Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 401
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
: являться, относиться, составлять, включать, выделяться, представлять, обслуживать.
Основой культуры речи … литературный язык. Он … высшую форму национального языка и ... язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Литературный язык … разные сферы человеческой деятельности. Он … в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслейиэмоций.В научной лингвистической литературе … основные признаки литературного языка.
К ним …:
– обработанность;
–устойчивость;
–обязательность для всех носителей языка;
–нормированность;
–наличие функциональных стилей.
Задание 3. Прочитайте высказывания о культуре речи. Выразите свое отношение к ним. Передайте содержание на родном языке.
1. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительнымисредствами, его стилистическиммногообразием – самая лучшаяопора.
2. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданскойценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви ксвоему языку.
3. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа.
Задание 4. Перепишите текст. Вместо точек вставьте окончания прилагательных. Определите основную мысль текста и озаглавьте его.
Помните слова А.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чистом, богатом языке, богаче мыслит, чемчеловек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения нормречев… этикета нет культурного человека. Чтобы речь становилась богачей выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Этому поможет вдумчивое чтение произведений лучших писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.
Читайте научно-популярн… литературу о языке. Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаем… богатство речи – это народное достояние.
Задание 5. Прочитайте текст. Выразите свое отношение к данному празднику.
Знаете ли вы, что 21 ноября ежегодно отмечается Всемирный День приветствий? Его придумали два брата, Майкл и Брайан Маккомак, во время египетско-израильского конфликта в знак протеста против усиления международной напряженности. Двое американцев из Небраски искали простой и эффективный способ немного разрядить обстановку и решили отправить письма с радушными приветствиями во все концы мира. Все, что братья просили сделать в этих письмах, это поприветствовать ещё кого-нибудь, ну хотя бы человек десять.
Братья никому не навязывали участия в своей акции, но этот своеобразный протест и призыв к миру во всем мире нашел поддержку не только среди простых людей, но и у правительств. По единогласному решению президентов многих стран мира, 21 ноября был объявлен Всемирным днём приветствий. Так появился один из самых добрых праздников, смысл которого заключается в том, чтобы поприветствовать не меньше десяти незнакомцев. На сегодняшний день праздник отмечается более чем в сорока странах мира.
Задание 6. Разыграйте несколько ситуаций на тему «Умеем ли мы здороваться?»
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы.Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?
3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
Задание 7. Прочитайте отрывок из статьи Н. Иваново «Энрико и Доменико», опубликованной в «Московском комсомольце». Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? Переведите текст на литературный русский язык.
Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:
— Добрый день! Давай познакомимся. Мен зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?
— Привет?! — полувопросительно произнес Доменико. — Ты что, зациклился? Утром в общаге луковались...
— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!
— Брось заливать, меня не колышет.
— Спикаешь, что шарик берешь.
— Маней не хватает.
— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу — посмокать некогда.
— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.
— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.
— Пора делать ноги.
Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Луковаться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чем-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чем-либо. Что шарик берешь — легко, Мани— деньги. Жистяка — жизнь. Смокать — курить. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.
Задание 8. Прочитайте высказывания выдающихся ученых о культуре речи. Выразите свое отношение к высказываниям.
1. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, егостилистическим многообразием — сама лучшая опора, самое верно подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (В.В. Виноградов)
2. Уменье говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормативный. (A.M.Пешковский)
3. Богатство, точность, четкость выражения мысли, по мнению ученого, свидетельствует о богатстве общей культуры человека, о высокой степени его профессиональной подготовки:
Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не злясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в умении. (Д.С. Лихачев)
Задание 9. Сравните, какие слова (нейтральные, разговорные, книжные, отвлеченные) преобладают в каждом предложении. Какие морфологические, синтаксические особенности встречаются в предложениях?
Какое из предложений вы бы использовали в публицистической статье, в научном докладе, в деловой беседе, в разговоре? Аргументируйте свой ответ.
1. При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют.
2. Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникающего в результате принуждения.
3. По доброй воле человек работает лучше, чем по принуждению.
4. Какие силы могут заставить человека пойти на подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнем собственного желания?
Задание 10. а) Выберите литературный вариант употребления форм множественного числа имен существительных:
Директор(ы,а), инспектор(ы,а), доктор(ы,а), профессор(ы,а), отпуск(и,а), паспорт(ы,а), инженер(ы,а), шофер(ы,а), бухгалтер(ы,а), редактор(ы,а), договор(ы,а), цех(и,а).
