Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

107
Во-первых, расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих мате- риалов согласно договору.
Во-вторых, расходы по содержанию заготовительно-складского аппа- рата организации и расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок.
В-третьих, наценки или надбавки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредниче- ским организациям.
К этой же статье относят плату за хранение материалов в местах при- обретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях, а также плату по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобрете- нием материалов до принятия их к бухгалтерскому учету.
Здесь же – это пятое – расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.
Наконец, стоимость потерь по поставленным материалам в пути, например недостача, порча в пределах норм естественной убыли, и другие расходы.
Слайд 100
Транспортно-заготовительные расходы организации могут принимать- ся к учету следующими способами.
Первое – путем отнесения транспортно-заготовительных расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно рас- четным документам поставщика.
Второе – путем отнесения транспортно-заготовительных расходов на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы».
Третье – путем непосредственного, то есть прямого, включения транс- портно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материала, то есть присоединение к договорной цене материала.

108
Первый способ отражения транспортно-заготовительных расходов воз- можен в применении только организациями, приходующими материалы по учетным ценам. Учетную цену материалов предприятие устанавливает само- стоятельно.
При учете транспортно-заготовительных расходов по второму способу необходимо сначала определить их процент, подлежащий списанию, а после
– сумму транспортно-заготовительных расходов, которая должна быть спи- сана.
Непосредственное, то есть прямое, включение транспортно- заготовительных расходов в фактическую себестоимость материала – третий способ – целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой матери- алов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Слайд 101
К выбытию материалов относятся их отпуск в производство, продажа, списание, безвозмездная передача.
Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также отпуск материалов для управленческих нужд органи- зации. Отпуск материалов на склады подразделений организации и на пло- щадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.
Если материалы отпущены на нужды производства, в учете это отража- ется проводкой:
Дебет счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные
производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Кредит
счета 10 «Материалы».
Если материалы использованы для управленческих нужд организации, в учете это отражается проводкой:


109
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехо-
зяйственные расходы» Кредит счета 10 «Материалы».
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:
– по себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения материалов, то есть по способу ФИФО.
Необходимо отметить, что если у предприятия в производстве исполь- зуется маленькая номенклатура материалов, то можно с легкостью отследить, из какой именно партии они списаны, и применять метод оценки по стоимо- сти каждой единицы. Такой метод, как правило, используют для оценки дра- гоценных металлов, драгоценных камней и тому подобных материалов.
Слайд 102
Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии воз- можности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость, например при централизованной поставке материалов.
В этом случае величина отклонения, то есть разница между фактиче- скими расходами по приобретению материала и его договорной ценой, рас- пределяется пропорционально стоимости списанных или отпущенных мате- риалов, исчисленной в договорных ценах.
Оценка материалов по средней себестоимости осуществляется по каж- дой отдельной группе или виду запасов. Материалы с одинаковыми входны- ми параметрами учитываются в одной инвентарной карточке, а учет по пар- тиям не производится. Вновь поступившие материалы усредняются с уже имеющимися. В итоге на период передачи материала в производство получа- ется одна партия по одной учетной цене, рассчитываемой отношением общей стоимости материалов на их общее количество.

110
При использовании метода ФИФО вновь прибывшая партия материа- лов учитывается как самостоятельная, не зависящая от находящихся на уче- те. Однако в момент списания делается предположение о том, что в произ- водство списываются материалы из самой первой поступившей партии. Если количество материалов в первой партии недостаточно требуемого для переда- чи в производство, то списываются материалы из второй партии, и так далее.
Этот метод является экономически оправданным, если вновь прибыв- шая партия материалов приобретается по цене ниже предыдущей. При высо- кой инфляции использование данного метода будет способствовать завыше- нию стоимости материальных остатков, занижению себестоимости готовой продукции и, как следствие, завышению результатов от продаж. Как правило, предпочтительней списывать в производство сначала материал по более вы- сокой учетной цене.
Слайд 103
Продажа материалов оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону на основании договоров или других документов и разрешения руководителя организации или лиц, им на то уполномоченных.
Организация самостоятельно определяет порядок вывоза с территории организации материальных запасов, оформления пропусков на ввоз и осу- ществление контроля за вывозом материальных запасов.
При отгрузке материалов для продажи определяются суммы, подлежа- щие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчет- ный документ. Цена продажи материалов физическим и юридическим лицам определяется по соглашению сторон, то есть продавца и покупателя. Мате- риалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния.


111
Если предприятие решило продать излишки материалов, в учете это отражается следующим образом:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит
счета 91 субсчет 1 «Прочие доходы».
Эта проводка характеризует стоимость отгруженных материалов по до- говорным ценам.
Дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 68 субсчет
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Эта проводка означает, что начислен налог на добавленную стоимость в размерах, установленных законодательством.
Одновременно по дебету счета учета расчетов отражаются другие сум- мы, подлежащие оплате покупателем и включенные в расчетные документы, например стоимость тары, транспортные расходы и так далее.
Аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные им мате- риалы должен вестись по каждому предъявленному покупателю и заказчику счета.
Слайд 104
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Тема 2.2. Учет процесса производства
Деятельностью каждого производственного предприятия является про- изводство продукции, в процессе которого оно несет определенные затраты.
В течение продолжительного времени затраты определяли и учитывали так называемым котловым методом. В течение всего отчетного периода в едином бухгалтерском регистре осуществляли учет всех средств, израсходо- ванных на производство, независимо от места их потребления и целевой направленности. Это способствовало определению общей суммы затрат за период без учета структуры и ассортимента произведенной продукции. Кот- ловой метод не позволял выявить способы сокращения затрат. К основному его недостатку можно отнести обезличенность информации. Он не формиро- вал для организации необходимые сведения, позволяющие контролировать

112 издержки производства по направлениям затрат, местам их возникновения, видам выпускаемой продукции.
В организациях все чаще возникала задача предотвращения неоправ- данных затрат. Решением этой задачи явилось появление в начале ХХ века в
Соединенных Штатах Америки, а затем и в Европе системы «стандарт-кост».
Эта система направлена на сравнение фактических затрат с нормированны- ми. Такой учет затрат позволял руководителям не только определять затраты, но и контролировать использование ресурсов, тем самым предупреждая по- явления нецелесообразных затрат. Это способствовало развитию концепции центров ответственности. В соответствии с ней затраты не только рассматри- вались в рамках всего предприятия, но и разделялись по центрам ответствен- ности с указанием ответственных лиц.
С течением времени система «стандарт-кост» и учет по центрам ответ- ственности трансформировались в метод «System in time» [систем ин тайм].
В основе анализа здесь положены проценты отклонений от графика работ и стандартов, или норм.
Благодаря системе «стандарт-кост» учет затрат был акцентирован не на конечной продукции производства, а непосредственно на процессе производ- ства.
Слайд 105
В экономической литературе очень часто термин «затраты» отождеств- ляется с понятием «расходы». Но если изучить эти категории более подроб- но, то наблюдается существенное различие между ними.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организа- ции», расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, например денежных средств, иного имущества и/или воз- никновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой органи- зации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников, то есть собственников имущества.


113
Расходы включают в себя такие статьи, как:
– затраты на производство продукции, работ, услуг;
– затраты на оплату труда управленческого персонала;
– амортизационные отчисления;
– потери, связанные с убытками от стихийных бедствий, измене- ний валютных курсов и так далее.
Формирование «Отчета о финансовых результатах» для внешних поль- зователей бухгалтерской отчетности направлено на предоставление развер- нутой информации о доходах и расходах организации.
Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осу- ществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Слайд 106
Термины «доходы» и «расходы» организации, представленные в соот- ветствующих положениях, не идут вразрез с международными стандартами финансовой отчетности. В соответствии с ними, «расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия». Как правило, они принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах на основании связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода.
Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, именуемыми расходами. Это раскрывает принцип соотнесения доходов.
В российском бухгалтерском учете затраты должны собираться на сче- тах 10 «Материалы», 02 «Амортизация основных средств», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и
43 «Готовая продукция» и не списываются на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы.

114
Только при реализации организация может признать свои доходы и, в соответствии с ними, часть затрат, то есть расходы.
В бухгалтерском учете доходы и расходы соответственно учитываются по кредиту и дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Относительно счета 90 «Продажи» расходы предприятия, по существу, ха- рактеризуют себестоимость проданной продукции, работ, услуг.
Появление издержек, относимых к затратам, влечет за собой сокраще- ние экономических ресурсов предприятия или рост кредиторской задолжен- ности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы органи- зации.
Слайд 107
Существенную роль в организации учета затрат играет их научно обос- нованная квалификация.
Затраты на производство группируются по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.
По месту возникновения затраты классифицируют по производствам, цехам, участкам и иным структурным подразделениям организации. Необхо- димость данной группировки связана с осуществлением учета по центрам от- ветственности и расчета производственной себестоимости продукции, работ, услуг.
Носителями затрат являются виды продукции, работ, услуг предприя- тия, предназначенные для продажи. Необходимость данной группировки свя- зана с установлением себестоимости единицы продукции, работ, услуг.
Затраты классифицируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции.
В рамках управленческого учета затраты классифицируют по-разному.
Их деление зависит от конкретных управленческих задач, к которым можно отнести следующие: