Файл: Курс лекций по дисциплине Теория систем и системный анализ, читаемый автором в соответствии с учебными планами специальностей 351400 Прикладная информатика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 451
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Требования ГОСТ специальности к содержанию курса.
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ
2. Предмет и содержание общей теории систем
3. ОСНОВНЫЕ положения ОбщеЙ теории систем
3.1. Основные понятия системного анализа
3.2. Определение понятия «система»
3.3. Принципы системного подхода
4.1. Категория системы, ее свойства и признаки
4.2. Системообразующие и системоразрушающие факторы
4.3. Классификация системных объектов
4.4. Структура, функции и этапы развития систем
5. СИСТЕМНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ИХ ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
5.1. Системность неорганической и живой природы
5.2. Общество, личность и мышление как система
6. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СИСТЕМ
6.1. Общая характеристика системных исследований
6.2. Системный подход - методология системного исследования
6.3. Технология достижения целостности познания в системном исследовании
7. Сущность и принципы системного подхода
7.1. Принципы системного подхода.
7.2. Проблемы согласования целей
7.3. Проблемы оценки связей в системе
7.4. Пример системного подхода к задаче управления
7.5. Моделирование как метод системного анализа
7.6. Процессы принятия управляющих решений
8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ
8.1. Механизм процесса описания системных объектов
8.3. Структура системного анализа
8.4. Методы и модели описания систем
Качественные методы описания систем
Количественные методы описания систем
8.5. Формирование общего представления системы
8.6. Кибернетика и ее роль в описании систем
9.2. Содержательная постановка задачи
9.3. Построение модели изучаемой системы в общем случае
9.4. Моделирование в условиях определенности
9.5. Наличие нескольких целей - многокритериальность системы
9.6. Моделирование системы в условиях неопределенности
9.7. Моделирование систем массового обслуживания
9.8. Моделирование в условиях противодействия, игровые модели
9.9. Моделирование в условиях противодействия, модели торгов
9.10. Методы анализа больших систем, планирование экспериментов
9.11. Методы анализа больших систем, факторный анализ
10. МЕТОДЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ
10.1. Причинно-следственный анализ
10.2. Процесс причинно-следственного анализа.
10.3. Варианты причинно-следственного анализа
10.5. Процессы принятия решений различных типов
10.6. Анализ плана управленческой работы и обзор ситуации
11. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
11.3. Практическое применение системного подхода в экономике
12. СИСТЕМНАЯ природа организаций и управления ими
12.2. Виды и формы системного представления структур организаций.
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Шаг седьмой. Оценка риска. Знать о существовании риска важно, но этого недостаточно. Необходимо определить его значимость. При оценке риска учитываются два фактора: вероятность и серьезность. При помощи фактора вероятности описывают суждение о том, что-то или иное событие действительно произойдет. Через фактор серьезности формируют суждение о степени влияния данного события, если оно произойдет, на ситуацию. При значительном упрощении можно прибегнуть все к той же 10-балльной шкале.
Шаг восьмой. Принятие решения. Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. Ведь эти данные позволяют сравнивать показатели эффективности альтернатив. Следует отметить, что показатели степени риска не связаны друг с другом; нет такой формулы, которая позволила бы их сравнить. Поэтому необходимо поставить вопрос: “Стоит ли дополнительная эффективность, которую я получу, того риска, на который я иду?” Обычно управляющие не стремятся минимизировать риск, а идут на риск приемлемый и контролируемый.
10.5. Процессы принятия решений различных типов
Процесс принятия решения, описанный выше, подходит для подавляющего большинства ситуаций, с которыми сталкиваются управляющие. В большинстве случаев существует известный набор альтернатив и основная задача сводится к выявлению их сравнительной эффективности. Но поскольку природа альтернатив различна, должны отличаться и требования, предъявляемые к процессам их анализа. Это обусловливает разделение решений на их различные типы. В этом подразделе рассматриваются процессы принятия бинарного, многовариантного и инновационного типов решений.
Процесс принятия бинарного решения. В бинарном решении представлены две диаметрально противоположные альтернативы. Обычно это конкурирующие по своему характеру альтернативы, которые вынуждают к выбору типа “да/нет”, “или/или” (например, открыть еще одну контору или нет). Эти решения отличаются высокой степенью связанной с ними неопределенности. Крайний характер альтернатив заставляет тех, кто принимает решение, занимать полярно противоположные позиции, что зачастую парализует выбор.
Мы считаем, что бинарные решения отражают неестественное положение вещей. Эта неестественность вызывается ограничениями, накладываемыми на выбор. Ограничения типа “да/нет”, “делать/не делать” резко сужают возможности выбора. Поэтому очень немногие решения следует представлять в таком виде. Большинство бинарных ситуаций возникает в результате того, что не проводится необходимый анализ проблемы.
Причины возникновения бинарных ситуаций следующие:
1) переадресовывание принятия решения вышестоящим руководителям. Подчиненные, поставщики или другие лица, которые хотят повлиять на решение, зачастую представляют его на рассмотрение в бинарной форме. Такая попытка, намеренная или ненамеренная, направлена на то, чтобы принудить к выбору, соответствующему их интересам;
2) поверхностный анализ проблемы;
3) нехватка времени для выработки оптимальных решений. Под давлением недостатка времени зачастую быстрее просто выбрать курс действий, нежели выяснить обоснованность самой постановки проблемы, подлежащей решению;
4) оправданность бинарных решений в некоторых случаях. Есть ситуации, в которых управляющий, рассматривая цепь решений, доходит до самого конкретного уровня: да или нет.
Вследствие того, что альтернативы в бинарном решении взаимно исключают друг друга, применение методов стандартного принятия решений может создать трудности. Поэтому стандартный процесс надо модифицировать так, чтобы его можно было применить и для бинарных решений.
Необходимо начать с ясной и насколько возможно простой формулировки цели решения, убедиться в том, что оно действительно бинарное, а не просто неверно сформулированное.
Поскольку наличие ситуации бинарного решения устанавливается посредством формулировки цели решения, то при желании изменить тип решения надо изменить эту формулировку. Например, если цель решения формулируется как “Ехать ли мне в Чикаго, чтобы пройти данный курс обучения или нет?”, то возможности выбора окажутся весьма ограниченными. Фактически остаются только два варианта решения: ехать или не ехать.
Вместо вопроса: “Ехать ли мне в Чикаго, чтобы пройти данный курс обучения или нет?”, поставим следующий: “Каким путем мне лучше приобрести необходимые навыки, чтобы повысить квалификацию?” Идея поехать в Чикаго на курсы остается альтернативной, однако образуется более широкий набор альтернатив, например: повышение квалификации на рабочем месте, посещение других курсов, овладение смежными профессиями, обучение в университете и т. д. В результате становится легче принять решение, и для сравнительной оценки альтернатив можно воспользоваться стандартными методами выбора.
Однако, как уже отмечалось, бывают ситуации, когда изменить бинарную форму решений невозможно. Остается надеяться, что это действительно обоснованные ситуации. В этом случае применяются те же самые шаги, что и в стандартном процессе принятия решений, но следовать им нужно все-таки с осторожностью. Ключевым здесь является этап выработки критериев. Так как на их основе принимается решение, необходимо исключить всякую возможность влияния субъективных предпочтений на выбор тех или иных критериев.
Чтобы бинарное решение было правильным, в списке критериев по возможности не должно содержаться данных, описывающих только одну альтернативу. Если все-таки необходимо включить данные об одной альтернативе, следует компенсировать это, включив характеристики другой альтернативы. Тем самым объективность анализа повышается.
В заключение следует сказать, что бинарные решения отличаются от других типов решений тем, что они накладывают жесткие ограничения на ситуацию принятия решения. Противопоставление, вызываемое самой природой альтернатив, может способствовать не объективности, а искажению данных. В любом случае руководитель или коллегиальный орган должен стремиться изменить тип решения с бинарного на стандартный.
Процесс принятия многовариантного решения. Стандартный процесс принятия решения предполагает, что управляющий задает набор критериев, а затем сравнивает в соответствии с ними каждую данную альтернативу с каждой другой. Теперь попробуйте представить осуществление такой перекрестной процедуры применительно к 300 альтернативам! Вряд ли такое осуществимо или даже желательно. Хотя многовариантная разновидность решения встречается и не так часто, тем не менее она заслуживает рассмотрения. Ведь известно, что, когда управляющий сталкивается с подобного рода ситуацией, он зачастую отказывается от логического анализа, считая его в данном случае бесполезным. Между тем надо лишь модифицировать эту процедуру.
Первые два шага в принятии решения такого типа соответствуют стандартному процессу принятия решения. Это постановка цели решения и установление критериев, которые должны использоваться при его принятии. Критерии следует далее разделить на ограничения и желательные характеристики, а последние – проранжировать по их относительной ценности. Эта процедура особенно полезна тогда, когда управляющий не хочет исключать альтернативы, соответствующие ограничениям.
Модификация процедуры, необходимая для обсуждаемого типа решения, вводится как раз на стадии установления критериев. Очевидно, что в этом случае невозможно использовать критерии для определения относительной ценности альтернатив на основе их взаимного сравнения, – трудности сравнения пятидесяти и более альтернатив практически непреодолимы. Поэтому список критериев необходимо преобразовать в абсолютную шкалу измерения, что позволит каждую альтернативу оценивать саму по себе.
Для данного типа решений основное значение имеют ограничения. Их функция – отсеивать неприемлемые альтернативы, т. е. не надо тратить время на тех претендентов, которые не удовлетворяют установленным ограничениям. В результате сократится число альтернатив для окончательного рассмотрения до приемлемого уровня.
При принятии многовариантного решения используется тот же метод оценки альтернатив по желательным критериям, что и в случае принятия стандартного решения. Наиболее важная характеристика получает наивысшую оценку (например, 10), а остальные критерии ранжируются относительно нее.
Сложность принятия многовариантного решения проявляется в первую очередь при использовании желательных критериев. В стандартной процедуре желательные характеристики используются для определения относительной ценности альтернатив. Но это неосуществимо в ситуации, когда альтернативы чередуются одна за другой, а их список очень велик. Чтобы преодолеть эту трудность, будем использовать желательные критерии не в виде относительных, а в виде абсолютных измерителей ценности альтернатив. Это значит, что необходимо оценивать каждую альтернативу индивидуально и сопоставлять ее не с другими альтернативами, а с неким идеальным образцом.
Несмотря на то, что едва ли такая альтернатива существует в действительности, можно проводить ее сравнение с каждой из реальных альтернатив.
Теперь необходимо оценить каждую альтернативу по всем критериям и выставить баллы, характеризующие, насколько данная альтернатива приближается к идеальной.
Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев. (Инновационным называется решение, предусматривающее некоторое нововведение, т.е. формирование и реализацию ранее неизвестной альтернативы.) Рассмотренные нами ранее типы решений являются рациональными уже по своей природе. Они представляют собой методы систематизации массы фактов и оценки выделенных данных. В случае же принятия инновационного решения управляющие сталкиваются с такой ситуацией, когда нужно сделать выбор при отсутствии очевидных готовых альтернатив. Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального на творческое решение.
Важно отметить, что всякая процедура творческого поиска предписывает определенную последовательность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке результату. Она отнюдь не является неупорядоченным подходом, при котором ставка делается на внезапное “озарение”.
Основная часть творческих усилий управляющих направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов и методов. Мы будем называть эту работу нововведением и отличать ее от менее упорядоченного собственного творческого процесса.
Руководители чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выработать новые и более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством некоторого инновационного процесса, чем необузданного творческого полета.