б) Употребите верно формы родительного падежа множественного числа:
Пара ботин(ки), сап(ги), чул(ки), нос(ки), апельсин(ы), баклажан(ы),
гектар(ы), помидор(ы), мандарин(ы), армян(е), грузин(ы), башкир(ы), татар(ы), туркмен(ы), калмык(и), монгол(ы), киргиз(ы), узбек(и), якут(ы), грамм(ы), килограмм(ы).
в) Вставьте пропущенные окончания:
Железнодорожн... рельс, французск... шампунь, больш... мозоль, заказн... бандероль, широк... шоссе, молодежн... кафе, нов... пальто.
2.7 ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.
Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.
Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:
- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);
- односторонняя и двусторонняя связь;
- кратковременные и долговременные связи;
- организованное или неорганизованное общение;
- сознательное или бессознательное (полуосознанное);
- интеллектуальное или чувственно-волевое.
Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:
- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);
- прослушать и понять профессиональную информацию;
- запросить интересующую информацию;
- уточнить, переспросить;
- дать оценку полученной информации;
- вызвать партнера по контакту на обсуждение;
- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.
Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:
1. Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.
2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.
3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:
а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;
б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.
4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.
5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.
6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:
а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);
б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.
Основой культуры речи … литературный язык. Он … высшую форму национального языка и ... язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Литературный язык … разные сферы человеческой деятельности. Он … в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслейиэмоций.В научной лингвистической литературе … основные признаки литературного языка.
К ним …:
– обработанность;
–устойчивость;
–обязательность для всех носителей языка;
–нормированность;
–наличие функциональных стилей.
Задание 3. Прочитайте высказывания о культуре речи. Выразите свое отношение к ним. Передайте содержание на родном языке.
1. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительнымисредствами, его стилистическиммногообразием – самая лучшаяопора.
2. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданскойценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви ксвоему языку.
3. Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа.
Задание 4. Перепишите текст. Вместо точек вставьте окончания прилагательных. Определите основную мысль текста и озаглавьте его.
Помните слова А.Н.Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорош… языке, на чистом, богатом языке, богаче мыслит, чемчеловек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово – одежда мысли. Без высок… культуры речи, без соблюдения нормречев… этикета нет культурного человека. Чтобы речь становилась богачей выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарн… запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Этому поможет вдумчивое чтение произведений лучших писателей и деятелей культуры, знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылат… выражений.
Читайте научно-популярн… литературу о языке. Каждый человек должен стремиться к высок… культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаем… богатство речи – это народное достояние.
Задание 5. Прочитайте текст. Выразите свое отношение к данному празднику.
Знаете ли вы, что 21 ноября ежегодно отмечается Всемирный День приветствий? Его придумали два брата, Майкл и Брайан Маккомак, во время египетско-израильского конфликта в знак протеста против усиления международной напряженности. Двое американцев из Небраски искали простой и эффективный способ немного разрядить обстановку и решили отправить письма с радушными приветствиями во все концы мира. Все, что братья просили сделать в этих письмах, это поприветствовать ещё кого-нибудь, ну хотя бы человек десять.
Братья никому не навязывали участия в своей акции, но этот своеобразный протест и призыв к миру во всем мире нашел поддержку не только среди простых людей, но и у правительств. По единогласному решению президентов многих стран мира, 21 ноября был объявлен Всемирным днём приветствий. Так появился один из самых добрых праздников, смысл которого заключается в том, чтобы поприветствовать не меньше десяти незнакомцев. На сегодняшний день праздник отмечается более чем в сорока странах мира.
Задание 6. Разыграйте несколько ситуаций на тему «Умеем ли мы здороваться?»
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы.Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?
3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
Задание 7. Прочитайте отрывок из статьи Н. Иваново «Энрико и Доменико», опубликованной в «Московском комсомольце». Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? Переведите текст на литературный русский язык.
Энрико смело протянул руку Доменико и на чистом русском языке сказал:
— Добрый день! Давай познакомимся. Мен зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете?
— Привет?! — полувопросительно произнес Доменико. — Ты что, зациклился? Утром в общаге луковались...
— Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!
— Брось заливать, меня не колышет.
— Спикаешь, что шарик берешь.
— Маней не хватает.
— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу — посмокать некогда.
— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.
— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.
— Пора делать ноги.
Для справки. Зациклиться — сойти с ума (образно). Луковаться — видеться. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чем-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет — не волнует. Спикать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чем-либо. Что шарик берешь — легко, Мани— деньги. Жистяка — жизнь. Смокать — курить. Фейс — лицо. Трузера — брюки. Кореш — друг, приятель.
Задание 8. Прочитайте высказывания выдающихся ученых о культуре речи. Выразите свое отношение к высказываниям.
1. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, егостилистическим многообразием — сама лучшая опора, самое верно подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (В.В. Виноградов)
2. Уменье говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормативный. (A.M.Пешковский)
3. Богатство, точность, четкость выражения мысли, по мнению ученого, свидетельствует о богатстве общей культуры человека, о высокой степени его профессиональной подготовки:
Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не злясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в умении. (Д.С. Лихачев)
Задание 9. Сравните, какие слова (нейтральные, разговорные, книжные, отвлеченные) преобладают в каждом предложении. Какие морфологические, синтаксические особенности встречаются в предложениях?
Какое из предложений вы бы использовали в публицистической статье, в научном докладе, в деловой беседе, в разговоре? Аргументируйте свой ответ.
1. При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют.
2. Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникающего в результате принуждения.
3. По доброй воле человек работает лучше, чем по принуждению.
4. Какие силы могут заставить человека пойти на подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнем собственного желания?
Задание 10. а) Выберите литературный вариант употребления форм множественного числа имен существительных:
Директор(ы,а), инспектор(ы,а), доктор(ы,а), профессор(ы,а), отпуск(и,а), паспорт(ы,а), инженер(ы,а), шофер(ы,а), бухгалтер(ы,а), редактор(ы,а), договор(ы,а), цех(и,а).
б) Употребите верно формы родительного падежа множественного числа:
Пара ботин(ки), сап(ги), чул(ки), нос(ки), апельсин(ы), баклажан(ы),
гектар(ы), помидор(ы), мандарин(ы), армян(е), грузин(ы), башкир(ы), татар(ы), туркмен(ы), калмык(и), монгол(ы), киргиз(ы), узбек(и), якут(ы), грамм(ы), килограмм(ы).
в) Вставьте пропущенные окончания:
Железнодорожн... рельс, французск... шампунь, больш... мозоль, заказн... бандероль, широк... шоссе, молодежн... кафе, нов... пальто.
2.7 ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
Профессионально-деловое общение протекает в типичных ситуациях, соответствующих целям и задачам участников, их психологическим, коммуникативным и ролевым установкам.
Знание видов и ситуаций профессионально-делового общения позволяет специалистам установить, расширить контакты и добиться положительных результатов при ведении деловых переговоров.
Профессионально-коммуникативное взаимодействие зависит от разных ситуаций общения и характеризуется следующими факторами:
- количество участников общения (один – один, один – группа, группа – группа);
- односторонняя и двусторонняя связь;
- кратковременные и долговременные связи;
- организованное или неорганизованное общение;
- сознательное или бессознательное (полуосознанное);
- интеллектуальное или чувственно-волевое.
Профессиональное общение предполагает следующие коммуникативные цели:
- информировать слушателя о предмете и цели сообщения (констатировать, убедить, опровергнуть, подвергнуть критике);
- прослушать и понять профессиональную информацию;
- запросить интересующую информацию;
- уточнить, переспросить;
- дать оценку полученной информации;
- вызвать партнера по контакту на обсуждение;
- удержать речевой контакт, сохранить его на будущее.
Перечисленные коммуникативные намерения реализуются в определенных коммуникативных ситуациях профессионального общения:
1. Участие в конференции, симпозиуме. При этом реализуются все виды устного общения – монолог, диалог, полилог. Основная цель – выявление истины, определение нового знания.
2. Участие в семинаре, производственном совещании с возможностью более широкого и детального обсуждения. Из видов устного общения наиболее широко представлены диалог и полилог. Основная цель – широкое обсуждение общих и частных вопросов.
3. Участие в планировании эксперимента/испытания, обсуждение их результатов. Реализуются все виды устного общения, основная цель общения:
а) на этапе подготовки и проведения – определение и реализация стратегии и тактики исследования;
б) на этапе обсуждения результатов – подведение итогов, определение степени достигнутого ожидания, выявление причинно-следственных зависимостей, выводы и рекомендации на будущее.
4. Совместная производственная или научная работа в лаборатории. Основная цель устного общения – проведение эксперимента, обсуждение хода экспериментальных работ, их эффективности и результатов.
5. Личный контакт двух специалистов по инициативе одного из них или обоих с целью запроса, уточнения, критического осмысления обсуждаемых положений. Цель контакта – выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции. Виды устного общения – монолог и диалог.
6. Участие в выставке профессиональных изделий/достижений:
а) в роли организатора (основная цель устного общения: информировать, рекламировать, заинтересовать специалистов-посетителей, приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить научные/ производственные усилия);
б) в роли посетителя (основная цель: запрос, уточнение, обсуждение, оценка информации для получения нового знания). Особенностью участия в выставке является то, что основная профессиональная информация представлена средствами наглядности – предметно графически или процессуально.