Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
3) Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый обращается в педанта, философ — в циника, военный — в грубого скота, так что и с тем, и с другим, и с третьим неприятно даже встречаться.
4) Излишняя учтивость обращается в льстивость.
5) Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движения и действий.
4.6 ТЕРМИНОЛОГИЯ НАУКИ. ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Терминология науки - совокупность терминов, используемых в определённой области знания. Термины (от лат. terminus – граница, предел) – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знаний или деятельности,которое имеет строго определенное значение в той или иной области науки и техники. Каждая наука и сфера профессиональной деятельности имеют свою терминологическую систему.
Термины подразделяются на два вида: узкоспециальные и общенаучные. Узкоспециальные термины – это термины, имеющие значения, характерные для какой-либо специальности отрасли. Общенаучные термины – это термины, которые используются во всех областях науки и техники.
Выделяются следующие способы терминообразования в русском языке:
1) Наиболее обширный пласт теминологической лексики всех современных наук образуется с помощью словообразовательных элементов (корней, префиксов, суффиксов) греческого и латинского языков. Эти словообразовательные элементы имеют статус международных терминоэлементов, на основе которых создается интернациональная терминологическая лексика (морфология, геология, педагогика).
2) Основными способами терминообразования в русском языке являются:
-
отглагольные существительные с суффиксом –ени(е), -ани(е)(уплотнение, обезвоживание); -
существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака (морозостойкость, твердость); -
отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия (плавка, разработка); -
наименования с суффиксом–тель со значением предмета (обогреватель, двигатель); -
существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия (анализ, сбор); -
сложные слова, состоящие из 2-корней (дизоксирибонуклеиновая(кислота), психофизиология); -
отглагольные прилагательные с суффиксами –уч-,-юч-(тягучий, горючий); -
терминологические сочетания слов (грамматическая основа, тригонометрическая функция); -
сложносокращенные слова – аббревиатуры (КПД, АСУ).
3) Смешанный способ образования терминов (термины-гибриды), когда термин образуется посредством словообразовательных элементов разных языков (ультразвук – латинорусское образование термина).
4) Одной из характерных особенностей современного научного стиля является терминологическая омонимия. Один и тот же термин может входить в разные терминологические системы, и за каждым термином закрепляются разные дефиниции (ассоциация в лингвистике и ассоциация в психологии).
5) Присуща терминологии и терминологическая синонимия, причинами образования которых может быть ситуация одновременного существования в науке русского и заимствованного слова, полного и краткого варианта термина; разных источников формирования терминов (обезвоживание - дегидратация).
6) Языку науки в большей степени, чем литературному языку свойственна терминологическая антонимия, т. к. одним из механизмов, организующих понятия в систему, является механизм противопоставления (микроструктура – макроструктура, положительный заряд – отрицательный заряд).
7) Терминология пополняется за счет создания новых специальных терминов для выражения понятий, возникших в последние годы в результате интенсивного развития науки и техники(скриншот, стартап).
При работе с терминами специальности необходимо обращаться к терминологическим словарям.
При работе со словарем следует помнить:
- в начале каждого словаря есть указания о расположении материала, об условиях обозначения;
- все части речи даны в словаре в исходной форме. Термины и понятия, состоящие из определяемых слов и определений, объединены в гнёзда и расположены в алфавитном порядке, их следует искать по определённым словам;
- многим словам свойственно не одно, а несколько значений. Важно выбрать именно то значение, которое соответствует содержанию данной фразы.
Задание 1. Объясните значение данных терминов. Определите, к какой области науки относятся приведенные ниже термины.
Мерчендайзер, материя, копирайтер, портландцемент, диалектика, санкция, гарант, заем, инвестор, пеня, резус, самозаживление, симптом, мультитаскинг, влагостойкий материал, сплав, выработка, эллипс, файл, чат, монитор, армия, морфология, сирена, отит, рапорт, торпеда, луч, минус, гидрофобность, описание.
Задание 2. Приведите дефиниции (определения), соответствующие данным терминам.
Циркуляционный насос, вальмовая крыша, парообразующие трубы, внутренний регистр, строительный материал, вантовая конструкция, деревопластика, дермантин, деформация.
