Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоции- это сфера личностных, субъективно- психологических переживаний( предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция- это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства.

Во втором вопросе «Происхождение и сущность сознания» необходимо осмыслить, что сознание как свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции. Сознание-есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи- отражения. Отражение- это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

С возникновением жизни встречаются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных. Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимости являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляющихся у животных, обладающих нервной системой. Рефлекс- то закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которое осуществляется при участии нервной системы.

Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что- ни будь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное - свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования(бытия) объекта.

Изучая третий вопрос «Сознание и язык», необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристики сознания. Язык человека качественно отличается от «языка» животных( жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. Язык человека- это саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения
, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир, и собственную деятельность в нем. Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления), информативной( способность хранить и передавать информацию), коммуникативной( способность общения на самых различных уровнях)

Вопросы для закрепления:

  1. Понятие и структура сознания

  2. Происхождение и сущность сознания

  3. Сознание и язык

  4. Составить таблицу: «Сознание и его источники»

Понятие сознания

Источники сознания

Способность идеального отражения действительности. Превращение объективного содержания в субъективное содержание духовного мира человека

Высшая нервная система человека, его мозг, вторая сигнальная система.

Свойство высокоорганизованной материи активно отображать мир в идеальных образах

Окружающий человека мир отображается в сознании в форме идеальных образов

Сознание- высшая форма отображения действительности и творит новый мир

Личный опыт индивида, его внутренний духовный мир




  1. Составить таблицу «Основные черты сознания»

Идеальность сознания

Образы не обладают свойствами вещей, которые они отражают, не имеют физических свойств

Субъективность сознания

Его носителем является человек, который выделяет себя из окружающего мира, оно индивидуально

Предметность сознания

Его наполненность содержанием, предметы сознания предстают в сознании как их различные образы

Рефлексивность сознания

Оно отражает не только внешний мир, но и собственное содержание

Объективируемость сознания

Оно выражается в языке- знаковой системе, предназначенный для фиксации, хранении и передачи информации

Домашнее задание:

  1. Знать конспект, основные понятия темы

  2. Составить таблицу: « З. Фрейд: Структура личности»


Оно - бессознательное, ядро психики

Бессознательное- влечение, импульсы, инстинкты, желания, страсти, обусловленные биологической природой человека и носит наследственный характер. Руководствуется принципом наслаждения

Я- сознание

Сознание- инстанция, надстраивающая над бессознательным, и из него выкристаллизовывается посредник между «Оно» и внешним миром и руководствуется принципом целесообразности

Сверх- Я, внутри личностная совесть

Правила, нормы, поведение, запреты, критическая инстанция, моральная цензура и посредник между «Оно», «Я», принцип реальности.

УРОК № 33-34

Дисциплина. Основы философии

Тема занятия Учение о познании

Тип урока Комбинированный урок

Цель: Получение, обобщение и систематизация знаний по проблеме познания в истории философии

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир. Рассмотреть основные формы рационального и чувственного познания, раскрыть понятие истины. Чем истина отличается от заблуждения? Поработать с избранными тестами

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3. Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия: Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы


Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074

Ход урока

Вопросы для повторения:

  1. Понятие и структура сознания

  2. Происхождение и сущность сознания

  3. Сознание и язык

  4. Проверить таблицу: «Сознание и его источники»

  5. Проверить таблицу: «З. Фрейд: Структура личности»

  6. Проверить таблицу «Основные черты сознания»

Учение о познании

При изучении первого вопроса «Познание как философская проблема» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии. Теория познания (гносеология) являются важнейшим разделом многих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

Познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и используют информацию о мире и о самом себе.

Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью. Те, конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная способность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом может выступить отдельный индивид, социальная группа или общество в целом. Отсюда «познание»- это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, основная цель которого заключается в обеспечение соответствия с потребностью субъекта моделей и программ, управляющих освоением объекта. Таким образом, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом- познавательный. Отношения познания включает в себя три компонента: субъект, объект и содержание познания. Решение гносеологических проблем в философии базируется на следующих принципах:

Принцип объективности. Он утверждает, объект познания (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры) существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование- вещи и явления нужно познавать объективно
, т.е. такими каковы они есть сами по себе.

Принцип познаваемости. Он утверждает, что реальность надо познать такой, какая она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек способен неадекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие

Принцип отражения. Этот принцип неразрывно связан с понятием отражения, в котором выражена сущность материалистического понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснение познания- признание его отражательного характера. Принцип отражения можно сформулировать так: познание объекта есть процесс отражения его в голове человека. В настоящее время, отражение понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем.

Рассматривая второй вопрос «Чувственное и рациональное познание» и их формы» следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.

Основные формы чувственной ступени познания- ощущение, восприятие и представление. В ощущениях каждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей( цвет, звук, запах, твердость). Восприятие - целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление - наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Рациональное познание. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. Рациональное мышление- это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредством чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального(логического) мышления- понятие, суждение и умозаключение. Понятие- отражает существенные признаки вещей, т.е. которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном отношении. Суждение, фиксируя любые признаки предмета, утверждает или отрицает что- либо об объекте познания.