Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств.

При изучении третьего вопроса, «Проблема истины в философии и науки» следует исходить из того, что основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение. Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина- означает полное, исчерпывающее знание об объекте. Однако момент абсолютности истины подвижен, является определенным историческим пределом, к которому бесконечно приближается познание. При дальнейшем прогрессе общества то, что казалось абсолютной истиной, превращается в относительную истину.

Рассматривая второй вопрос »Соотношение эмпирического и теоретического анализа», следует помнить, что знания в любой области науки имеют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. В эмпирическом познании объект отражен со стороны связей и отношений, доступных живому содержанию и наблюдению.

На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический уровень призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и выступает как синоним (т.е. тождественен и близок по значению понятий: «истина, событие, результат»

По схеме: проблема- гипотеза- теория разворачивается, как правило, выявление закономерностей изучаемых объектов, установление принципов, посредством которых раскрывается их предметное содержание.

Проблема - выступает исходным пунктом исследования.Это то, что еще неизвестно, но требуется познать. , это вопрос исследователя к объекту. Если познание не начинается с постановки проблемы
, то оно оказывается беспредметным. Проблема представляет собой:

  1. Трудность, преграду в познавательной задачи

  2. Противоречивое условие вопроса

  3. Задачу (программу) исследования

  4. Концептуальный (идеализированный) объект теории

  5. Форму выражения объективной необходимости

  6. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный практический или теоретический интерес

Гипотеза - вводное допущение или предположение относительно сущности объекта. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка.

Теория - это форма научного знания, которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта. В структуру теории входят:

  • Аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия

  • Идеализированный объект- абстрактная модель связей и свойств объекта

  • Логические приемы

  • Закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории


Вопросы для закрепления:

  1. Познание и его принципы

  2. Основные формы чувственного и рационального познания

  3. Проблема истины в философии и науки

  4. Составить таблицу: «Гносеология как учение о познании»

Понятие гносеологии

Философское учение о познании (от греческого gnosis-знаю, logos-учение)

Понятие эпистемологии

Тождественно понятию гносеология и теория научного познания, учение о достоверном знании

Предмет гносеологии

Познавательная деятельность человека, и его закономерности

Проблемы гносеологии

Сущность и природа познания, границы и источники познания, его формы и методы, познавательная ценность науки




  1. Составить таблицу: «Структура познания»

Субъект познания

Человек, осуществляющий познавательную деятельность, направленную на достижение цели при помощи методов

Объект познания

Окружающий мир, на который направлена духовная познавательная деятельность субъекта

Средства познания

Методы, приемы, приборы, инструменты, используемые субъектом в процессе познания

Формы познания

Чувственное и рациональное, научное и ненаучное, эмпирическое и теоретическое

Цель познания

Достижение истины, получение достоверных знаний, обоснованных и подтвержденных опытом

Познание- активная деятельность познающего субъекта, направленная на получение достоверного знания об окружающем мире при помощи методов

Домашнее задание:

  1. Знать конспект, основные понятия темы

  2. Составить таблицу: «Классификация методов научного познания»

Понятие метода

Совокупность принципов, приемов, правил, с помощью которых решается некоторый тип научных задач, ведется исследование объекта

Всеобщие методы

Метафизика и диалектика

Общенаучные методы

Эксперимент, наблюдение, измерение, описание, анализ, синтез, дедукция, индукция, идеализация, абстрагирование, формализация, моделирование

Методы частных наук

Например: спектральный анализ в физике, или раскопки в археологии



УРОК № 35-36

Дисциплина Основы философии

Тема занятия Основные характеристики человека

Тип урока. Комбинированный урок

Цель: Получить, обобщить и систематизировать философские знания о человеке

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных характеристиках человека: несводимость, неповторимость, незаменимость, не предопределённость . Разобрать в чем проявляются предпосылки уникальности человека

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно - иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074

Ход урока

Вопросы для повторения:

  1. Познание как философская проблема

  2. Чувственное и рациональное познание и их формы

  3. Проблемы истины в философии и науке

  4. Соотношение эмпирического и теоретического знания


Основные характеристики человека

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. «Человек разумный»(homo sapiens), «человек делающий»(homo faber), «человек делающий» (homo ludens). Маркс говорил о человеке, как о животном, производящем орудия труда. Гегель- как о млекопитающем. Ницше считал, что человек- это животное, умеющее обещать. Видимо человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный
, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях, и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе только отрицание: несводимость, не предопределённость, незаменимость, неповторимость. Эти пять «не» свидетельствуют или ущербности не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость. Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян- обезьяной. Но, в отличие от животного, он ни привязан ни к климату, ни к пище- может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Животные не могут быть другими- они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. . его ничто- это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, ни кроме что, так как все положительные определения ограничивают его.

Не предопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обуславливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что я решил так жить, то я главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.

Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека, прежде всего, выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в этот мир. У каждого человека есть такое дело. Которое кроме него никто не сделает. А если и он не сделает, то во вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим –либо усилием. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Если человек не пытается найти свое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. . и тогда он не отвечает своему человеческому предназначению , потому что человеческое предназначение заключается в том, чтобы оставить свой след на Земле. Ф.Ницше считал, что христианство- это сказки. Выдумки, ерунда, в той мере, в какой не вырастает из души каждого. Вера в Христа не имеет ни какого значения, если ты не породил заново образ Христа в своем сердце. Вся цивилизация построена на песке, поскольку не воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями каждого человека. Все это, по Ницше, рухнет, поскольку ни на чем не основано, т.е. не порождено каждым внутри себя. А устойчиво только то, что порождено каждым. Следовательно,