Файл: Долгополов, А. И. В помощь молодому комбайнеру.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не

работать

длительное время

с перегрузом;

а также не допускать перегрева

двигателя;

не работать длительное время на малых холо­

стых

оборотах;

 

 

не

допускать

работу двигателя

с перебоями,

стуками, дымным выхлопом, с уровнем и давле­ нием масла ниже допустимого.

При снижении мощности двигателя, большом дымлении, уменьшении давления масла в маги­ страли ниже 0,8 кг/см2, при появлении ненор­ мальных стуков, а также при сильном выгорании масла нужно остановить двигатель и выяснить причину неисправности.

Механизм газораспределения

Для нормальной работы механизма газорас­ пределения необходимо выполнить следующие операции.

На новом или отремонтированном двигателе после обкатки, а затем через каждые 240 часов работы проверить и при необходимости отрегу­ лировать величину зазоров между клапанами и коромыслами. Величина зазора при холодном двигателе должна быть для всасывающего клапа­ на 0,4 мм, а для выхлопного — 0,45 мм.

Увеличение зазора повышает скорость посад­ ки клапана, что приводит к повышенному износу фаски клапана и гнезда под клапан в головке

66

цилиндров. При длительной работе с увеличен­ ным зазором может произойти обрыв стержня клапана. Если зазор меньше рекомендованного, клапан неплотно садится в гнездо, компрессия недостаточная, пуск двигателя затрудняется, а мощность двигателя снижается. Кроме того, при уменьшенном зазоре быстро обгорают фаски

клапана.

После обкатки нового или отремонтированно­ го двигателя, а затем через каждые 960 часов работы необходимо подтянуть крепления головки цилиндров. Ослабление крепления головки при­ водит к прогоранию прокладки головки цилинд­ ров. Гайки крепления головки необходимо затя­

гивать равномерно, начиная с середины, в не­ сколько приемов.

Комбайнер! Зазор между торцом стержня кла­ пана и бойком коромысла регулируй в такой по­ следовательности:

сними колпак головки цилиндров; отверткой или ключом установи декомпрессор

во включенное положение; наблюдая за коромыслами клапанов первого

цилиндра, медленно вращай коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана (выхлопной, а затем всасывающий) откроются и закроются;

вывинти из картера маховика установочный винт и вставь его ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик;

3*

67


нажимая на установочный винт, медленно по­

ворачивай коленчатый вал до тех пор, пока

винт

не войдет в отверстие на маховике. В этом

по­

ложении поршонь первого цилиндра находится в ВМТ после такта сжатия;

установи декомпрессор в выключенное поло­ жение, проверь щупом и при необходимости от­ регулируй зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого ци­ линдра;

ввинти установочный винт резьбовой частью в картер маховика, проверни коленчатый вал на полуоборота, что будет соответствовать такту сжатия- в третьем цилиндре, и отрегулируй зазо­ ры в клапанах третьего цилиндра;

после следующего поворота вала на пол-обо­ рота отрегулируй зазоры в клапанах четвертого цилиндра, а затем после поворота на пол-оборо­ та коленчатого вала — в клапанах второго ци­ линдра;

установи на место колпак головки цилиндров.

Проверка угла начала подачи топлива

Комбайнер! Прокачай топливо ручным на­ сосом до полного удаления воздуха из сис­ темы.

Отсоедини топливную трубку первого цилинд­ ра от штуцера насоса и установи мениск.

63

Под ближнюю к шкиву коленчатого вала гай­ ку крепления крышки картера шестерен закрепи изогнутую в виде стрелки проволоку, направлен­ ную острием к наружной цилиндрической по­ верхности бортика шкива.

Включи декомпрессор и проверни коленчатый вал двигателя до исчезновения пузырьков возду­ ха в топливе, вытекающем изстеклянной трубки.

Встряхни стеклянную трубку мениска так, что­ бы вылить часть топлива, а затем медленно про­ ворачивай коленчатый вал. Наблюдай за уровнем топлива в трубке. В момент, когда уровень топ­

лива начинает подниматься, прекрати прокручи­

вать

коленчатый вал

и

нанеси метку на

наруж­

ной

цилиндрической

поверхности

шкива

против

стрелки.

 

 

 

 

 

Выверни из картера

маховика

установочную

шпильку и вставь ее ненарезанной

частью в

то

же

отверстие до упора

в маховик.

Нажимая

на

установочную шпильку, прокручивай коленчатый вал до момента, пока она не войдет в отверстие на маховике. В этом положении поршень первого цилиндра находится в ВМТ после такта сжатия; нанеси метку против стрелки на шкиве.

Измерь по цилиндрической поверхности шки­ ва длину дуги между метками. Для комбайновых двигателей с числом оборотов 1700 в минуту и шкивом с диаметром 338 мм расстояние между метками должно быть в пределах 53— 59 мм

69


(1° поворота коленчатого вала соответствует 3 мм),

что

соответствует углу

подачи топлива

равно­

му

18— 20°.

 

 

 

Если угол начала подачи топлива будет отли­

чаться от требуемого,

измени Положение

шлице­

вого фланца относительно шестерни топливного насоса.

Если надо уменьшить угол начала подачи топ­

лива, проверни фланец по часовой стрелке. Ес­ ли фланец повернуть до совпадения отверстия с ближайшим отверстием в ступице шестерни, то угол изменится на 3°. Определив по длине дуги

на шкиве на сколько градусов нужно изменить угол начала подачи топлива, легко установить, ка­ кие отверстия надо совместить. После совмеще­ ния отверстий поставь крепежные болты.

Убедившись в правильной установке угла на­ чала подачи топлива, законтри болты крепления фланца на шестерне топливного насоса путем от­ гиба усиков замковой шайбы.

Поставь на место счетчик моточісов, сними стрелку и капиллярную трубку и установи на место трубку первого цилиндра. Вверни устано­ вочный винт на место.

Муфта сцепления

На комбайновых двигателях установлена од­ нодисковая, непостоянно замкнутая муфта сцеп­ ления.


Проверять и регулировать муфту сцепления необходимо после обкатки, а в дальнейшем — периодически через каждые 24С. часов работы

двигателя.

 

 

у„-д

Регулировать

м уф ту -О цеплени я

нуж но при

вклю ченном полож ении в сл е д ую щ ем

порядке.

Отвернуть гайку регулировочного болта урав­

нителя, вставить

щуп толщиной 0,5

мм

колпач­

ком и торцом специального болта, на котором

надеты

пружины.

 

 

 

 

 

П о во р о то м

регулировочного

болта

уравнителя

установить зазо р

по щупу,

вынуть

щ уп и законт­

рить гайкой регулировочны й болт,

удерж ивая его

от

поворота

ключом.

 

 

 

 

 

После контровки проверить щупом правиль­

ность

установленного зазора.

 

 

 

 

В такой же

последовательности

регулируют­

ся

зазоры

на

остальных

двух

механизмах

включения.

 

 

 

 

 

 

 

Комбайнер!

Запомни,

что

щуп

вставляется

между

специальным болтом

и колпачком, а не

между уравнителем и колпачком.

 

 

 

Для этого

в

каждом колпачке

имеется два бо­

ковых среза, которые нужно при выключенной муфте поворотом колпачка поставить в положе­ ние, удобное для установки щупа.

Для

правильного

подсоединения

тяги

к

рыча­

гу валика включения

муфты

сцепления

муфту

следует

выключить (при этом

рычаг

валика

дол­

71


жен занять положение вертикально вниз). Затем вывернуть регулировочный болт рычага до упора

головкой

во фланец

крышки

муфты

сцепления.

Из этого положения вывернуть болт

из рычага

еще

на

один

оборот,

после

чего

застопорить

болт

контргайкой и

только

тогда подсоединить

тягу к рычагу

валика,

отрегулировав

ее длину.

 

 

 

Счетчик

моточасов

 

На

крышке

картера

распределительных шес­

терен установлен счетчик моточасов СЧ-103. Счет­ чик представляет собой прибор, показывающий количество проработанных двигателем часов, при­ веденных к 1700 об/мин коленчатого вала.

Для двигателей СМ Д, имеющих номинальное число оборотов, отличное от 1700 об/мин, время

работы

двигателя ѵ необходимо

определить по

формуле:

 

 

 

а -1700 .

 

где

Т —

время работы двигателя

в моточасах;

 

а — показания мотосчетчика;

 

 

п — номинальное число оборотов коленчато­

го

вала

в минуту для данного двигателя.