ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
незаменимость, - это фундаментальное качество человеческого существования, на котором и благодаря которому держится весь мир, создаваемый человеком.
Точно также и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале военной карьеры в1796 г на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной, Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил образ Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не мог бы сделать ничего подобного. Никто не написал бы Шекспира, его пьес и сонетов, никто вместо Пушкина не создал бы Евгения Онегина. Но, точно также любой человек, хотя он и не создал ничего великого, может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира также дополняют Вселенную как переживания Шекспира и Пушкина.
Невыразимость - объяснить нечто можно лишь через другое- свет- через длину волны, звук- через частоту колебаний. Но, как объяснить, что такое человек? Поскольку он не сводим ни к чему, ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Изучить, познать что-либо объективно, можно лишь развернуть его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то никогда полного выражения не получается. Человек пытается познать себя, движется вглубь себя, а это движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины, или теории.
Вопросы для закрепления:
Домашнее задание:
УРОК № 37-38
Дисциплина Основы философии
Тема занятия Категории человеческого бытия
Тип урока Комбинированный урок
Цель: Изучить проблему сущности бытия
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных категориях человеческого бытия (любовь, счастье, удовольствие, творчество, жизнь, смерть и т.д.)
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке:
фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
Категории человеческого бытия
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь- это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.
Счастье. Ф.Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по- разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.. удовольствие- это имитация счастье. Самым крайним видом такого иллюзорного счастьяявляется наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда,
потом наступает очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает. Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия- что еще надо для счастья? Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы- власть быстро развращает и опустошает человека. Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни. , после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственный возможный вид счастья- это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье- это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.
Вера. Вера - полагал русский философ С.Л.Франк, - это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт- пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому голосу Божию. Вера, полагал Франк, в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного Бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца. И это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с божественной стихией любви и добра. Жить в вере, таким образом, значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Люди, без веры, писал русский мыслитель Л.Шестов- это обладающие сознанием камни, они мыслят, говорят, действуют по законам их каменного сознания, они то и создали то окружение, ту среду, в которой приходится жить человечеству. Бороться с большинством очень трудно, почти невозможно, особенно ввиду того, что камни более приспособлены к условиям земного существования и всегда легче выживают. Поэтому вера всегда подвиг, который только и может пробудить человека от оцепенения. Поэтому верующим душам предстоит великая и последняя борьба, которой нет конца.
Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем ценить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому Боги могли приговорить человека- это бессмертие. В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых- набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейское кладбище- это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов. Смерть, как и рождение формирует границы человеческой жизни. все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы не взяли, человек всегда достаточно зрел, для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. . человек в этом смысле –самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о будущей смерти.
Вопросы для закрепления:
Точно также и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале военной карьеры в1796 г на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной, Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил образ Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не мог бы сделать ничего подобного. Никто не написал бы Шекспира, его пьес и сонетов, никто вместо Пушкина не создал бы Евгения Онегина. Но, точно также любой человек, хотя он и не создал ничего великого, может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира также дополняют Вселенную как переживания Шекспира и Пушкина.
Невыразимость - объяснить нечто можно лишь через другое- свет- через длину волны, звук- через частоту колебаний. Но, как объяснить, что такое человек? Поскольку он не сводим ни к чему, ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно как некий внешний предмет. Изучить, познать что-либо объективно, можно лишь развернуть его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то никогда полного выражения не получается. Человек пытается познать себя, движется вглубь себя, а это движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины, или теории.
Вопросы для закрепления:
-
Основные характеристики человека -
Составить таблицу: «Образы человека в понимании философии»
Философы | Их идеи | Общие представления эпохи |
Образы человека в истории Античного мира | ||
Сократ | Человек существо, получив разумный вопрос, дает разумный ответ; постоянно ищет самого себя, исходя из установки: «Познай самого себя» и размышляет о себе | Сила разума- суть человека, общий источник истины и морали и в этом человек целиком зависит от самого себя, здесь он свободен, автономен, самодостаточен. Но в греческой философии не было сколько- ни будь ясной идеи личности |
Платон | Бессмертная душа- суть человека как живого существа | |
Аристотель | Человек- общественное животное с разумной душой | |
Образы человека в эпоху Средних веков и Возрождения | ||
Августин Блаженный | Суть человека-самосознание, т.е. внутренний человек, устремленный к богу | Христианство рассматривает человека как безусловную ценность, и подчеркивает значимость в нем его внутреннего духовного мира индивидуального начало и освободило «человека от власти космической бесконечности». Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы |
Фома Аквинский | Сущность человека- разумная душа, которая после смерти тела обретает бессмертие | |
Пикка Дела Мирандола | Человек может творить самого себя и менять присущие ему свойства, и значит быть свободными | Антропоцентризм Возрождения: трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире являются центральной проблемой культуры и философии |
Эразм Роттердамский | Человек- странное животное, состоящее из души тела, между которым идет постоянная борьба | |
Блез Паскаль | Величие человека- в его способности мыслить, человек всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он мыслящий тростник | |
Образы человека в эпоху Нового времени | ||
Рене Декарт | Только у человека имеется разум, способный размышлять о себе-«универсальное средство, могущее служить при самых разных обстоятельствах» и проявлением которого выступает речь | |
Бенедикт Спиноза | Человек «интегральная частичка» природы и потому подчиняется ее законам, его атрибут- идея- душа обладает способностью осознавать и собственные идеи | |
Готлиб Лейбниц | Человек есть познающий и самопознающий дух, ядро которого составляет мышление | Разум- универсальное средство усовершенствования общества и обеспечивает относительную цельность личности, отвращая ее от пороков и страстей |
Клод Гельвеций | Человек - природное существо, исходящий в своих действиях из себялюбия, основанного на инстинкте самосохранения и личного интереса | Человек рассматривается как природное существо, все свойства и потребности, которого телесны и определены природой; «культ автономного человека», способного глубоко и трезво оценивать явления, идеи, свои нравственные поступки и их последствия |
Жюльен Ламетри | Человек не просто обычная машина, а инструмент природы, способная ощущать, чувствовать, мыслить | |
Франсуа Вольтер | Человек занимает свое место в природе, он причастен к добру и злу, удовольствию и страданию, он наделен страстями, чтобы действовать, и разумом, чтобы управлять своими поступками | |
Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах | Человек таков, каким его делает социальная среда, если африканскому ребенку дать европейское образование и воспитание, то он будет отличаться от европейских собратьев только цветом кожи. | |
Понимание человека в философии 19 века | ||
Иммануил Кант | Суть человека как разумного существа составляют свобода и нравственность, человек и в его лице все человечество выступают как абсолютные цели | Рассмотрение человека было сконцентрировано вокруг принципа свободы и проанализированы трудности и препятствия, которые возникают на пути ее реализации в жизнь человека |
Г.Фихте | Сущность человека составляет Я, творческого, активно действующего, свободного и наделенного самосознанием, он должен сам определять себя | |
Г.В.Ф Гегель | Человек есть субъективное проявление абсолютной идеи в форме субъективного духа | |
Л.Фейербах | Человек высший продукт природы, все его качества обусловлены природой, в нем все ценно. |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятие темы -
Продолжить составление таблицы: «Образы человека в понимании философии»
УРОК № 37-38
Дисциплина Основы философии
Тема занятия Категории человеческого бытия
Тип урока Комбинированный урок
Цель: Изучить проблему сущности бытия
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных категориях человеческого бытия (любовь, счастье, удовольствие, творчество, жизнь, смерть и т.д.)
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке:
фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная) Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
-
Основные характеристики человека -
Проверить таблицу: «Образы человека в понимании философии»
Категории человеческого бытия
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь- это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть.
Счастье. Ф.Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живет, ему не важно как он живет. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по- разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.. удовольствие- это имитация счастье. Самым крайним видом такого иллюзорного счастьяявляется наркотическое опьянение: человек полностью отрешен от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда,
потом наступает очень тяжелое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает. Многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия- что еще надо для счастья? Некоторые люди связывают свое представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы- власть быстро развращает и опустошает человека. Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни. , после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственный возможный вид счастья- это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье- это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.
Вера. Вера - полагал русский философ С.Л.Франк, - это возможность сверхчувственного опыта. Но для очень большого числа людей такой опыт- пустой звук. И даже люди, которым он доступен, часто не улавливают присущего ему сверхчувственного характера. Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому голосу Божию. Вера, полагал Франк, в своем первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного Бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца. И это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с божественной стихией любви и добра. Жить в вере, таким образом, значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет любая внешняя данность открывается в ее несказанности, значительности, таинственной глубине. Люди, без веры, писал русский мыслитель Л.Шестов- это обладающие сознанием камни, они мыслят, говорят, действуют по законам их каменного сознания, они то и создали то окружение, ту среду, в которой приходится жить человечеству. Бороться с большинством очень трудно, почти невозможно, особенно ввиду того, что камни более приспособлены к условиям земного существования и всегда легче выживают. Поэтому вера всегда подвиг, который только и может пробудить человека от оцепенения. Поэтому верующим душам предстоит великая и последняя борьба, которой нет конца.
Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем ценить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому Боги могли приговорить человека- это бессмертие. В каждой культуре свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру, и от него ничего не остается. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мертвых- набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейское кладбище- это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов. Смерть, как и рождение формирует границы человеческой жизни. все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы не взяли, человек всегда достаточно зрел, для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. . человек в этом смысле –самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о будущей смерти.
Вопросы для закрепления:
-
Составить таблицу: «Человек: жизнь и смерть» -
Написать письменную работу (эссе) на тему: «Проблема бессмертия: благо или мучение»
Понятие жизни | В отношении смерти |
Биологический аспект: рост, размножение, способность реагировать на внешние воздействия, активность | Биологический аспект: конечность жизни, прекращение всех физиологических процессов в организме |
Духовный аспект: эмоции, переживания, чувства, настроение, страдание, размышление и т.д. | Духовный аспект: прекращение мыслительных процессов, переживания, чувств, страданий и т.д. |
Общие положения | |
Трагизм человеческой жизни состоит в том, что человек осознает неизбежность и неотвратимость смерти и перед ним встает вопрос о смысле жизни, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить | |
А. Шопенгауэр считает, что если бы не было смерти, то не было бы и философии, которая на протяжении всей своей историей не дала ответы на вопрос о том, что есть жизнь человека. Она до сих пор остается загадкой, тайной: «Что же такое жизнь?». Никто не знает. |