Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
герконы (герметичные контактные реле). Последние,
хотя и являются контактными аппаратами, могут успеш но конкурировать с бесконтактными вследствие их повы шенной надежности.
3. Замена масляных выключателей в РУ 10 кВ тири
сторными. Тиристорный выключатель, как показали ис
следования, позволяет сократить время отключения ко роткого замыкания (время отключения короткого замы
кания на стороне выпрямленного тока и при пробое
вентильного плеча составляет 12 мс). Перспектива при
менения тиристорных выключателей определяется по ставкой промышленностью тиристоров на токи 320÷500A
и рабочее напряжение 5 кВ. Это позволит сократить общее число необходимых тиристоров в выключателе и
общую его стоимость, упростится схема управления
тиристорами.
Введение в эксплуатацию бесконтактных тяговых подстанций позволит наряду с повышением надежности электроснабжения подвижного состава на линии увели чить сроки между профилактическими осмотрами и ре монтами до одного года.
4. Организация и проведение сбора полных и досто
верных статистических данных об отказах и простоях
оборудования. Сбор данных должен проводиться по спе
циальным формам. Периодический анализ данных по основным видам отказов всех элементов, приборов и уз
лов системы электроснабжения позволит производить расчет и оценку надежности эксплуатируемых систем. Кроме того, йа основе подобного анализа могут быть вы
работаны рекомендации по эксплуатации и совершенст
вованию конструкции отдельных видов оборудования.
C целью обеспечения надежности (и эффективности)
использования оборудования электроснабжения, а следо вательно, уменьшения простоя подвижного состава необ
ходимо применение тщательно разработанных и научно
обоснованных методов проведения профилактических ме
роприятий и ремонтов. При этом особое внимание сле
дует уделять квалификации обслуживающего персонала.
5. При проектировании новых систем электроснабже
ния и их отдельных функциональных блоков следует обеспечивать максимальное значение коэффициента нор мирования надежности (путем поиска новых схемных
решений систем электроснабжения, рационального вида
38
резервирования, применения более ремонтопригодного
и надежного оборудования). Для этого необходимо соз
дание строгих методик расчета надежности систем на стадии проектирования с учетом имеющихся статистиче ских данных эксплуатации.
6. Организация для совершенно новых систем опыт
ной эксплуатации в реальных уловиях с участием раз
работчиков, изготовителей и представителей эксплуата ции.
II.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.Общие положения
Любое мероприятие по развитию и совершенствова
нию средств транспорта, связанное с финансовыми затра
тами, должно иметь технико-экономическое обоснование,
иначе говоря, иметь расчеты эффективности внёдрения.
При этом необходимо иметь в виду, что существует два
понятия эффективности: техническая эффективность и экономическая эффективность.
Техническая эффективность характеризуется степенью
соответствия новых мероприятий поставленным требова
ниям. Этот вид эффективности в дальнейшем нами не рассматривается, так как он отражается в технических заданиях на разработку новой техники (т. е. она в
скрытом виде отражается в расчетах экономической эф фективности).
Экономическая эффективность может быть общей (абсолютной) и сравнительной (относительной). Общая
(абсолютная) эффективность капвложений характери зуется следующими показателями:
1) отношением прироста национального дохода от
продукции АД к капвложениям К |
(19) |
КПП |
|
39
Показатель 3k∏h определяется для народного хозяй ства в целом или его отраслей;
2) отношением прироста годовой прибыли ∆∕7κ к кап
вложениям |
К |
|
(20) |
|
|
|
|
Показатель 3κ∏∏ в отличие от предыдущего опреде |
|||
ляется по отдельным производствамП |
и предприятиям; |
||
3) рентабельностью капвложений, |
определяемой из |
||
соотношения годовой прибыли |
к капвложениям /С, в |
||
процентах |
|
|
(21) |
|
|
|
Рентабельность характеризует финансовые результа ты проводимых мероприятий для данного предприятия,
цеха и не может служить для оценки народнохозяйствен
ного эффекта; 4) отношением сокращения эксплуатационных рас
ходов ΔC к капвложениям К
ЬС
(22)
К ‘
Для оценки степени эффективности новых мероприя тий полученные показатели сравниваются с показателя
ми за предшествующий период и с показателями анало
говых передовых предприятий.
Сравнительная (относительная) эффективность но
вых мероприятий определяется из сравнения прежних
(базовых) и новых эксплуатационных расходов, а также прежних и новых капитальных вложений. Если новое
мероприятие уменьшает эксплуатационные расходы и
снижает капвложения, то оно обладает наиболее высоким ,
экономическим эффектом.
В практике, однако, новое мероприятие чаще всего
вызывает увеличение капитальных вложений, но снижает
эксплуатационные расходы. Для первой оценки эффек
тивности нового мероприятия определяют срок окупае
мости капиталовложений по вариантам: старый (базис
ный) и новый.
Сроком окупаемости называется время (в годах), в течение которого дополнительные капитальные затра-
40
ты AK оправдываются сокращением годовых эксплуата
ционных затрат АС. Для одноэтапного капитального вложения
где Kn; |
T |
Kh-K6 |
ЛК |
лет, |
(23) |
|
|
||||||
i OK |
C6 Ch |
ΔC |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Кб — капитальные затраты соответственно ново |
||||||
Сн; |
го и старого (базисного) варианта; |
|
||||
C6 — соответственно |
годовые |
эксплуатационные |
||||
|
расходы. |
|
|
расходов |
должно |
|
Определение |
эксплуатационных |
|||||
производиться с |
учетом всех текущих издержек, |
расхо |
дов по всем видам ремонта, а также реновационных от
числений. Реновационные отчисления связаны с восста
новлением оборудования, Изношенного в период эксплуа
тации.
Срок окупаемости является нормативным коэффици ентом и задается для каждой отрасли промышленности.
В целом по СССР и для магистрального транспорта
можно считать 7oκ=10 лет, для электротехнической про
мышленности 7,oκ=6÷7 лет.
Увеличение срока службы оборудования снижает
расходы на реновацию, но увеличивает расходы по ре
монту и обслуживанию. В связи с бурным развитием но
вой техники моральное старение оборудования наступает
раньше его физического износа, поэтому сейчас намеча
ется тенденция к уменьшению сроков окупаемости.
Вторым показателем относительной экономической
эффективности является коэффициент эффективности,
являющийся |
обратной |
величиной срока окупаемости, |
|||
р |
Сб — С» |
__ ЛС |
_ Tokɪ |
|
л \ |
|
Kh-K6 |
ЛК |
7,oκ = 6,65, |
/о |
|
Например, при 7,oκ=10, .E = O,1; при |
E = O,15 |
||||
и т. д. Так же, как срок окупаемости, |
коэффициент эф |
||||
фективности |
является |
нормативным |
коэффициентом. |
||
Коэффициент |
эффективности |
используется в |
расчет |
ных формулах. В настоящее время сроки окупаемости и
коэффициенты эффективности установлены применитель
но к отраслям хозяйства.
Дифференцированные нормативные коэффициенты эффективности по отраслям хозяйства имеют преиму щество и недостатки. К преимуществу можно отнести то,
41
что это позволяет развивать отдельные отрасли народно го хозяйства без экономической связи с другими отрасля
ми. К недостатку относится то, что общий народнохозяй
ственный эффект от помещаемых средств не всегда является оптимальным.
Например, при капитальном вложении 1500 тыс. руб.
в городской электрический транспорт при нормативном
сроке окупаемости 10 лет |
и годовых |
сбережениях |
||
200200 |
тыс. руб. фактический |
срок окупаемости |
будет |
|
1500 |
_ c |
|
|
|
------- |
=7,5 года. |
|
легкую |
про |
Та же сумма капитальных вложений в |
мышленность при нормативном сроке окупаемости 4 го да и годовых сбережениях 300 тыс. руб. даст фактический
|
|
1500 |
e |
лет. |
срок окупаемости------- |
=5 |
|||
r |
j |
300 |
|
|
Таким образом, по сроку окупаемости оптимальным
является вариант капитальных вложений в городской
электрический транспорт, так как фактический срок окупаемости здесь 7,5 года вместо 10 лет, в то время как
влегкой промышленности фактический срок окупаемости
5 лет вместо нормативных 4 лет.
Между тем при принятии первого варианта народное
хозяйство ежегодно будет терять 300—200=100 тыс. руб.
вгод.
7.Экономическая оценка вариантов по приведенным затратам
Сравнение вариантов лишь по капитальным затратам
или лишь по годовым издержкам не может дать правиль
ного ответа о наиболее' выгодном варианте. Поэтому сравнение вариантов производится с учетом как капи
тальных затрат, так и издержек в эксплуатации по фор
муле |
3 = H- -EnK, |
руб./год, |
(25) |
|
где |
И — |
|
||
En— |
издержки в эксплуатации, руб./год; |
|
||
|
К — |
|
|
|
|
|
капитальные вложения, руб.; |
|
|
|
|
нормативный коэффициент эффективности. |
|
Сравнение вариантов по формуле (25) производится
в том случае, когда число вариантов более двух, капи тальные вложения осуществляются единовременно, а ежегодные издержки не меняются.
42