Файл: Короткевич, А. Т. Минский вагоноремонтный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

паровозных котлов и т. д. В результате было взорвано и выведено

из строя много паровозов, вагонов, цистерн и другого подвижного состава, уничтожено большое количество горючего, военной тех­

ники и различного снаряжения, живой силы врага.

Зимой 1941/42 года фашисты решили организовать ремонт паро­

возов на заводе имени Мясникова. «В связи с этим,— вспоминает

секретарь подпольной парторганизации Минского железнодорож­

ного узла Ф. С. Кузнецов,—

на одном

из заседаний бюро парторга­

низации узла было

принято

решение

о создании парторганизации

на заводе. Вскоре

под руководством

коммунистов Матусевича и

Овчинникова там была создана крепкая подпольная парторганиза­

ция, и диверсии усилились. Паровозы после ремонта на заводе вскоре выходили из строя. Одновременно начали часто приходить в негодность и станки. Особенно смело действовали комсомольцы завода, возглавляемые секретарем Володей Одинцом».

Оккупанты и их приспешники принимали решительные меры для

борьбы с «вредителями», усиливали репрессии. Они засылали на завод провокаторов. И когда комсомолец Иван Кухто вывел из

строя передвижной межцеховой кран, а вслед за ним привел в пол­

ную негодность только что пришедший

новый паровоз,

фашисты

сумели напасть на след подпольщиков.

Группа

Володи

Одинца

в составе 18 человек была схвачена

и

брошена

в застенки СД.

Подпольщики вели себя мужественно, не выдав оставшихся на за­

воде товарищей.

Многие из работников вагоноремонтного завода ушли в парти­

занские отряды. В партизанском отряде вместе со своими семьями

находились А. Н. Русеев, В. С. Глинский, И. В. Кухто и другие. Как

и на трудовом фронте, они, не жалея себя, отстаивали завоевания Великого Октября. Об одном из них, Викторе Степановиче Глин­

ском, хотелось бы рассказать более подробно. Свою судьбу с за­

водом он связал в 1930 году. Сначала работал токарем. В 1938 году он стал мастером цеха. Оказавшись на временно оккупированной

врагом территории, Глинский не мог мириться с тем, чтобы родной

завод работал на гитлеровцев. Когда его силой оружия заставили

пойти работать на завод, он начал вредить оккупантам. На токар­

ном станке Виктор Степанович изготовлял поршневые кольца, со­

30


знательно допуская брак, чтобы вывести паровозы из строя. При

его участии патриоты Минска провели на заводе несколько круп­

ных диверсий.

В 1942 году Глинский ушел в лес. Однако он продолжал поддер­ живать связь с рабочими завода. При его участии на заводе была

проведена крупная диверсия, организованная группой Г. Н. Крас-

ницкого, связанного с партизанским отрядом С. А. Ваупшасова

(Градова). Взрывчатка для диверсии была получена у подпольщика

Велимовича и доставлена на завод Г. Н. Красницким и членами его

группы В. С. Глинским и Г. Н. Подобедом. Рано утром 2 июня 1943 года, за час до начала смены, Г. Н. Подобед поджег бикфор­ дов шнур; механический цех завода вышел из строя.

Оккупанты всеми силами стремились наладить нормальную ра­ боту завода. Однако сделать это им никак не удавалось. Своими действиями советские патриоты систематически выводили из строя

производственные площади и оборудование. По заданию командо­ вания 3-й Минской партизанской бригады подпольщик Б. А. Мань-

ковский 16 сентября 1943 года подложил мину в котел парового

отопления подъемного домкрата и более чем на месяц вывел его из строя.

Ряд диверсий на Минском ВРЗ совершили комсомольцы-под­ польщики. Много славных боевых дел на счету подпольной орга­ низации, возглавляемой Галиной Сасиной. Например, в ночь с 11 на

12 июля 1943 года комсомольцы взорвали цех на заводе имени Мясникова, где стояли главные станки.

