Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
– списание затрат за календарный период, а не за время изготовле- ния заказа.
Слайд 125
Выделяют полуфабрикатный и бесполуфабрикатный вариант попере- дельного метода.
Бесполуфабрикатный вариант используется в случаях, когда продается полностью готовый продукт, то есть прошедший все технологические ста- дии.
Учет затрат на производство при данном методе осуществляется без бухгалтерских записей при передаче полуфабрикатов из одного структурного подразделения в другое. Контроль за движением полуфабрикатов в цехах и между ними реализуется бухгалтерией в натуральном выражении, без запи- сей на бухгалтерских счетах. Бесполуфабрикатный метод не дает возмож- ность определить себестоимость полуфабрикатов при их движении из одного передела в другой.
Полуфабрикатный вариант предусматривает применение бухгалтерско- го счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Затраты на изго- товление полуфабрикатов собственного производства отражаются в каждом цехе комплексной статьей на счете 21 «Полуфабрикаты собственного произ- водства». Расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов, отражаются бухгалтерской записью:
Дебет счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» Кре-
дит счета 20 «Основное производство».
Стоимость полуфабрикатов, переданных в последующую переработку, отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 21 «Полу-
фабрикаты собственного производства».
Стоимость полуфабрикатов, реализованных другим предприятиям, от- ражается записью:
134
Дебет счета 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
К преимуществу полуфабрикатного метода можно отнести формирова- ние сведений о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого пере- дела. Такая информация требуется для установления цены при продаже по- луфабриката на сторону.
Слайд 126
Рассмотрим содержание системы директ-костинг. Ее сущность заклю- чается в разделении затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом себестоимость продукции плани- руется и отражается только в части переменных затрат на производство и продажу продукции.
Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затра- тами называется маржинальным доходом. Согласно системе директ-костинг, постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости продукции и списывают непосредственно на уменьшение прибыли организации с помо- щью записи:
Дебет счета 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
К основному достоинству системы директ-костингможно отнести воз- можность детального анализа зависимости между объемом производства, за- тратами и прибылью.
Эта система упрощает и уточняет процесс определения себестоимости продукции, поскольку себестоимость планируется и отражается только в ча- сти производственных затрат. При этом не производятся сложные расчеты для условного распределения постоянных затрат между видами продукции, поскольку они списываются непосредственно на уменьшение финансового результата.
135
Важным преимуществом является объективная возможность оценки порога рентабельности, запаса прочности организации и нижней границы це- ны продукции.
Кроме того, применение системы директ-костингпозволяет провести сравнительный анализ рентабельности разных видов продукции, определить оптимальную программу их выпуска и продажи, выбрать выгодные модели организации производства.
К недостаткам системы можно отнести следующие:
– возникают трудности в процессе деления затрат на постоянные и переменные. Как правило, это зависит от продолжительности ис- следуемого периода времени и от реализуемого диапазона объе- мов выпуска;
– учет ведется с учетом только производственной себестоимости, то есть по сокращенной номенклатуре статей. Это не соответ- ствует требованиям Российской системы учета, поскольку отсут- ствует расчет полной себестоимости продукции;
– невозможен расчет полной себестоимости производимого изде- лия, это требует дополнительного распределения условно- постоянных расходов.
Слайд 127
Перейдем к рассмотрению системы стандарт-кост. В ее основу заложен принцип учета и контроля затрат в пределах утвержденных норм и нормати- вов и по отклонениям от них.
Главная задача, которую решает эта система, связана с учетом потерь и отклонений в прибыли организации. В ее основе лежит четкое определение и утверждение норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, за- работной платы и иных расходов, связанных с производством продукции или полуфабрикатов.
136
Согласно установленным стандартам, можно заблаговременно исчис- лить размер предполагаемых затрат на производство и продажу продукции.
Это позволит определить себестоимость единицы продукции с целью опре- деления цены, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего пе- риода. Обнаруженные в текущем периоде отклонения от утвержденных стан- дартных норм затрат анализируются с целью выявления причин их появле- ния. Такие действия позволяют своевременно устранить неполадки в произ- водстве и разработать мероприятия для их недопущения в будущем.
К преимуществам применения системыстандарт-костможно отнести следующее:
– полученная по результатам расчетов информация дает возмож- ность увязать предполагаемую прибыль с фактически достигну- той, а также своевременно устранять причины и компенсировать последствия неблагоприятных отклонений, то есть эффективно управлять затратами;
– при правильной постановке данной системы требуется сокра- щенный бухгалтерский штат, поскольку она ориентирована на учет по принципу исключений, то есть учитываются отклонения от стандартов. Чем устойчивее работает организация и чем более стандартизированы производственные процессы, легче становят- ся учет и калькулирование.
Слайд 128
Нормативный метод учета затрат – это отечественный аналог системы
«Стандарт-кост».
При организации учета по нормативному методу все текущие затраты следует подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Информа- ция о выявленных отклонениях позволяет управлять себестоимостью изделия и в то же время калькулировать фактическую себестоимость. Учет, система-
137 тизация и документирование отклонений от норм позволяют устанавливать причины отклонений в момент их возникновения.
Заключительным этапом калькулирования себестоимости по норма- тивному методу является определение фактической себестоимости продук- ции как алгебраической суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм.
Слайд 129
Синтетический учет затрат на производство продукции осуществляется по конкретной системе или схеме учета затрат, состоящей, как правило, из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности.
На первом этапе осуществляется отражение в учете всех произведен- ных первичных затрат на счетах учета затрат на производство.
На этих счетах на основе первичных учетных и расчетных документов отра- жаются материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начислен- ной амортизации основных средств и нематериальных активов, прочие рас- ходы, связанные с производством продукции.
Фактически произведенные затраты группируются по видам производ- ства, по цехам, по видам продукции, по статьям расходов и так далее. При этом все расходы учитываются по дебету соответствующих счетов учета за- трат на производство в корреспонденции с бухгалтерскими счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с поставщика- ми и подрядчиками и других.
Прямые затраты основного производства по изготовлению продукции учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонден- ции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с поставщиками и других.
Аналогично отражаются прямые затраты вспомогательных произ- водств, но по дебету счета 23 «Вспомогательные производства».
138
Затраты такого же вида, относящиеся к расходам, связанным с обслу- живанием и управлением производства, отражаются по дебету счета 25 «Об- щепроизводственные расходы» аналогичными проводками.
Затраты такого же вида, относящиеся к расходам, связанным с управ- лением организации, отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» аналогичными проводками.
Расходы по исправлению брака отражаются по дебету счета 28 «Брак в производстве» следующими бухгалтерскими проводками.
Расходы, произведенные за счет созданных резервов предстоящих рас- ходов, учитываются по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами 23 «Вспомогательные производства», 70 «Рас- четы с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других.
Расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, учи- тываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонден- ции со счетами учета производственных затрат.
Слайд 130
Второй этап учета затрат предполагает распределение произведенных затрат по их назначению. В самом начале распределяются фактические за- траты вспомогательных производств между основным производством и об- служивающими и управленческими службами предприятия.
Затем на этом этапе распределяются расходы будущих периодов, отно- сящиеся к данному отчетному периоду. Данное распределение отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов» и де- бету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Далее происходит распределение общепроизводственных и обще- хозяйственных расходов. Учтенные предварительно расходы на счетах 25
«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» вна-
139 чале распределяются между изготовленной продукцией и остатками неза- вершенного производства пропорционально нормативной их величине.
Расходы, отраженные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы», списываются по окончании отчетного пе- риода в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 25 «Обще- производственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок распределения косвенных общепроизводственных расходов между видами продукции устанавливается отраслевыми методическими ре- комендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
В настоящее время используется следующий порядок распределения косвенных расходов.
Во-первых, пропорционально прямой заработной плате основного про- изводственного персонала.
Во-вторых, пропорционально прямым материальным затратам.
В-третьих, пропорционально сумме прямых затрат.
Наконец, косвенные расходы распределяются пропорционально выруч- ке от продажи продукции.
Избранный метод распределения косвенных общепроизводственных расходов между отдельными видами продукции должен быть закреплен учетной политикой предприятия.
Слайд 131
В бухгалтерском учете списание общехозяйственных расходов на себе- стоимость продукции производится по дебету счета 20 «Основное производ- ство» и кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Списание общехозяйственных расходов можно осуществить одним из двух способов.
По первому способу эти расходы, собранные в течение месяца на счете
26 «Общехозяйственные расходы», при распределении списываются по
140 окончании месяца в дебет счета 20 «Основное производство» в порядке, установленном для распределения общепроизводственных расходов.
По второму способу указанные расходы в качестве условно- постоянных могут в полном объеме списываться в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».
Выбранный метод списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Затем в случае наличия производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» определяются окончательные потери от брака и списываются с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 20 «Основное произ- водство». По окончании этого этапа на счете 20 «Основное производство» собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции за отчетный период.
В случае наличия брака в производстве определяются окончательные потери от него и списываются с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет счета 20 «Основное производство».
В результате последовательного выполнения этих двух этапов на счете
20 «Основное производство» формируются все собранные прямые и косвен- ные затраты на производство продукции за месяц.
Слайд 132
Собранные затраты позволяют на третьем, завершающем, этапе опре- делить фактическую себестоимость произведенной продукции. С целью установления фактической себестоимости определяется незавершенное про- изводство на конец периода, то есть затраты на продукцию, которая не про- шла все стадии обработки и приемки.
Стоимость незавершенного производства отражается в виде остатка на счете 20 «Основное производство» в рамках каждого изделия. Остальная ве- личина затрат списывается на произведенную продукцию бухгалтерской проводкой:
141
Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 20 «Основное производство».
Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» организует- ся по видам изделий или услуг.
Оценка незавершенного производства осуществляется посредством его инвентаризации.
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, за- нятых промышленным производством, необходимо:
– определить фактическое наличие заделов, деталей, узлов, агрега- тов и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находя- щихся в производстве;
– определить фактическую комплектность незавершенного произ- водства, то есть заделов;
– определить остаток незавершенного производства по аннулиро- ванным заказам, а также по заказам, выполнение которых при- остановлено.
Слайд 133
В зависимости от специфики и особенностей производства, перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания или перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования за- делов, стадии или степени их готовности, количества или объема. А по стро- ительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их оконча- ния. Забракованные детали в описи незавершенного производства не вклю- чаются, и по ним составляются отдельные описи. Сырье, материалы и покуп-
142 ные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест и не подвергавшиеся обра- ботке, в описи незавершенного производства не включаются и фиксируются в отдельных описях.
В бухгалтерском балансе остатки незавершенного производства реко- мендуется оценивать следующим образом.
Первое: незавершенное производство в массовом и серийном произ- водстве оценивают по фактической или нормативной производственной се- бестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости используемых в про- изводстве сырья, материалов и полуфабрикатов.
Второе: незавершенное производство при единичном производстве продукции оценивают по фактически произведенным затратам.
В результате суммирования затрат на производство за отчетный месяц и определения остатков незавершенного производства можно исчислить фак- тическую производственную себестоимость готовой продукции по ее от- дельным видам. Таким образом, можно произвести калькулирование себе- стоимости готовой продукции.
Слайд 134
Положением по бухгалтерскому учету
«Учет материально- производственных запасов» установлено, что готовая продукция принимает- ся к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость готовой продукции рассчитывается по за- вершении отчетного периода на основе данных бухгалтерского учета факти- ческих затрат на производство продукции.
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, готовая продукция может отражать- ся в бухгалтерском учете одним из следующих способов: по фактической производственной себестоимости или по нормативной, плановой, производ- ственной себестоимости.