Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

герконы (герметичные контактные реле). Последние,

хотя и являются контактными аппаратами, могут успеш­ но конкурировать с бесконтактными вследствие их повы­ шенной надежности.

3. Замена масляных выключателей в РУ 10 кВ тири­

сторными. Тиристорный выключатель, как показали ис­

следования, позволяет сократить время отключения ко­ роткого замыкания (время отключения короткого замы­

кания на стороне выпрямленного тока и при пробое

вентильного плеча составляет 12 мс). Перспектива при­

менения тиристорных выключателей определяется по­ ставкой промышленностью тиристоров на токи 320÷500A

и рабочее напряжение 5 кВ. Это позволит сократить общее число необходимых тиристоров в выключателе и

общую его стоимость, упростится схема управления

тиристорами.

Введение в эксплуатацию бесконтактных тяговых подстанций позволит наряду с повышением надежности электроснабжения подвижного состава на линии увели­ чить сроки между профилактическими осмотрами и ре­ монтами до одного года.

4. Организация и проведение сбора полных и досто­

верных статистических данных об отказах и простоях

оборудования. Сбор данных должен проводиться по спе­

циальным формам. Периодический анализ данных по основным видам отказов всех элементов, приборов и уз­

лов системы электроснабжения позволит производить расчет и оценку надежности эксплуатируемых систем. Кроме того, йа основе подобного анализа могут быть вы­

работаны рекомендации по эксплуатации и совершенст­

вованию конструкции отдельных видов оборудования.

C целью обеспечения надежности (и эффективности)

использования оборудования электроснабжения, а следо­ вательно, уменьшения простоя подвижного состава необ­

ходимо применение тщательно разработанных и научно

обоснованных методов проведения профилактических ме­

роприятий и ремонтов. При этом особое внимание сле­

дует уделять квалификации обслуживающего персонала.

5. При проектировании новых систем электроснабже­

ния и их отдельных функциональных блоков следует обеспечивать максимальное значение коэффициента нор­ мирования надежности (путем поиска новых схемных

решений систем электроснабжения, рационального вида

38


резервирования, применения более ремонтопригодного

и надежного оборудования). Для этого необходимо соз­

дание строгих методик расчета надежности систем на стадии проектирования с учетом имеющихся статистиче­ ских данных эксплуатации.

6. Организация для совершенно новых систем опыт­

ной эксплуатации в реальных уловиях с участием раз­

работчиков, изготовителей и представителей эксплуата­ ции.

II.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.Общие положения

Любое мероприятие по развитию и совершенствова­

нию средств транспорта, связанное с финансовыми затра­

тами, должно иметь технико-экономическое обоснование,

иначе говоря, иметь расчеты эффективности внёдрения.

При этом необходимо иметь в виду, что существует два

понятия эффективности: техническая эффективность и экономическая эффективность.

Техническая эффективность характеризуется степенью

соответствия новых мероприятий поставленным требова­

ниям. Этот вид эффективности в дальнейшем нами не рассматривается, так как он отражается в технических заданиях на разработку новой техники (т. е. она в

скрытом виде отражается в расчетах экономической эф­ фективности).

Экономическая эффективность может быть общей (абсолютной) и сравнительной (относительной). Общая

(абсолютная) эффективность капвложений характери­ зуется следующими показателями:

1) отношением прироста национального дохода от

продукции АД к капвложениям К

(19)

КПП

 

39


Показатель 3kh определяется для народного хозяй­ ства в целом или его отраслей;

2) отношением прироста годовой прибыли ∆∕7κ к кап­

вложениям

К

 

(20)

 

 

 

Показатель 3κ∏∏ в отличие от предыдущего опреде­

ляется по отдельным производствамП

и предприятиям;

3) рентабельностью капвложений,

определяемой из

соотношения годовой прибыли

к капвложениям /С, в

процентах

 

 

(21)

 

 

 

Рентабельность характеризует финансовые результа­ ты проводимых мероприятий для данного предприятия,

цеха и не может служить для оценки народнохозяйствен­

ного эффекта; 4) отношением сокращения эксплуатационных рас­

ходов ΔC к капвложениям К

ЬС

(22)

К ‘

Для оценки степени эффективности новых мероприя­ тий полученные показатели сравниваются с показателя­

ми за предшествующий период и с показателями анало­

говых передовых предприятий.

Сравнительная (относительная) эффективность но­

вых мероприятий определяется из сравнения прежних

(базовых) и новых эксплуатационных расходов, а также прежних и новых капитальных вложений. Если новое

мероприятие уменьшает эксплуатационные расходы и

снижает капвложения, то оно обладает наиболее высоким ,

экономическим эффектом.

В практике, однако, новое мероприятие чаще всего

вызывает увеличение капитальных вложений, но снижает

эксплуатационные расходы. Для первой оценки эффек­

тивности нового мероприятия определяют срок окупае­

мости капиталовложений по вариантам: старый (базис­

ный) и новый.

Сроком окупаемости называется время (в годах), в течение которого дополнительные капитальные затра-

40


ты AK оправдываются сокращением годовых эксплуата­

ционных затрат АС. Для одноэтапного капитального вложения

где Kn;

T

Kh-K6

ЛК

лет,

(23)

 

i OK

C6 Ch

ΔC

 

 

 

 

 

 

 

Кб — капитальные затраты соответственно ново­

Сн;

го и старого (базисного) варианта;

 

C6 — соответственно

годовые

эксплуатационные

 

расходы.

 

 

расходов

должно

Определение

эксплуатационных

производиться с

учетом всех текущих издержек,

расхо­

дов по всем видам ремонта, а также реновационных от­

числений. Реновационные отчисления связаны с восста­

новлением оборудования, Изношенного в период эксплуа­

тации.

Срок окупаемости является нормативным коэффици­ ентом и задается для каждой отрасли промышленности.

В целом по СССР и для магистрального транспорта

можно считать 7oκ=10 лет, для электротехнической про­

мышленности 7,oκ=6÷7 лет.

Увеличение срока службы оборудования снижает

расходы на реновацию, но увеличивает расходы по ре­

монту и обслуживанию. В связи с бурным развитием но­

вой техники моральное старение оборудования наступает

раньше его физического износа, поэтому сейчас намеча­

ется тенденция к уменьшению сроков окупаемости.

Вторым показателем относительной экономической

эффективности является коэффициент эффективности,

являющийся

обратной

величиной срока окупаемости,

р

Сб — С»

__ ЛС

_ Tokɪ

 

л \

 

Kh-K6

ЛК

7,oκ = 6,65,

Например, при 7,oκ=10, .E = O,1; при

E = O,15

и т. д. Так же, как срок окупаемости,

коэффициент эф­

фективности

является

нормативным

коэффициентом.

Коэффициент

эффективности

используется в

расчет­

ных формулах. В настоящее время сроки окупаемости и

коэффициенты эффективности установлены применитель­

но к отраслям хозяйства.

Дифференцированные нормативные коэффициенты эффективности по отраслям хозяйства имеют преиму­ щество и недостатки. К преимуществу можно отнести то,

41


что это позволяет развивать отдельные отрасли народно­ го хозяйства без экономической связи с другими отрасля­

ми. К недостатку относится то, что общий народнохозяй­

ственный эффект от помещаемых средств не всегда является оптимальным.

Например, при капитальном вложении 1500 тыс. руб.

в городской электрический транспорт при нормативном

сроке окупаемости 10 лет

и годовых

сбережениях

200200

тыс. руб. фактический

срок окупаемости

будет

1500

_ c

 

 

 

-------

=7,5 года.

 

легкую

про­

Та же сумма капитальных вложений в

мышленность при нормативном сроке окупаемости 4 го­ да и годовых сбережениях 300 тыс. руб. даст фактический

 

 

1500

e

лет.

срок окупаемости-------

=5

r

j

300

 

 

Таким образом, по сроку окупаемости оптимальным

является вариант капитальных вложений в городской

электрический транспорт, так как фактический срок окупаемости здесь 7,5 года вместо 10 лет, в то время как

влегкой промышленности фактический срок окупаемости

5 лет вместо нормативных 4 лет.

Между тем при принятии первого варианта народное

хозяйство ежегодно будет терять 300—200=100 тыс. руб.

вгод.

7.Экономическая оценка вариантов по приведенным затратам

Сравнение вариантов лишь по капитальным затратам

или лишь по годовым издержкам не может дать правиль­

ного ответа о наиболее' выгодном варианте. Поэтому сравнение вариантов производится с учетом как капи­

тальных затрат, так и издержек в эксплуатации по фор­

муле

3 = H- -EnK,

руб./год,

(25)

где

И —

 

En—

издержки в эксплуатации, руб./год;

 

 

К —

 

 

 

 

капитальные вложения, руб.;

 

 

 

нормативный коэффициент эффективности.

 

Сравнение вариантов по формуле (25) производится

в том случае, когда число вариантов более двух, капи­ тальные вложения осуществляются единовременно, а ежегодные издержки не меняются.

42