Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
чателей [2] является допустимое число отключенных
коротких замыканий до внепланового ремонта.
Параметр потока отказов ω(∕) представляет собой
математическое ожидание числа отказов на единицу обо
рудования в единицу времени (удельная повреждае
мость). Среднее значение параметра потока отказов оп ределяется как отношение количества отказавших еди
ниц оборудования в единицу |
времени |
к |
числу единиц |
|||||
оборудования, |
работавших |
данный |
отрезок времени, |
|||||
|
|
|
2 = ”<'> = -ЛГ; |
|
|
W |
||
где п — число |
τ=⅛. |
|
Формула |
(5) |
||||
элементов |
оборудования. |
(4) |
||||||
|
|
справедлива при условии, что все вышедшие из |
||||||
|
|
строя |
пэлементы |
оборудования |
заменяются |
но |
||
T — |
выми, |
на протяжении времени работы системы |
||||||
|
|
число |
сохраняется одинаковым; |
|
со |
|||
|
|
наработка на отказ |
(среднее время между |
|||||
|
|
седними отказами). |
|
|
|
|
||
Следует заметить, что для определения значений ве |
||||||||
личин |
Tp |
необходимо установление кривой изменения |
ин |
|||||
|
тенсивности отказов во времени и функции распределе
ния. В большинстве случаев при расчетах принимается
экспоненциальное распределение времени безотказной работы устройств, причем выявление факта старения по
данным эксплуатации связано со значительными трудно
стями. Поэтому при принятом понятии ресурса и указан ных допущениях определение величины ресурса дает
значительно завышенные показатели. Уточнение этих
значений требует систематизации и научно обоснованного подхода к обработке статистических данных эксплуата
ции. Видимо, в подобных случаях целесообразно за ре
сурс принять время морального старения электротехни
ческого оборудования.
При расчете надежности системы электроснабжения
и отдельных ее элементов эти показатели принимаются
за исходные. Однако специфика устройств и эксплуата
ции этих систем требует внесения ряда уточнений.
Так, для основного оборудования тяговых подстанций весьма важным показателем надежности является P(t) —
.10
вероятность безотказной работы за заданное время t,
т. е. вероятность того, что данное оборудование будет
сохранять свои параметры в заданных пределах в тече
ние определенного интервала времени при определенных условиях эксплуатации. Определение этого показателя
при известном законе распределения времени безотказ ной работы позволяет судить не только о надежности
электротехнического оборудования и систем электро
снабжения, прошедших испытания и находящихся в экс плуатации, но и прогнозировать надежность работы подобного оборудования в дальнейшем, дать основные
рекомендации по повышению надежности вновь разраба-
Рис. 1. Зависимость интен сивности отказов λ(i) от времени эксплуатации
тываемЪіх систем и устройств и ориентировочно оценить надежность их на стадии проектирования. Для определе
ния величины P(t) необходимо знать характер измене ния потока отказов. Картина изменения параметра по
тока отказов не является универсальной. Из рис. 1 вид но, что весь интервал времени работы можно разбить на
три участка. На первом — функция λ(∕) имеет повышен
ные значения (период приработки). Это связано с тем,
что в большой партии элементов всегда имеются элемен
ты со скрытыми дефектами, которые выходят из строя
вскоре после начала работы. Второй период называется периодом нормальной работы. Он характеризуется посто янным (или приближенно постоянным) значением λ(i)∙
Последний период — период старения. В этот период
λ(i) возрастает, поскольку необратимые физико-химиче
ские явления приводят к ухудшению качества деталей и изменению их основных характеристик.
Периодом приработки при расчетах надежности мож
но пренебречь, так как у большинства оборудования си
стемы контроля перед вводом в эксплуатацию отсеивают
все дефектные элементы. C другой стороны, большинство
элементов (например, кремниевые вентили, трансформа
торы) имеют длительный период эксплуатации, на кото ром интенсивность отказа практически постоянна.
11
При этом можно выводить оборудование из работы
раньше, чем начинается заметное старение его элемен-
тов. В этом случае можно принять λ(Z) =λ=const и рас
пределение времени безотказной работы будет следовать экспоненциальному закону. Основные характеристики
надежности при этом примут вид:
вероятность безотказной работы
P(0 = e-λz. |
(6) |
средняя наработка на отказ
7 p=γ. (7)
параметр потока отказов
ω (і) = ω =z λ z= const.
Из анализа полученных выше соотношений видно, что
для повышения надежности необходимо проведение пред варительной тренировки (приработки) малонадежных
элементов, а также рациональный выбор номинальных
значений, классов точности типов и режимов работы
комплектующих элементов, что в конечном счете в зна чительной мере снижает их интенсивность отказов и си стемы в целом.
Однако конкретные меры по повышению надежности
систем эдектроснабжения и отдельных их элементов
могут быть рекомендованы только после определения
количественных значений показателей надежности как по
,данным эксплуатации, так и в результате ориентировоч
ных расчетдв при проектировании.
2.Обоснование и выбор методов расчета надежности оборудования систем электроснабжения
Для оценки надежности оборудования систем элек
троснабжения городского электрического транспорта мо
гут быть использованы существующие инженерные мето
ды расчета основных показателей надежности, разрабо
танные применительно к радиоэлектронной аппаратуре,
системам электропривода и др. [2, 3]. Существует нес
колько разновидностей методов расчета, отличающихся
друг от друга тем, какими данными мы располагаем, на какой стадии проектирования или эксплуатации произ водится расчет и для каких целей он выполняется.
12
Наиболее полная и достоверная оценка надежности
может быть получена по результатам определения фак
тических показателей надежности в реальных условиях
работы электротехнического оборудования. Однако по
лучение достоверной экспериментальной оценки надеж
ности требует наличия достаточного по объему исходного статистического материала, соответствующей обработки
информации об отказах, условияі и причинах их возник новения, получаемой в процессе эксплуатации оборудо вания. Основные затруднения при этом состоят в недо
статочности таких данных в результате отсутствия пра вильной организации сбора статистических материалов,
а также сложности осуществления наблюдения в реаль
ных условиях. C другой стороны, вследствие довольно
быстрых изменений конструкций и технологии изготовле
ния современных технических и электротехнических
средств в отдельных случаях данные о надежности изде
лий, полученные в результате анализа надежности дан
ных эксплуатации, в значительной мере устаревают.
Однако и в этих случаях статистические данные эксплуа тации систем и отдельных элементов могут быть исполь
зованы для оценки надежности родственных по назна чению, конструкции и технологии устройств на стадии их
проектирования.
В статистическую информацию о работе оборудова
ния систем электроснабжения в зависимости от типа
элемента и особенностей его эксплуатации должны
входить:
тип изделия (системы, устройства, элемента) и его паспортные данные;
длительность исправной работы до появления повре ждения; *
режимы работы изделия и внешние условия его ра боты;
характер отказа (короткое замыкание, обрыв, выход параметров за пределы допусков и т. п.);
причины появления отказа (износ, усталость, старе
ние, поломка и т. п.); потребный ремонт с указанием объема (трудоемко
сти) и продолжительности.
Весьма важными являются данные о времени поиска
неисправности и дополнительная техническая докумен
тация |
об имевших место отказах и |
их последствиях, |
3. Зак. |
3218 |
13 |
а также мнение обслуживающего персонала о необходи мых мерах повышения надежности изделия.
Для каждого типа оборудования следует иметь спе циальной формы анкеты, в которые записываются дан
ные по отказам и их ремонту.
Полученные материалы по отказам отдельных узлов
и элементов системы электроснабжения подвергаются
дальнейшей статистической обработке. По результатам
обработки определяются вид функции распределения от
казов изделий (или функции распределения плотности
отказов); ’параметры этого распределения; устанавли
вается степень совпадения эмпирического распределения
с предполагаемым теоретическим; определяются пока
затели надежности исследуемых узлов и элементов.
В качестве примера приведем определение показате лей надежности для кремниевых выпрямительных агре гатов тяговых подстанций городского электрического
транспорта.
До настоящего времени вопрос определения количе ственных показателей надежности указанного оборудо вания подстанции ГЭТ по результатам эксплуатации в литературе освещен недостаточно [3 и 4]1. Исходным ма
териалом для анализа и оценки надежности выпрями
тельных агрегатов явились данные эксплуатации выпря мительных агрегатов, установленных на 27 тяговых под станциях г. Москвы, 26 г. Киева и 6 г. Харькова за период около трех лет работы. Для сбора статистической
информации были разработаны опросные листы специ альной формы. При этом фиксировались: наработка каждого агрегата, отказы с кратким описанием характе ра и их причин; время восстановления работоспособно
сти агрегата (время, затраченное на поиск неисправно
сти, организационные мероприятия и устранение неисп
равности), работы, проведенные при профилактических
ремонтах, а также количество электроэнергии, перерабо
танное каждым агрегатом.
Выпрямительные агрегаты являются изделиями мно гократного действия, поэтому их надежность характери
зуется совокупностью свойств безотказности и восстанав-
1 Обобщая опыт эксплуатации кремниевых выпрямителей на го родском транспорте (3 и 4], авторы указывают на их высокую надеж ность по сравнению с ртутными. Однако количественных характери стик их надежности указанные работы не содержат.
14