Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
143
Плановая себестоимостьпредставляет собой себестоимость, исчисляе- мую исходя из средних норм затрат на производство соответствующих видов продукции за отчетный период.
Нормативная себестоимостьпредставляет собой себестоимость, опре- деляемую на основании действующих в организации норм на определенную дату.
Слайд 135
Остатки готовой продукции на складах на конец или начало отчетного периода также могут оцениваться в аналитическом и синтетическом учете организации по фактической производственной себестоимости или по нор- мативной себестоимости. Оценка отгруженной продукции отражается в бух- галтерском учете одним из следующих способов: по полной фактической се- бестоимости либо по полной нормативной, или плановой, себестоимости.
Полная фактическая себестоимость, а также полная нормативная, или плановая, себестоимость включают наряду с производственной себестоимо- стью затраты, связанные с продажей продукции.
Учет затрат, связанных с продажей готовой продукции, производится на счете 44 «Расходы на продажу».
Готовая продукция учитывается на активном счете 43 «Готовая про- дукция». По дебету данного счета учитывается поступление готовой продук- ции на склад при любом способе учета готовой продукции.
При учете готовой продукции по фактической себестоимости ее по- ступление на склад отражается непосредственно на счете 43 «Готовая про- дукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, напри- мер счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производ- ства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Если готовая продукция учитывается по нормативной себестоимости, то возможны два варианта учета.
Первый – с применением счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».
144
Второй – без применения счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».
Выбранный вариант учета готовой продукции закрепляется в учетной политике организации.
Слайд 136
В случае неприменения счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» на синтетическом счете 43 готовая продукция отражается по фактической про- изводственной себестоимости. А в аналитическом учете – по нормативной, или плановой, себестоимости с выделением отклонений фактической произ- водственной себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам.
Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продук- ции по учетным ценам учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по от- дельному субсчету «Отклонения фактической себестоимости готовой про- дукции от учетной стоимости». Отклонения на этом субсчете учитываются в разрезе номенклатуры либо отдельных групп готовой продукции, либо по ор- ганизации в целом.
Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью от- ражается по дебету указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью. Если готовая продукция учитывается по норматив- ной себестоимости с применением счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», то порядок учета будет следующим.
Во-первых, по дебету счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» учи- тывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.
Во-вторых, по кредиту счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» от- ражается нормативная, или плановая, себестоимость готовой продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
145
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов выявляются от- клонения фактической производственной себестоимости продукции, отража- емой по дебету счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», от нормативной, или плановой, себестоимости, отражаемой по кредиту счета 40. Отрицатель- ные отклонения представляют собой перерасход и свидетельствуют об опре- деленных нарушениях в технологии и организации производства, приводя- щих к повышению себестоимости продукции.
Положительные отклонения представляют собой экономию и свиде- тельствуют о снижении себестоимости продукции.
Слайд 137
Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корре- спонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг».
В аналитическом учете готовой продукции не должно допускаться ве- дение учета только в количественном выражении, без соответствующей сто- имостной оценки. Применение варианта оценки готовой продукции по нор- мативной себестоимости целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции.
Применение варианта оценки готовой продукции по фактической про- изводственной себестоимости в качестве учетной цены целесообразно при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Данные аналитического и синтетического учетов готовой продукции должны обеспечивать получение необходимых данных для составления бух- галтерской отчетности.
Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не прихо-
146 доваться и должна учитываться на счете 10 «Материалы» и на других анало- гичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.
Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от норма- тивной, или плановой, себестоимости при этом списывается на счет 43 «Го- товая продукция» или 90 «Продажи».
Порядок списания отклонений устанавливается организацией в учетной политике.
Слайд 138
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Тема 2.3. Учет процесса продажи
Продажа является завершающей стадией кругооборота имущества ор- ганизации.
Выручка от продажи должна возместить затраты на производство и продажу продукции. Кроме того, для рентабельного производства необходи- мо, чтобы доходов от продажи было достаточно не только для покрытия рас- ходов, но и для получения прибыли от продажи.
В процессе продажи организация несет расходы на тару и упаковку продукции, на рекламу, на погрузочно-разгрузочные работы при отправке груза покупателю, на транспортировку продукции и другие. Последнее зави- сит от условий договора с конкретным покупателем, где указываются обя- занности сторон при продаже продукции. Указанные расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу.
В процессе продажи определяется полная себестоимость продукции, которая складывается из производственной себестоимости, определяемой в процессе производства, и из расходов на продажу.
В соответствии с законодательством России, конечный финансовый ре- зультат слагается из финансового результата от продажи продукции, работ, услуг, основных средств и иного имущества любой организации и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При- быль или убыток от продажи продукции, работ, услуг определяется как раз-
147 ница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее про- изводство и реализацию. Торговые организации, осуществляющие экспорт- ную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от продажи продук- ции, работ, услуг исключают транспортные тарифы.
Слайд 139
Выручка от продажи продукции, работ, услуг принимается к бухгал- терскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной вели- чине поступления денежных средств и иного имущества и/или величине де- биторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определя- ется как сумма поступления и дебиторской задолженности в части, не покры- той поступлением.
Выручка от продажи для целей налогового учета определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и/или натураль- ной формах. В зависимости от выбранного метода признания доходов и рас- ходов, поступления, связанные с расчетами за проданные товары, работы, услуги или имущественные права, признаются по методу начисления или кассовому методу.
Иначе говоря, финансовый результат – это итоговый результат дея- тельности любой организации за определенный период. Для организации – это прибыль или убыток. Он отражает все стороны деятельности любой ор- ганизации и включает прибыль или убыток от продажи продукции, работ и услуг, от финансовых вложений и кредитных операций, а также сальдо про- чих доходов и расходов.
Прибыль от продажи, которая определяется также по данным учета процесса продажи, является основным показателем финансово- хозяйственной деятельности организации.
148
Основными задачами учета процесса продажи являются следующие:
– правильное и своевременное оформление первичных документов по отгрузке и продаже продукции;
– достоверное отражение фактического объема продажи в нату- ральных и денежных измерителях и себестоимости реализован- ной продукции;
– контроль за состоянием расчетов с покупателями и заказчиками;
– определение финансовых результатов от продажи.
Слайд 140
Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности органи- зации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.
Для целей бухгалтерского учета понятие доходов и их классификация установлены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации».
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, то есть денежных средств, иного имущества и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой ор- ганизации, за исключением вкладов участников.
Не признаются доходами организации поступления от других юриди- ческих и физических лиц:
– суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
– поступления по договорам комиссии, агентским и иным анало- гичным договорам в пользу комитента, принципала и тому по- добное;
– поступления в порядке предварительной оплаты продукции, то- варов, работ, услуг;
– поступления авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг, а также задатка;
149
– поступления в залог, если договором предусмотрена передача за- ложенного имущества залогодержателю;
– поступления в погашение кредита, займа, предоставленного за- емщику.
В зависимости от характера получения доходов, условий их получения и направлений деятельности организации, доходы подразделяются на две основ- ные группы: доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления.
Слайд 141
Для целей бухгалтерского учета понятие расходов и их классификация установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации».
Расходами организациипризнается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводя- щее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Не признается расходами организации выбытие активов в следующих случаях:
– выбытие активов в связи с приобретением или созданием вне- оборотных активов, например основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и так далее;
– вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи или продажи;
– договоры комиссии, агентские и иные аналогичные договоры в пользу комитента, принципала и так далее;
– предварительная оплата материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
– авансы, задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
– погашение кредита или займа, полученного организацией.
150
В зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации, расходы подразделяются на две ос- новные группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
В общем случае к расходам по обычным видам деятельностиотносятся расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, при- обретением и продажей товаров.
Прочие расходы, классифицированные таковыми для целей бухгалтер- ского учета, не учитываются в составе затрат на производство и расходов на продажу продукции, так как они не связаны с процессом создания и реализа- ции продукции.
Слайд 142
Информация о доходах и расходах организации от любой деятельности обобщается на балансовом счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен и для определения финансового результата.
В бухгалтерском учете доходы и расходы делят на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы.
Для любой организации продажи являются обычным видом деятельно- сти. Доходом от любой деятельности является товарооборот без вычитаемых налогов, то есть налога на добавленную стоимость, акцизов.
Расходом от любой деятельности являются затраты на приобретение товаров, то есть себестоимость товаров и затраты, связанные с продажей то- варов, то есть расходы на продажу.
Стоимость проданной продукции в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. В бухгалтерском учете стоимость приобретенной про- дукции может отличаться от первоначальной стоимости товара, сформиро- ванной по налоговым правилам.
Если организация не является плательщиком налога на добавленную стоимость, то в фактическую стоимость товара включается и налог на добав- ленную стоимость, уплачиваемый на таможне и поставщику.
151
Субсчет 9 «Прибыль или убыток от продаж» предназначен для выявле- ния финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам с первого по пятый производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного де́бетового оборота счета 90 «Продажи» по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 1 «Выручка» определяют финансовый результат от про- даж за отчетный месяц. Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Про- дажи», кроме субсчета 9 «Прибыль или убыток от продаж», закрываются внутренними записями на субсчет 9 «Прибыль или убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям.
Слайд 143
В бухгалтерском учете продукция считается проданной в момент пере- хода права собственности на нее к покупателю, то есть в момент ее отгрузки.
Выручка от обычных видов деятельностипринимается к бухгалтерско- му учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине по- ступления денежных средств и иного имущества и/или величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выруч- ка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступле- ния и дебиторской задолженности, в части, не покрытой поступлением.
Величина поступления и/или дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупате- лем или пользователем активов организации.