Задание 3. Выберите термин, соответствующий предложенной дефиниции. Объясните значение остальных терминов. В затруднительных случаях можно использовать терминологический словарь.
1. Защита строительных объектов от воды (гидроизоляция, теплоизоляция, пароизоляция).
2. Материал, изолирующий тепло (гидроизоляционные строительные материалы,теплоизоляционный материал).
3. Способность материала не смачиваться водой (гидрофобность, биостойкость).
4. Горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая опору в двух или более точках (балка, бордюр).
5. Высокопрочный стойкий к выветриванию строительный материал – магматическая горная порода черного или темно-зеленого цвета, использующаяся для облицовки фасадов зданий (габбро, фибро, графика).
6. Заполненная художественным изображением часть стены, обрамленная лентой орнамента или лепной рамкой (панно, декор).
7.Ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (балюстрада, терасса).
8. Элементы ограждающих конструкций лестниц, балконов, террас, поддерживающие перила (балясины, балдахин).
9. Ограждение балкона, кровли здания, моста, набережной (парапет, барельеф).
10. Битумная черепица, центральный слой которой — упругое стекловолокно (бардолин, виадук).
11. Способность материала без разрушения изменять свои размеры и форму под воздействием внешней нагрузки и сохранять эти изменения после прекращения ее действия (пластичность, водонепроницаемость).
Задание 4. Образуйте как можно больше слов с данными терминообразующими элементамигреческого и латинского происхождения.
Микро-, макро-, де-, би-, дис- (диз-), супер-, ультра-, гипо-, гипер-, поли- , антикв-, гидро-, арх(и)-.
Задание 5. Укажите случаи лексической несочетаемости слов. Составьте предложения, выбрав словосочетание из каждого ряда.
1) Оказать помощь, оказать содействие, оказать доверие, оказать желание;
2) Принять участие, принять во внимание, принять к сведению, принять клиента, принять уважение;
3) Указать на ошибки, указать на недочеты, указать на дверь, указать безразличие;
4) Соответствовать требованиям, соответствовать окружению, соответствовать своевременно.
5) Реализовать идею, реализовать товар, реализовать некомпетентность.
6) Проявить неосведомленность, проявить уважение, проявить возражение.
Задание 6. Прочитайте текст. Выделите тему и основную мысль.
Строительство – важная отрасль жизнедеятельности человека, которая появилась в глубокой древности. Начиная с первого шалаша, состоящего из листьев и деревянных палок и заканчивая капитальным строительством с использованием современных технологий, человечество решало проблему независимости от окружающей среды.
Человек учился и перенимал умение строить примитивные подземные сооружения у зверей. Однако даже самые простые постройки людей, в отличие от убежища зверей, являлись отражением не только физических, но и духовных потребностей. Стены и пол жилищ целенаправлено выравнивались, потолку придавалась определенная форма, осмысленно оформлялись входы, увеличивались или уменьшались объемы различных помещений, появлялись элементы декора и т.д.
Позднее человек начинает строить каменные жилища, а для работы с камнем были необходимы стальные инструменты. Их появление было прорывом, позволившим древним людям создавать свои первые рукотворные пещеры. Камни, уложенные друг на друга и скрепленные смесью, эффективно защищали человека не только от непогоды, но и служили оборонительными сооружениями от атак воинствующих племен.
Человек научился дробить камень и получать из него щебень. Он делал первые попытки изобретения бетона: мешал щебень с песком, глиной, водой.
Первое известное упоминание о производстве бетона датируется временами Древнего Рима. Затем технология производства бетона была забыта человечеством на целое тысячелетие. И только в 19 веке она была открыта вместе с изобретением портландцемента и использовалась всеми строителями мира.
Таким образом, на протяжении всей истории цивилизации люди работают над тем, чтобы создать для себя комфортные условия жизни. Благодаря развитию научно-технического прогресса появляются новые технологии, новые строительные материалы, решается вопрос строительства красивых комфортных зданий.
Задание 7. Ответьте на вопросы.
Каким было первое жилище человека? У кого человек учился строить примитивные подземные сооружения? Как изменило жизнь человека использование в строительстве жилищ камня? Когда появилась первая технология производства бетона? Что такое портландцемент?