Файл: Учебносправочное издание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой системой выступает насосная станция. В отношении насосной станции вопрос регулирования напора и подачи может рассматриваться шире, при этом гидравлическая схема, по которой работают насосы, может быть различна.

Соединение насосов между собой может быть последовательное, параллельное или параллельно-последовательное. На рисунке 2.28а,б приведены варианты соединения насосов.



Рисунок 2.28 а Последовательное соединение насосов


Рисунок 2.28 б Параллельно-последовательное соединение насосов

- при закрытых задвижках 12,13,14 насосы работают последовательно;

- при открытой задвижке 12 и закрытой 2а насосы НА1 и НА2 работают

последовательно, а насосы НА3 и НА4 – параллельно.
При параллельном соединении насосов суммируется подача, при последовательном - напор. Если на насосной станции необходимо получить нужные рабочие параметры (Q и Н), то всегда существует возможность путем комбинаций набора ряда насосов с ограниченной подачей соединить их параллельно, чтобы получить большую подачу и последовательно - чтобы получить больший напор.

Следует обратить внимание, что последовательное и параллельное соединение центробежных насосов, имеющих подобную напорную характеристику, не дает, как правило, возможность получения двойного значения напора и подачи. Они будут несколько меньше. Это происходит по следующим причинам.

При параллельном соединении не удается плавно соединить потоки, напорные трубопроводы из-за удобства монтажа заужают, делают лишние повороты. Это всё приводит к дополнительному сопротивлению и соответственно к смещению рабочей точки на меньшую подачу обоих насосов. При последовательном соединении насосов уменьшение напора происходит из-за потерь на промежуточном участке между насосами. Это вызвано наличием арматуры на промежуточном участке и уменьшенным диаметром трубопровода, принимаемым, как правило, равным диаметру всасывающего патрубка насоса, в который подает жидкость другой насос.

При последовательном соединении следует обратить внимание на допустимое давление на входе в насос в зависимости от материала корпуса и типа уплотнения.


Допустимое давление на входе насоса, корпус которого изготовлен из чугуна, не должно превышать 8 кгс/см² (80 мм.в.ст.), в то же время для стального корпуса давление 25 кгс/см², как правило, является допустимым.

Мягкий сальник допускает давление до 10 кгс/см², торцевое уплотнение - до 25 кгс/см²; щелевое и манжетное уплотнение, обеспечивающее само уплотняющее воздействие за счет давления рабочей жидкости, поддерживает давление только с одной стороны и соответственно при этом типе уплотнения не допускается давление на входе в насос.

Если изложить главные требования при эксплуатации центробежных насосов, то следует помнить два основных условия:

- пуск насоса следует производить при заполненных всасывающем трубопроводе и корпусе насоса, и закрытой напорной задвижке;

- запрещается осуществлять пуск насоса при закрытой или не полностью открытой всасывающей задвижке, а также работать более 2 - 3 минут при закрытой напорной задвижке.
2.8 Центробежные насосы, применяемые на НПС
На насосных нефтеперекачивающих станциях магистральных нефтепроводов используется два вида технологических насосов – подпорные и основные (магистральные).

Агрегаты нефтяные электронасосные центробежные магистральные типа "НМ"на подачи 1250...12500 м³/ч предназначены для транспортирования по магистральным трубопроводам нефти с температурой от минус 5˚С до 80°С, кинетической вязкостью не более 3 см³/с, с содержанием механических примесей по объему не более 0,05% и размером не более 0,2 мм. Электронасосный агрегат предназначен также для транспортирования нефтепродуктов сходных с указанной выше нефтью по температуре, кинетической вязкостью, химической активностью и механическим примесям.

Насосы изготовлены по первой группе надежности ГОСТ 6134-71 в климатическом исполнении ХЛ, категории размещения 4 ГОСТ 15150-69.

Электронасосный агрегат состоит из насоса и приводного двигателя. С четырьмя насосными агрегатами поставляемыми на одну насосную станцию комплектно отправляются маслоустановка, насосы откачки утечек, автоматика и КИП.

Агрегат электронасосный состоит из насоса, электродвигателя, соедини­тельной пластинчатой муфты, ограждения и балок (рам фундаментных) под насос и под двигатель.


Насос типа «НМ».

Насос - центробежный, горизонтальный, одноступенчатый спирального типа с рабочим колесом двустороннего входа, снабженный подшипниками скольжения с принудительной смазкой.

Основными сборочными единицами насоса являются корпус, ротор, тор­цовые уплотнения, трубопроводы подвода нефти к торцовым уплотнениям, циклоновые сепараторы и подшипниковые опоры.

Базовой деталью насоса является корпус с горизонтальным разъемом, имеющий полуспиральный подвод и спиральный отвод, с лапами, расположенными в нижней части корпуса.

Нижняя и верхняя части корпуса соединяются шпильками с колпачковыми гайками. Горизонтальный разъем уплотняется прокладкой толщиной 1 мм и по контуру закрывается щитками. Применение прокладки другой толщины не допускается.

Входной и напорный патрубки насоса, выполненные под приварку тру­бопроводов, расположены в нижней части корпуса и направлены в противопо­ложные стороны перпендикулярно оси вращения.

В нижней части корпуса имеются места для отвода утечек нефти.

В крышке насоса и на трубопроводах циклоновых сепараторов имеются места для выпуска воздуха при заполнении насоса нефтью.

Для уплотнения рабочего колеса в корпусе насоса устанавливаются уплотнительные кольца.

Ротор представляет собой самостоятельную сборочную единицу, позволяющую производить ремонт без отсоединения корпуса насоса от подводящего и отводящего трубопроводов.

В состав ротора входят: вал, колесо рабочее из двух половин, защитные гильзы и крепежные детали.

Ротор насоса разгружен от осевых гидравлических сил.

Правильная установка ротора в корпусе насоса в осевом направлении дос­тигается подгонкой толщины дистанционного кольца.

Опорами ротора служат подшипники скольжения.

Центровка ротора насоса в корпусе производится перемещением корпусов подшипников с помощью регулировочных винтов, после чего корпуса подшип­ников штифтуются. При перезаливке или замене вкладышей следует центровку ротора произвести заново.

Смазка подшипников принудительная от маслоустановки. Количество масла, подводимого к подшипникам, регулируется с помощью дроссельных шайб, устанавливаемых на подводе масла к подшипникам. В случае аварийного отклю­чения электроэнергии для подачи масла к шейкам вала предусмотрены смазочные кольца.

Остаточное осевое усилие ротора воспринимают два радиально-упорных шарикоподшипника, установленных с не приводного конца вала.


Концевые уплотнения ротора механические, торцовые одинарные с
гидравлической разгрузкой и резервной парой, блочного типа.

Герметизация торцового уплотнения обеспечивается действием пружин, создающих плотный контакт неподвижного и вращающегося колец и гидростати­ческого давления уплотняемой жидкости.

В насосе предусмотрена система очистки нефти в циклоновом сепараторе и подачи ее для охлаждения торцового уплотнения.

Жидкость забирается из напорной полости крышки насоса в зоне уста­новки колец уплотнительных и по входному трубопроводу подается на вход циклонового сепаратора. Очищенная жидкость по напорному трубопроводу подается на торцовое уплотнение, а затем через щель сбрасывается в подвод в сторо­ну рабочего колеса. Нефть с примесями из циклонового сепаратора сбрасывается в подвод.

Рисунок 2.29 Насос НМ
Направление вращения ротора - по часовой стрелке, если смотреть со стороны двигателя, и указано стрелкой на корпусе насоса. Передача крутя­щего момента от двигателя к насосу осуществляется при помощи пластинчатой муфты.
Принцип работы насоса.

Принцип работы заключается в преобразовании механической энергии двигателя в гидравлическую энергию потока перекачиваемой среды. Перекачиваемая жидкость через входной патрубок по полуспиральному подводу поступает в рабочее колесо, состоящее из двух половин. В рабочем колесе происходит преобразование энергии привода в энергию потока.

Из рабочего колеса перекачиваемая жидкость поступает в спиральный отвод, в котором происходит преобразование энергии потока перекачиваемой жидкости в энергию давления и отвод жидкости из насоса в отводящий трубопровод.

Маркировка насосов в той или иной степени указывает на их основные технические и конструкционные характеристики. Полная маркировка насоса НМ содержит группу буквенных обозначений, например: НМ 10000-210, где НМ нефтяной магистральный, 10000 - подача (производительность насоса) м3/час, 210 - напор в метрах столба перекачиваемой жидкости.

Насосы подпорные вертикальные типа НПВ

Агрегаты электронасосные нефтяные подпорные вертикальные типа НПВ (НПВ 150-60, НПВ 300-60, НПВ 600-60) предназначены для перекачивания нефти.


Агрегаты электронасосные нефтяные подпорные вертикальные типа НПВ-М (НПВ1250-М, НПВ2500-М, НПВ3600-М, НПВ5000-М) предназначены для перекачивания нефти и нефтепродуктов.

Применяются для подачи нефти к магистральным насосам для обеспечения их бескавитационной работы (подпорные насосы), а также для оснащения баз смешения нефти.

Конструкция.

Насосы НПВ 150-60, НПВ 300-60, НПВ 600-60— центробежные вертикальные одноступенчатые спредвключенным колесом. Осевое усилие, действующее на ротор, разгружается симметрично расположенными передними задним уплотнениями рабочего колеса, остаточное осевое усилие воспринимается верхним сдвоенным радиально-упорным подшипником. Для восприятия остаточных радиальных усилий в конструкции насоса предусмотрен подшипник скольжения, являющийся нижней опорой ротора.

Смазка подшипника скольжения осуществляется перекачиваемой средой. Передача крутящего момента от двигателя к насосу осуществляется при помощи упругой втулочно-пальцевой муфты.

Насосы типа НПВ1250-М, НПВ2500-М,НПВ3600-М, НПВ5000-М — центробежные вертикальные двухкорпусные секционного типа спредвключенным колесом и торцовым уплотнением патронного типа (рисунок 2.30).

Опорами ротора являются: верхний опорно-упорный подшипник качения с жидкой картерной смазкой и нижний гидродинамический подшипник скольжения (смазка перекачиваемой средой).



Рисунок 2.30Конструкция насосного агрегата НПВ5000-120



Осевое усилие, действующее на ротор, компенсируется перепуском утечки, проходящей через дросселирующую щель на основном диске рабочего колеса концевой ступени с отводом ее на входв насос через переводную трубу. Остаточное осевое усилие должно восприниматься опорно-упорным подшипником качения.

Передача крутящего момента от двигателя к насосу осуществляется при помощи упругой пластинчатой муфты.

Приводом насосов типа НПВ-М является асинхронный трехфазный вертикальный, взрыво-защищенный (с видом взрывозащиты 1ExdIIВТ4)электродвигатель с короткозамкнутым ротором.

Насос состоит из стакана и выемной части. Насос устанавливается в бетонированный приямок и опорным фланцем стакана крепится болтами к основанию фундамента. Входной патрубок расположен в стакане, напорный в напорной крышке, патрубки направлены в противоположные стороны. Присоединение патрубков к трубопроводам: входного - сварное, напорного - фланцевое.