Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В- третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою жизнь, и все, что с ним случается, и то как он к этому относится, совершенно не похоже на жизнь других людей.

В- четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни одновременно несколько ролей, которые он играет. Например, студент, когда разговаривает с преподавателем- это один человек, внимательный, почтительный. Но стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, -он совершенно другой. Третьим человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз притворяется - у человека много лиц, вернее много сторон его личности, много ролей.

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И это уникальность выражается в понятия Я. Я у человека появляется с трех- четырех лет, когда он начинает понимать, что есть я, а есть другие. До этого, почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10-12 годам складывается образ- Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ проносит через всю жизнь.

Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения. Например:

  • Механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем- то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье.

  • Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. Так, у мальчиков, лет 12-13, просыпается половое чувство, им начинают нравиться девочки, но ребенок не может это осознать, психика может быть травмирована, и она переворачивает все отношения: мальчики начинают считать девочек своими первыми врагами и воюют с ними- дерутся, толкают, выбивают портфель из рук.

  • Механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. У школьника большие неприятности в классе, и, придя расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем брате или собаке.

И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими. Можно сказать, что у человека два Я- внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие- то дела и совершает поступки. Внешнее Я - это совокупность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.


Внутренне - Я – это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов и знаков.

Попытки классификации человека

Первым серьёзную попытку классификации личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во 2 веке н.э. исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или иному типу.

Холерик - человек, легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается

Меланхолик - всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему не справедлив. Типичный меланхолик - ослик Иа-Иа.

Флегматик - человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен как древний стоик, и ни во что хорошее не верит.

Сангвиник - наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно- и печаль, и радость, и апатия и меланхолия.

Конечно в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому- ни будь одному типу. Не менее интересный пример классификации личностей дает американский психолог Л.Шелдон. он делит всех людей на три типа: мозговой (церебротоник), мускульный(соматоник) и ижелудочный(висцератоник).

Мозговой тип - это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве он хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие- ни будь задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.

Для мускульного типа главное-его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачки у мозгового приятеля

Наконец, для желудочного типа главное- еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки и бутерброды. Он гурман.

Более серьезное и детальное обоснование деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр К.Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению, Юнга, делятся на две группы: экстраверты и интраверты.

Экстраверт - это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания.



Интроверт - ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека. Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает сильные сопротивления. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Происхождение и сущность человека 2. Проблема Я 3.Попытки классификации человека

4.

  • Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, что человек самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой и богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

  • Марк Твен: «Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую стихотворную канитель»

  • В.А.Жуковский: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»

Что вы думаете, по поводу этих трех высказываний, и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по вашему мнению прав, или ближе к истине.???

Домашнее задание: Написать письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»

УРОК № 31-32

Дисциплина Основы философии

Тема занятия Проблема сознания

Тип урока. Изучение нового материала

Цель: Сформировать у студентов знания по проблеме происхождения, сущности и структуры сознания, отражения, психики и их структуры

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности сознания человека. Раскрыть три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание как непосредственный поток переживаний. Обосновать психофизическую проблему в науке и философии и суметь ее интерпретировать. Раскрыть понятие сознательного и бессознательного. Иметь представление об основных идеях психоанализа З. Фрейда

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений


Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074

Ход урока

Вопрос для повторения:

  1. Происхождение и сущность человека

  2. Проблема Я

  3. Попытки классификации человека

  4. Проверить письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»


Тема 2.2 Проблема сознания

Приступая к изучению первого вопроса «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание- явление сложное, многоплановое, и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем сознания как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся споры, дискуссии, поиски. Идеалисты отстаивают мысли о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью всех вещей. Дуализм ( или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала. И не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. В отличие от идеализма и идеализма, материализм рассматривает сознание как нечто автономное, независимое от материи, а напротив, как ее свойство. Свойство присуще особому виду высокоорганизованной материи - человеческому мозгу.

Материализм исходит из того. Что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично, производно от материи. Вторичность рассматривается в трех аспектах:

  1. Историческом ( сознание как особое свойство материи возникает на определённом этапе ее эволюции)

  2. Психофизиологическом ( сознание- функция головного мозга человека)

  3. Гносеологическом ( сознание- высшая форма отражения внешнего мира)

В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.

Так, ощущение,дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля- это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.