Неувядаемой славой покрыли себя в период войны белорусские мстители. Ни на один день они не давали фашистам почувствовать себя хозяевами на оккупированной земле. Взлетали на воздух железнодорожные составы с военной техникой и войсками, выхо­

дило из строя оборудование предприятий, на которых немцы под

страхом смерти заставляли работать оставшихся на захваченной территории советских людей. И среди тех, кто нес врагу смерть,

было немало членов славного коллектива завода имени Мясникова.

Это В. С. Глинский, Г. Н. Красницкий, И. В. Кухто, Г. Н. Подобед, Вербила, Т. А. Кузьмич, В. Одинец и многие другие. В честь их у проходной завода на мемориальной доске золотыми буквами напи-

31

сано: «В годы Великой Отечественной войны на заводе мужествен­ но боролись против немецко-фашистских оккупантов советские

патриоты-железнодорожники».

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

Отступая из Минска, 2 июля 1944 года немецко-фашистские за­

хватчики взорвали вагоноремонтный завод. Основное оборудование они вывезли в Германию. Из всех производственных корпусов, воздвигнутых в годы предвоенных пятилеток, сохранились лишь ко­ тельная и малярка.

Много

может

рассказать об

этом тяжелом

времени

Серафим

Дорофеевич Бондаренко, ныне

пенсионер,

пришедший

на завод

в числе первых после

освобождения

Минска

и продолжительное

время бессменно

руководивший

заводом

в роли его начальника.

Перед его глазами были развалины,

искореженное оборудование.

Начали

возвращаться

бывшие

рабочие,

что

трудились в тылу.

Тот', кто воевал на

фронте, находился

в рядах

партизан.

Им пред­

стояло первыми взяться за восстановление завода.

Рабочие завода и население окрестных улиц в первые же дни после изгнания оккупантов выходили на восстановительные работы. Здесь собиралось по 200— 240 человек. В результате их самоотвер­

женного труда

были спасены от огня

180 тонн

угля,

расчищены

транспортные

пути и внутризаводская

площадь,

отремонтированы

под

заводоуправление

8 комнат,

извлечены

из-под развалин

28

станков, - 8 моторов,

значительное

количество

электропро­

вода и т. д.

 

 

 

 

 

 

Восстановление вагоноремонтного

завода предполагалось про­

вести в две очереди. На первом этапе необходимо было отремон­ тировать для работы в зимних условиях здания кузнечного, механи­

ческого, деревообрабатывающего, инструментального, малярного

цехов, котельной и компрессорной. Предполагалось также устано­

вить такое количество оборудования, чтобы ежемесячно выпускать из ремонта 15 пассажирских вагонов.

Во вторую очередь нужно было возродить корпуса сборочного,

32


Так выглядел завод после освобождения Минска от немецко-фаши­ стских захватчиков

колесного и литейного цехов, а также центральной кладовой. Стои­

мость всех восстановительных работ исчислялась в 10 миллионов

рублей.

Таким образом, перед коллективом завода была поставлена от­

ветственная задача: в сжатые сроки восстановить завод, наладить ремонт вагонов, а в дальнейшем расширить и оснастить его новей­

шим оборудованием и достичь довоенного уровня ремонта

вагонов.

Справиться с поставленной задачей было нелегко. Не хватало

рабочих рук, а на восстановительные работы необходимо было на­

править не менее 900— 1000 человек. Чтобы пустить первую оче­ редь завода, потребовалось 75 тонн цемента, 600 кубометров пило­

материалов, 6000 штук черепицы, 4000 квадратных метров оконного

стекла, 5000 квадратных метров кровельного материала.

Заводская электростанция не работала, а городская не могла дать электроэнергии столько, сколько ее нужно было для завода.

Топлива имелось лишь на месяц, отсутствовал

автотранспорт. Из

жилого фонда для рабочих сохранилось лишь 4

восьмиквартирных

и один двенадцатиквартирный дома.

 

Казалось невероятным при таких условиях за короткий срок вос­

становить завод и начать ремонт вагонов. Но люди не спасовали перед трудностями. Работы по восстановлению завода возглавили коммунисты.

На предприятиях столицы Белоруссии развертывалось социали­ стическое соревнование за досрочное восстановление предприятий,

организацию выпуска

продукции для

нужд народного

хозяйства,

для Советской Армии,

продолжавшей

громить врага.

Возглавляе­

мые городской партийной организацией трудящиеся города делали

все необходимое, чтобы вдохнуть жизнь в замершие цехи.

Вместе с тем минчане много сил вкладывали в восстановление

разрушенного города.

4

сентября

1944 года

состоялась

первая

после освобождения города сессия

Минского

городского

Совета

депутатов трудящихся,

на

которой

присутствовали представители

общественных организаций. Было принято решение о привлечении

всего трудоспособного населения города к участию в работе по разборке разрушенных зданий. Каждый житель города обязывался отработать в свободное от основной работы время 30 часов в месяц.

28 сентября общее партийное собрание завода имени Мяснико­

ва обсудило вопрос о задачах по восстановлению завода. На собра­ нии речь шла об изыскании внутренних ресурсов для восстановле­

ния и пуска цехов. Коммунисты постановили просить местные

партийные органы помочь изыскать и передать во временное поль­

зование до получения оборудования два токарных станка, прикре­ пить к заводу окружающее население для оказания помощи в

разборке разрушенных зданий.

Учитывая, что восстановление завода и города потребует боль­

шого размаха строительных работ, парторганизация решила органи-

34


В роликовом цехе. За работой Дмитрий Антонович Хлебников

3*

Прессовщик колесного цеха, депутат городского Совета депутатов

трудящихся Полюхович Николай Иванович

эовать

на предприятии краткосрочные курсы

и

обучить на них

25

маляров,

25

столяров, 20 плотников,

15

водопроводчиков

и т.

д,—

всего

140

человек.

 

 

Строительными профессиями овладевали не только рабочие за­

вода, но. и часть населения, прикрепленного к заводу уличными комитетами. Занятия на курсах проводились в нерабочее время.

Уже к концу октября как основная, так и прилегающая к заводу

территория была расчищена. На месте груды

развалин появились

штабеля

очищенного кирпича,

горы

металла, столь

необходимых

для строительства завода.

 

 

 

 

К середине июня 1945 года,

на 2

месяца

раньше

намеченного

срока, вступила в строй первая

очередь завода. К этому времени

площадь

производственных помещений составила 7000 квадратных

метров, было уложено 6957 квадратных метров кровли, установле­ но 100 тонн металлических перекрытий.

36

Большая заслуга в этом успехе принадлежала начальнику завй-

да Бондаренко, главному инженеру Денисенко и секретарю парт­

бюро Альтеру.

Наряду с восстановлением производственных площадей были оборудованы душевая, санпропускник, медпункт, парикмахерская, портняжная и сапожная мастерские. На территории завода начал

работать хлебный магазин. За это время коллективом завода на

восстановлении было отработано 297 тысяч человеко-часов.

На предприятиях города ширилось движение двухсотников и

трехсотников, широкое распространение получило движение много­

станочников, совмещение профессий. В это движение включился и

коллектив вагоноремонтного завода имени Мясникова. 60 рабочих

систематически выполняли по две нормы выработки, 85 рабочих давали по полторы нормы.

Ремонтировать вагоны завод начал 1 января 1945 года. Несмот­

ря на очень трудные условия, рабочие перевыполняли план. Вместо

38 вагонов, предусмотренных заданием на 5 месяцев, было отре­ монтировано 49 вагонов. Таким образом, пятимесячную программу

завод выполнил на 129 процентов, хотя и не хватало к плановому

количеству 60 рабочих. Это была первая крупная победа, достой­

ный подарок мясниковцев Первомаю и празднику великой Победы

над фашистской Германией. Если учесть, что все это было достигну­ то в условиях, когда почти все работы по ремонту вагонов прово­

дились вручную, то можно себе представить

тот энтузиазм, кото­

рым был охвачен коллектив завода. Не

было

еще

восстановлено

штамповое хозяйство,

не

работали паровые

молоты,

не

хватало

инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Во втором квартале 1945 года перед

заводом была поставлена

задача выпускать из

ремонта

12— 13 вагонов, а к

концу

года —

20 вагонов

ежемесячно. Многие

рабочие, включившись

в социали­

стическое

соревнование,

значительно

перевыполняли

взятые на

себя обязательства. На них равнялись, с них брали пример. В пер­

вых

рядах соревнующихся шли слесари

Федор Рак,

Станислав

Бу­

рак,

кузнец Александр Карпович. Они

ежедневно

выполняли

по

две и больше норм.

 

 

 

О

передовиках-производственниках много писала

стенная газета

37


В обеденный перерыв

завода «Вагонник», выход двухтысячного номера которой отмечал­

ся в июне 1962 года. Вот некоторые из заметок:

«В дни Отечественной войны высоко оценен труд стахановца

кузнечного цеха рессорщика П. В. Мишина. Он за самоотверженный

труд награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Тов. Мишин не снижает темпов работы, завоеванных в дни Оте­ чественной войны. В сентябре 1945 года производственное задание им выполнено на 220 процентов. К октябрьским праздникам Мишин в своем соцдоговоре написал: «Обязуюсь производственное зада­ ние выполнить не ниже чем на 200 процентов». Свои обязательства Мишин упорным трудом воплощает в жизнь, ... дневные задания выполняет на 325 процентов. Слесарь Рак ф. Л. ежемесячное зада­ ние выполняет на 350— 400 процентов».

Газета сообщала также о высоких показателях в работе кузне­

цов Манюкевича, Карповича, бригады слесарей-подъемщиков, воз­

главляемой Шунейко, токаря Смактуновича. Всем им и многим дру­

гим работникам завода 29 ноября 1945 года были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

38

А вот что сообщала газета о восстановительных работах и про­

изводственных успехах завода: «За истекший год восстановления

завода проделана значительная работа по возрождению заводского

хозяйства и выпуску вагонов. Возвращены к жизни и пущены в экс­

плуатацию 57 станков и агрегатов, хозяйственным способом восста­

новлено 7008 квадратных метров производственных площадей.

За пять месяцев отремонтировано сверх плана 11 пассажирских

вагонов, восстановлен водопровод, освещение, отремонтировано

жилфонда 1750 квадратных метров, создано подсобное хозяйство, а также восстановлены производственно-бытовые помещения: душ,

парикмахерская, медпункт, красный уголок. На заводе были созда­

ны необходимые условия для нормальной работы цехов».

Но уже на следующий, 1946 год план ремонта вагонов заводу

был значительно увеличен— он достигал довоенного уровня. Тре­

бовалась реорганизация предприятия, но производственных площа­ дей не хватало. Переуплотнение, теснота стали серьезным препят­

ствием в работе. Завод стал недовыполнять план. За первое полу­ годие 1946 года задание было выполнено лишь на 73 процента.

Впрорыве оказались ведущие цехи завода— колесный и литейный.

Завод был неукомплектован рабочими, медленное строительство

повлекло за собой текучесть кадров жилого фонда.

Трудности послевоенного периода выражались еще и в том, что

были перебои в снабжении сырьем, электроэнергией и топливом. Требовалось любыми способами выйти из прорыва, обеспечи­ вать выполнение планового задания. Городской и районный коми­ теты партии все время оказывали большую помощь заводу в пре­

одолении трудностей.

Благодаря этой помощи ускорился ввод в эксплуатацию произ­ водственных площадей, улучшалась воспитательная работа среди

рабочих. Партбюро особое внимание уделяло расстановке комму­ нистов на заводе. Были созданы партгруппы в колесном цехе и на

строительном участке. Партгруппы стали глубоко вникать в произ­

водственный процесс.

В конце 1947 года завод начал выходить из прорыва. Кузнечный цех, ранее не справлявшийся с производственной программой, стал систематически выполнять план. В отчете РК КПБ партийной конфе-

39