ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Он формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями( общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной)- человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.( регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно).
Вопросы для закрепления:
-
Главные черты и направления философии 20 века -
Иррационализм Артура Шопенгауэра -
Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке» -
Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика. -
Составить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»
Классическая философия | Неклассическая философия 20 века |
Мир, рационально объективная система, связанная объективной логикой, причинной обусловленностью, и исключавшая случайность; в мире действуют общие закономерности | Мир- совокупность единичных явлений, каждое из которых уникально, мир постоянно изменяется и все случайно; в нем нет закономерности, общего. |
Утверждается культ разума, который объясняет мир, исходя из принципа достаточного основания, потому знание обоснованно: «все действительное разумно, все разумное действительно» | Мир иррационален, не разумен, и потому ему нельзя постичь посредством разума, мир постигается через переживания; иррациональность как центр познания |
Наука- гарантия достоверного знания и вера в ее неограниченные познавательные возможности | Сомнение в силе и возможности науки как гаранта разума |
Гносеологический демократизм: знание доступно каждому человеку | Гносеологический элитаризм: постижение истины- прерогатива избранных |
Возможность создания единого миропонимания | Невозможность создания единого миропонимания в силу индивидуализации человеческого бытия |
Оптимизм: вера в прогресс | Пессимизм: неверие в прогресс |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Составить таблицу: «Научные открытия 20 века и их осмысление в философии»
Научные открытия 20 века | Осмысление в философии |
Общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна | Показали взаимодействие всех масс во Вселенной и искривление пространства, что перевернули традиционные представления о пространстве и времени. |
Двойственная природа электрона, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Н.Бора | Показали неисчерпаемость материального мира, его бесконечное многообразие |
«Красное смещение» в спектрах далеких галактик, истолкованное как их «разбегание», теория «большого взрыва» о возникновении вселенной 15-20 млрд. лет назад | На вопрос: «Что было до большого взрыва» нет каких- либо осмысленных ответов |
Эти открытия поставили вопрос: возможна ли объективная картина мира, существует ли мир, который наблюдают ученые в таком виде, в каком он представляется человеку? | |
Эти открытия опровергают научную картину мира, сложившуюся в 19 веке. |
-
Составить таблицу: «Формы герменевтики»
Герменевтика: | Основные формы | Исторические формы |
Теория и практика истолкования текстов | Теологическая герменевтика - толкование Библии | Философия Платона дает толкование искусства |
Направление в современной философии | Филологическая герменевтика - перевод с одного языка на другой | Средневековая экзегетика лает толкование Священного писания |
Методология наук «О духе», основу которых составляет понимание | Юридическая герменевтика - толкование правового смысла законов | Современная герменевтика пытается раскрыть смысл бытия |
УРОК № 27-28
Время выполнения -2 часа
Практическая работа №3 «Русская философия»
Раздел 1. «Смысл и предназначение русской философии»
Тема «Основные характеристики русской философии»
Цель – помочь разобраться в основных этапах формирования Русской философии. Средства для выполнения практической работы: философский текст
Литература:
1. Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
2. Акулинин В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому / В.
Н. Акулинин. – Новосибирск. 1990.
3. Аржанухин С. В., Емельянов Б. ., Холстинин Р. И. Очерки русской философии XVIIIXX
веков / С. В. Аржанухин, Б. В. Емельянов, Р. И. Холстинин. – Екатеринбург. 1994.
4. Взгляд на русскую философию: подборка статей // Вопросы философии. 1994. № 1.
5. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков / А. А.
Галактионов, П. Ф. Никандров. – М., 1989.
6. Новиков А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб. 1998.
7. Русская мысль в век Просвещения. – М., 1991.
8. Русский эрос, или философия любви в России. – М., 1991.
9. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты /
Н. В. Солнцев. – М., 2001.
10. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия /
В. С. Соловьев. – М., 1996.
Задание №1.
Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения
XIX-XX вв.
1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов
социально-культурного характера «общество любомудров», интерес к европейской философии, Шеллиигианство.
.
2. Истоками русской философской мысли являются религиозные стихии Древней Руси и богословские идеи византийского христианства; Французское Просвещение и абсолютизм; учения западных школ; немецкий идеализм.
3. Первыми свидетельствами, что философские рассуждения были неразрывно связаны с
политическими, религиозными идеями, с житейской практикой, были попытки философов объяснить власть, веру и т.д..
4. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение
Владимира Мономаха «Поучение».
5. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в 15 веке, ее оформил старец Псковского Елизарово монастыря Филофей.
6. Основной идеей ее была идея о том, что Москва является третьим Римом, что в ней сошлись все христианские царства.
7. «Философское пробуждение» России относят к 19 веку – веку Просвещения, «взлёту» русской философской мысли.
8. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В.
Зеньковский (историк русской философии) назвал Григория Саввича Сковороду.
9. У истоков материалистической традиции русской философии стоял Ломоносов.
10. М. В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир
и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно.
Здесь зафиксирована позиция закономерности.
11. Специфическими чертами русской идеалистической философии являются центральная тема нравственности, антропологизм, ориентация на социальный процесс, вопрос об исторической предназначенности России.
12. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были славянофилы.
13. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется метафизикой.
14. Впервые его сформулировал И. Кант
15. Истина, наполненная нравственным смыслом и идеей естественного права, есть правда.
16. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития
и задачи - образ идеального национального общества.
17. Историософская идея, согласно которой русский народ должен выполнить какую-то
важную роль в мировой истории- идея о Великой России.
18. В русской идеалистической философии мудрость мира, принявшая форму духовной
ткани бытия, возникающая одновременно с Богом и участвующая в творении мира,
есть София.
19. Книга В. С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам освобождения человечества от пагубной власти индивидуалистических заблуждений, о стремлении к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» и «цельного творчества».
20. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких