Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


потусторонних силах.- диалектический материализм

21. Назовите его представителей.- Карл Маркс, В. И. Ленин, Иосиф Дицген.

22. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии Н. А. Бердяевым.

23. Главная идея философии и жизненное кредо Н. А. Бердяева - свобода и творчество.

24. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу Чаадаева Петра Яковлевича.

25. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и

этической мысли Лев Николаевич Толстой.
Задание №2. Заполните таблицы

Основные этапы развития русской философии

Основные этапы русской философии

Временные рамки

Актуальные проблемы

1

XI в. - первая половина XVIII в.

Постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического.

2

 Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в.

Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевроᴨȇйским течениям философской мысли.

3

Вторая четверть XIX в. - начало XX в.

Становление и развитие самобытной русской философии.

4

После 1922 года.

Философия русского зарубежья.

1. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ

вв.

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы

Западноевропейская

Вера в разум человека, в его лучшее будущее, в науку, в совершенствование познания, в социальный прогресс.

О. Конт,

Д. С. Милль,

Г. Спенсер,

А. Шопенгауэр,

С. Кьеркегор,

Ф. Ницше

Теории познания и науки, организация человеческой деятельности, проблемы онтологии и философской антропологии.

Русская идеалистическая

Национальное самосознание, религия.

И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков

Принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой.



2. Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель

Философская концепция, идея

Основные категории

Произведения

В. С. Соловьёв

«Философия всеединства», «универсальный синтез», приведение христианства «в новую, соответствующую ему, т.е. разумную безусловно, форму».

Религия, гносеологическая проблематика.

«Кризис западной философии против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлечённых начал».

Н. А. Бердяев

«Личность первичнее бытия», «человек есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра и зла», «искание смысла первичнее искания спасения».

Религия, понятие свободы.

«Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы», «О назначении человека. Опыт персоналистической философии», «Истоки и смысл русского коммунизма».

С. Л. Франк

Метафизика всеединства, тема кризиса человека, гуманизма, онтологизм.

Религия, идеализм.

«Крушение кумиров», «Реальность и человек».


Задание №3. Напишите эссе на заданною тему:

1. Любомудрие древних русичей.

2. «Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»

(Н. Ф. Федоров). Проблема смысла жизни.

3. Экзистенциальные мотивы творчества Ф. М. Достоевского.

4. Страдание и сострадание – два свойства человеческого бытия (по страницам

произведений русских мыслителей).

5. Метафизика сердца и философия любви в России.

«Метафизика сердца и философия любви в России».

Я считаю, что философия любви, по существу, возникла в России только в конце прошлого и начале настоящего столетия. Несмотря на то что русская литература и поэзия дали замечательные образцы глубокого понимания любви, что отразилось в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Фета, в XIX веке совершенно отсутствовала какая бы то ни было философия любви и все попытки философского или литературно-критического обсуждения вопросов пола воспринимались долгое время как порнография.



Русская философская мысль и искусство начала века широко обращаются к теме любви, настойчиво пытаясь понять и изобразить ее духовный и эстетический смысл. Русский Эрос был тесно связан с традициями европейской и мировой культуры, но его отличала и оригинальность, свойственная только русской культуре. В результате была создана богатая духовная традиция в понимании и истолковании феномена любви, которая представляет одно из интереснейших достижений культуры "серебряного века". 

Например, в своей поэзии Пушкин исповедовал культ любви, самые серьезные темы его творчества постоянно перемешивались с описанием красоты, например, изящной женской ножки. Этот культ Эроса, свобода изображения чувственных наслаждений и женских прелестей постоянно перерастали в пушкинской поэзии в признание поэтической и политической свободы. "Любовь к стихам, любовь к свободе" - эти две сферы были едины для поэта.

Русский Эрос, как он отразился в русской литературе XIX века, никогда не был простым прославлением чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Это в особенности чувствуется в романах Льва Толстого, который лучше всего изобразил трагическую природу любви, любовь как муку и страдание. Толстому было свойственно неприятие крайностей чувственной, плотской любви, в которой он видел причину многих человеческих бед.

Таким образом, в русской философии любви мы обнаруживаем два направления: первое возрождало и переосмысливало концепцию любви, любви-эроса; второе - христианское понимание любви как "каритас" или "агапе" - сострадания, милости, жалости. Эти два направления существовали параллельно, самостоятельно, иногда отталкиваясь друг от друга, иногда притягиваясь друг к другу.

Так или иначе, но в начале XX века русская философия создала свое оригинальное понимание феномена любви. Для нее было характерно признание сложности и многомерности этого феномена, синкретизм, соединение различных аспектов исследования. Философия любви оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и теологией. Этот синкретизм - одна из характерных особенностей философии в России, так, как она сложилась в эпоху серебряного века.

УРОК № 29-30


Дисциплина. Основы философии

Тема занятия. Человек как главная философская проблема

Тип урока. Изучение нового материала

Цель: Сформировать у студентов знания о человеке как биосоциальном существе, основные философские подходы к проблеме человека в истории философии

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить материалы прошлых уроков, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Раскрыть основные отношения человека к: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Рассмотреть основные положения проблемы «Я», образ «Я» , внутреннее и внешнее «Я»

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока

Вопросы для закрепления:

  1. Главные черты и направления философии 20 века

  2. Иррационализм Артура Шопенгауэра

  3. Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке»

  4. Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

  5. Проверить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»

  6. Проверить таблицу: «Формы герменевтики»

  7. Сдача практической работы № 1 «Этапы западной философии»



Человек как главная философская проблема

Происхождение и сущность человека

Возникновение человека является чудом, так же как и возникновение жизни. прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на земле. До сих пор неизвестно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, родезийские люди, и наверное множество других неизвестных нам видов. И вот, возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть- чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле.

Человек сегодняшний homo sapiens(человек разумный), совершенно не приспособлен и не должен был бы выжить. Но, эта неприспособленность обернулась необычным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок, формируется не во чреве матери, а здесь в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки этого мира. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить, все что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков-будет волком, среди обезьян- обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда, те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.

Проблема Я

Люди в одном стране, в одном обществе живут в более или менее одинаковых условиях- в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, но люди все- равно все разные, не похожие на друг друга.

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Во-первых, особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций, сообразительность. Все это дается человеку по наследству.

Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой опыт детства, свои переживания, каждому по- своему открывался мир, каждый по- своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Воспоминания детства сопровождают человека до самой смерти.