ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и добра и зла, и у нее есть свои пределы (знаменитый вопрос: «Все ли дозволено человеку»). Нет, не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет ко злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода- зло- искупление.
Л. Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку, насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаково осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого:
1. перестать самому совершать прямое насилие, а также готовиться к нему
2. не принимать участия в каком бы то ни было насилии, совершаемом людьми ( в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении.
3. не одобрять никакого насилия
Вопросы для закрепления материала:
Домашнее задание:
УРОК № 25-26
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философия XX века
Тип урока. Закрепление знаний
Цель: Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философии XX века, знать основные идеи Ф. Ницше
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
Философия XX века
В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.
Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:
Основные черты в философии 20 века:
Иррационализм Артура Шопенгауэра
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни.
Фридрих Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ( жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-« сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться
«Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек» - это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни
Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика.
Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода»- это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д.
Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины , она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился.
Л. Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку, насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаково осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого:
1. перестать самому совершать прямое насилие, а также готовиться к нему
2. не принимать участия в каком бы то ни было насилии, совершаемом людьми ( в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении.
3. не одобрять никакого насилия
Вопросы для закрепления материала:
-
Этапы русской религиозной философии -
Основные темы и проблемы -
Ф.М.Достоевский и его идеи -
Л.Н.Толстой «Не противление злу насилием» -
Составить таблицу: «Основные этапы русской философии и его специфика
Этапы | Хронология | Предмет, проблемы | Особенности |
Древне- русская философская мысль | 10-17 век | Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку, нравственные аспекты бытия человека, место России в мировой истории | Религиозный характер, антропоценризм |
Русское просвещение | 18 век | Проблемы крепостничества, российского самодержавия | Социальная направленность. Критический характер |
Религиозная русская философия | 19 век | Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, свободы, «Русская идея» | Экзистенциональный характер, историософичность |
Марксистско- ленинская философия | 20 век | Проблема построения коммунизма и нового человека | Социоцентризм |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Написать письменную работу( эссе): «Славянские предания и мифы» -
Составить таблицу: «Философско- религиозная литература»
Автор | Название работ | Дата | Главная проблема, тема |
Религиозно- философские сочинения | |||
Первый русский митрополит «Илларион» | Слово о законе и благодати | 11 век | Смысл мировой истории, крещение Руси, роль князей Святослава, Владимира, Ярослава. Владимира уподобляют императору Константину |
Митрополит Климент Смолятич | Послание к пресвитеру Фоме | 11 век | Не слепо следовать Святому писанию, а понимать его внутренний смысл, аллегорическое толкование образов Библии: София Премудрость Божия создала храм на 7 столпах. Храм истолковывается как человечество, а 7 столпов как 7 вселенских соборов |
Кирилл Туровский | Притча о человеческой душе и теле | 12 век | Дается толкование нравственных заповедей посредством аллегорий: слепец- это душа, храмец- это тело, объединившись, которые восхищают виноградник. Вертоград- символ благоустроенного бытия, где хозяином является сам Творец, наказывающий за преступление |
Митрополит Никифор | Послание к Владимиру Мономаху о посте | 12 век | 3 начала души человека: разумного, божественного, «словесного»; стихийного, эмоционального, «яростного»; волевого, целенаправленного, «желанного». Динамика души в образе несущейся колесницы |
Даннил Заточник | Моление или (Слово) | 13 век | Афористическое обращение к князю за покровительством |
Нравственно - назидательная литература | |||
Владимир Мономах | Поучение | 12 век | Наставление молодым следовать добру и творить его, памятуя об ужасе греха и стремлении к спасению |
Монах Сильвестр | Домострой | 17 век | Поучение и наставление как надо жить праведно, чтобы жизнь была стабильной и устроенной |
УРОК № 25-26
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философия XX века
Тип урока. Закрепление знаний
Цель: Сформировать у студентов знания об основных философских направлениях современности и их функциональности.
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философии XX века, знать основные идеи Ф. Ницше
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
-
Этапы русской религиозной философии -
Основные темы и проблемы -
Ф.М.Достоевский и его идеи -
Л.Н.Толстой «Не противление злу насилием» -
Проверить таблицу: «Основные этапы русской философии и его специфика -
Проверить письменную работу( эссе): «Славянские предания и мифы» -
Проверить таблицу: «Философско- религиозная литература»
Философия XX века
В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы.
Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от:
-
рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей; -
жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм; -
от догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии
Основные черты в философии 20 века:
-
плюрализм в философском мышлении. в этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские( на иррационализм и интуитивизм). -
терпимость (толерантность) современной философии. различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между западом и востоком -
антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.
Иррационализм Артура Шопенгауэра
Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни.
Фридрих Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ( жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-« сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться
«Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек» - это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни
Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика.
Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода»- это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д.
Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины , она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился.