны
5' |
—= 5,75 ч. |
|||
1,26 |
||||
0,87 |
|
|
||
Следовательно, с |
достоверностью у = 90% Tможно утвер |
|||
ждать, что наиболее вероятное значение |
3 |
электродви |
||
|
|
|
гателей заключено между
Tb1 = 4,44 4<Tb<Tb2 = 5,75 ч.
C целью определения количественных характеристик надежности кремниевых вентилей выпрямительного агре гата были обработаны статистические данные о наработ
ках и отказах 172 выпрямительных агрегатов тяговых подстанций городов Харькова, Киева и Москвы. Из об щего числа отказов вентилей (44) значительное число
(41) связано с пробоями р-п перехода, т. е. этот вид отка за является преобладающим. Нарушение контактов
структуры составляет 7% от общего числа отказов вен
тилей.
На рис. 3 приведена построенная на основании стати стического материала зависимость интенсивности отка зов кремниевых вентилей в функции времени работы
агрегатов, а в табл. 3 — частные значения интенсивностей
отказов для интервалов группирования опытных данных.
Таблица 3
|
|
|
|
Номер интервала групирования |
|
||||
Показатели |
|
0 |
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||||||||
Число отказов |
|
0 |
И |
21 |
28 |
33 |
37 |
38 |
|
Интервал времени |
|
0 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
|
Число оставшихся |
N1 |
63 |
60 |
59 |
58 |
55 |
54 |
49 |
|
N2 |
127 |
115 |
108 |
103 |
96 |
89 |
79 |
||
наблюдени й |
|||||||||
N3 |
25 |
21 |
18 |
16 |
13 |
12 |
8 |
||
λ (if) -10∙ ɪ |
|||||||||
|
0 |
0532 |
0522 |
0388 |
0237 |
0255 |
00704 |
||
ч |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2Ö