ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
потусторонних силах.- диалектический материализм
21. Назовите его представителей.- Карл Маркс, В. И. Ленин, Иосиф Дицген.
22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии Н. А. Бердяевым.
23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева - свобода и творчество.
24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу Чаадаева Петра Яковлевича.
25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и
этической мысли Лев Николаевич Толстой.
Задание №2. Заполните таблицы
Основные этапы развития русской философии
Основные этапы русской философии | Временные рамки | Актуальные проблемы |
1 | XI в. - первая половина XVIII в. | Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического. |
2 | Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. | Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевроᴨȇйским течениям философской мысли. |
3 | Вторая четверть XIX в. - начало XX в. | Становление и развитие самобытной русской философии. |
4 | После 1922 года. | Философия русского зарубежья. |
1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ
вв.
Философия | Основные направления | Ведущие представители | Обсуждаемые проблемы |
Западноевропейская | Вера в разум человека, в его лучшее будущее, в науку, в совершенствование познания, в социальный прогресс. | О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше | Теории познания и науки, организация человеческой деятельности, проблемы онтологии и философской антропологии. |
Русская идеалистическая | Национальное самосознание, религия. | И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков | Принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой. |
2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.
Представитель | Философская концепция, идея | Основные категории | Произведения |
В. С. Соловьёв | «Философия всеединства», «универсальный синтез», приведение христианства «в новую, соответствующую ему, т.е. разумную безусловно, форму». | Религия, гносеологическая проблематика. | «Кризис западной философии против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлечённых начал». |
Н. А. Бердяев | «Личность первичнее бытия», «человек есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра и зла», «искание смысла первичнее искания спасения». | Религия, понятие свободы. | «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы», «О назначении человека. Опыт персоналистической философии», «Истоки и смысл русского коммунизма». |
С. Л. Франк | Метафизика всеединства, тема кризиса человека, гуманизма, онтологизм. | Религия, идеализм. | «Крушение кумиров», «Реальность и человек». |
Задание №3. Напишите эссе на заданною тему:
1. Любомудрие древних русичей.
2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»
(Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.
3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.
4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам
произведений русских мыслителей).
5. Метафизика сердца и философия любви в России.
«Метафизика сердца и философия любви в России».
Я считаю, что философия любви, по существу, возникла в России только в конце прошлого и начале настоящего столетия. Несмотря на то что русская литература и поэзия дали замечательные образцы глубокого понимания любви, что отразилось в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Фета, в XIX веке совершенно отсутствовала какая бы то ни было философия любви и все попытки философского или литературно-критического обсуждения вопросов пола воспринимались долгое время как порнография.
Русская философская мысль и искусство начала века широко обращаются к теме любви, настойчиво пытаясь понять и изобразить ее духовный и эстетический смысл. Русский Эрос был тесно связан с традициями европейской и мировой культуры, но его отличала и оригинальность, свойственная только русской культуре. В результате была создана богатая духовная традиция в понимании и истолковании феномена любви, которая представляет одно из интереснейших достижений культуры "серебряного века".
Например, в своей поэзии Пушкин исповедовал культ любви, самые серьезные темы его творчества постоянно перемешивались с описанием красоты, например, изящной женской ножки. Этот культ Эроса, свобода изображения чувственных наслаждений и женских прелестей постоянно перерастали в пушкинской поэзии в признание поэтической и политической свободы. "Любовь к стихам, любовь к свободе" - эти две сферы были едины для поэта.
Русский Эрос, как он отразился в русской литературе XIX века, никогда не был простым прославлением чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Это в особенности чувствуется в романах Льва Толстого, который лучше всего изобразил трагическую природу любви, любовь как муку и страдание. Толстому было свойственно неприятие крайностей чувственной, плотской любви, в которой он видел причину многих человеческих бед.
Таким образом, в русской философии любви мы обнаруживаем два направления: первое возрождало и переосмысливало концепцию любви, любви-эроса; второе - христианское понимание любви как "каритас" или "агапе" - сострадания, милости, жалости. Эти два направления существовали параллельно, самостоятельно, иногда отталкиваясь друг от друга, иногда притягиваясь друг к другу.
Так или иначе, но в начале XX века русская философия создала свое оригинальное понимание феномена любви. Для нее было характерно признание сложности и многомерности этого феномена, синкретизм, соединение различных аспектов исследования. Философия любви оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и теологией. Этот синкретизм - одна из характерных особенностей философии в России, так, как она сложилась в эпоху серебряного века.
УРОК № 29-30
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Человек как главная философская проблема
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Сформировать у студентов знания о человеке как биосоциальном существе, основные философские подходы к проблеме человека в истории философии
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материалы прошлых уроков, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Раскрыть основные отношения человека к: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Рассмотреть основные положения проблемы «Я», образ «Я» , внутреннее и внешнее «Я»
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ
компьютер
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для закрепления:
-
Главные черты и направления философии 20 века -
Иррационализм Артура Шопенгауэра -
Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке» -
Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика. -
Проверить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии» -
Проверить таблицу: «Формы герменевтики» -
Сдача практической работы № 1 «Этапы западной философии»
Человек как главная философская проблема
Происхождение и сущность человека
Возникновение человека является чудом, так же как и возникновение жизни. прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на земле. До сих пор неизвестно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, родезийские люди, и наверное множество других неизвестных нам видов. И вот, возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть- чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле.
Человек сегодняшний homo sapiens(человек разумный), совершенно не приспособлен и не должен был бы выжить. Но, эта неприспособленность обернулась необычным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок, формируется не во чреве матери, а здесь в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки этого мира. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить, все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков-будет волком, среди обезьян- обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.
Проблема Я
Люди в одном стране, в одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях- в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, но люди все- равно все разные, не похожие на друг друга.
Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?
Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.
Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по- своему открывался мир, каждый по- своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти.