Файл: Курсовая работа по дисциплине Современные проблемы обеспечения качества, конкурентоспособности и безопасности продукции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1. Теоретические и нормативные основы процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации

1.1. Теоретические положения процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации

1.3. Моделирование процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации

Выбор показателей качества процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации

2.1. Показатели качества процесса методы их измерения

2.2. Выбор и оценка показателей качества процесса

Оценка результативности процесса

3.1. Методика оценки результативности процессов

3.2. Оценка результативности процесса «Внедрение инструмента «5S» в системе бережливого производства организации»

4. Определение и оценка рисков процесса

4.1. Понятие риска

4.2. Идентификация и анализ риска

4.3. Методы оценки риска

4.4. Матрица последствий и вероятностей

4.5. Анализ и оценка рисков процесса

Заключение

Список использованной литературы


Состав рабочей группы утверждается приказом по предприятию. За выбранными людьми закрепляются новые функции и обязанности. Таким образом утверждается начало внедрения системы.

Шаг 2 – составить план внедрения системы 5S. Примерные этапы плана внедрения системы 5S представлены на рис. 2.

Рис.2. Этапы плана внедрения системы 5S
Рабочей группе поручается составление годового плана внедрения системы 5S по предприятию.

План должен включать:

  1. Объявление кампании о внедрении системы.

  2. Разработку базовых инструкций для первых этапов.

  3. Назначение и обучение аудиторов, обучение персонала.

  4. Проведение основных этапов внедрения системы.

  5. Проведение аудитов на каждом этапе.

  6. Подведение итогов на каждом этапе.

  7. Составление нового годового плана продвижения системы.

Для подразделений, в зависимости от их специфики, могут составляться отдельные дорожные карты, с подробной детализацией мероприятий по каждому этапу внедрения системы, вытекающие по срокам из общего плана.

На этом же этапе разрабатываются инструкции для первого, второго и третьего этапа. (Или хотя бы для первого, остальные позже.)

Учитывая, что внедрение системы и последующее развитие не ограничивается одним годом и пятью этапами (на пятом этапе и после усилия переходят в фазу поддержания и дальнейшего развития системы), разумнее делать ежегодные планы, совершенствуя результаты. Добавляя, например, новые инструменты управления и бережливого производства.

Также нет смысла устанавливать срок меньший, опыт с большой вероятностью закончится безрезультатно, подвигать персонал на внедрение улучшений станет еще труднее. (Но все это на усмотрение организации.)

Инструкции, разработанные отдельно для первого, второго и третьего этапа лучше сосредоточивают сотрудников на каждом этапе внедрения. Тем более, что четвертый этап подразумевает формирование детального, гибкого и понятного стандарта требований уже вашей системы 5S, разработан с учетом специфики компании, который закрепит ее успех.

Однако организации могут сразу использовать стандарты или регламенты, разработанные для себя или отработанными в других компаниях.

Шаг 3 – Объявление кампании о внедрении системы 5S.


На этом важном этапе, когда рабочей группой сделаны все необходимые подготовительные мероприятия, понятен план и цели внедрения проекта, первый руководитель собирает сотрудников организации и объявляет о начале внедрении системы.

В первую очередь ему необходимо пояснить персоналу, для чего внедряется система, то есть какие результаты должен будет получить персонал, менеджеры, собственники, клиенты и аудиторы компании.

Здесь же он представляет центральную команду внедрения – заместителя руководителя и членов центральной рабочей группы.

Основная цель данного мероприятия показать персоналу намеренность и вовлеченность первого руководителя. А также дать общую информацию о системе и целях.

Шаг 4 – Обучение принципам системы 5S в компании.

Далее происходит более подробное объяснение смыслов и содержания принципов 5S персоналу компании. Доводятся ранее подготовленные презентации и инструкции [11].

Отдельное обучение проходят аудиторы особенностям и порядку проведения аудита подразделений, выбранные из числа сотрудников компании.

Информирование.

На рис.3. представлен пример информационного стенда.




Рис.3. Информационный стенд
На этом же шаге вывешиваются стенды по 5S, на которых происходит текущее и последующее информирование.

И рассматриваются другие способы информирования сотрудников, например – внутрикорпоративный сайт, рассылка, корпоративная газета и т.д.

Шаг 5 – Осуществление этапов 5S.

Теперь можно приступать к внедрению основных этапов организации и рационализации рабочих мест/пространства.

5S была разработана в послевоенной Японии, получила свое название от первых букв пяти японских слов (Seiri, Seiton, Seisou, Seiketsu, Shitsuke), являющихся, в свою очередь, пятью этапами внедрения системы.

На рис. 4 представлена общая схема внедрения системы 5S.

Рис.4. Общая схема внедрения системы 5S
Вот, что означает каждый этап системы 5S:

  1. Сэири (整理) «сортировка» (нужное-ненужное) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.

  2. Сэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность) — упорядоченное и точное расположение и хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

  3. Сэисо (清掃) «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности.

  4. Сэикэцу (清潔) «стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.

  5. Сицукэ () «совершенствование» (буквальный перевод — воспитание) (самодисциплина) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Этап 1. – Сортировка (нужное-ненужное).


На первом этапе осуществляется разделение предметов на нужные и ненужные и удаление ненужных.

Задачей этапа сортировки предметов является – научиться определять, видеть и удалять из производственного и управленческого процесса ненужные предметы, делать это постоянно, регулярно, по определенным выработанным правилам.

Сортировка должна проводиться по шагам:

  1. определение нужных предметов;

  2. разделение предметов на нужные всегда, нужные иногда и ненужные;

  3. удаление ненужных предметов;

  4. обеспечение сотрудников нужными предметами.

Процесс сортировки предметов направлен на достижение безопасности (устранение атмосферы хаоса, исключения возможности разрушения, порчи, ударов, помех, столкновений, исключения производственного травматизма и др.), качества (исключение вероятности использования бракованных и сломанных материалов, устаревшей информации, документации и пр.) и производительности (повышение эффективности производственной и офисной площади, снижение времени, затрачиваемого на поиск нужных вещей, времени, требуемого на переучет и т.д.), оптимизации складских запасов [11].

Этап 2. – Соблюдение порядка (всё на своём месте).


На втором этапе осуществляется размещение нужных предметов на рабочем месте/пространстве так, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске персоналом организации.

Определяется местоположение каждого предмета. Делаются необходимые разметки, указатели и таблички.

Разрабатывается и реализуется решения, которые обеспечивают быстроту, легкость и безопасность доступа к «нужным всегда» и «ненужным иногда» предметам, визуализацию способа хранения и контроль наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета.

А также свободу перемещения нужных предметов и эстетичность производственной среды.

Расположение предметов отвечает требованиям:

  • безопасности;

  • качества;

  • эффективности работы.

Этап 3. – Содержание в чистоте (уборка).


Третий этап предполагает осуществление постоянного поддержания рабочих мест/пространства, предметов в чистоте и постоянной готовности к использованию.

Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте.

Даже в соответствие с российскими Правилами внутреннего трудового распорядка каждый работник отвечает за поддержание рабочего места/пространства в чистоте.


Необходимо разработать правила уборки для каждого рабочего места/пространства/подразделения.

Правила обеспечения и поддержания чистоты рабочих мест/пространства должны включать:

  • объекты (рабочие места/пространство, предметы, оборудование, спецтехника);

  • периодичность уборки; методы выполнения уборки;

  • методы контроля уборки.

Ожидаемые эффекты от проведения мониторинга потенциальных источников загрязнения:

  • сокращение простоев из-за неисправности оборудования и механизмов;

  • улучшение санитарно-гигиенических условий труда;

  • сокращение аварий из-за неисправности оборудования и механизмов;

  • предупреждение аварий, пожаров, несчастных случаев.

Этап 4. – Стандартизация.


К стандартам содержания рабочих мест относят документы, регламентирующие:

  • сортировку предметов;

  • перечень нужных предметов и их расположение на рабочем месте; уборку на рабочем месте;

  • контроль выполнения стандартов содержания рабочих мест;

  • другое, на усмотрение организации по теме.

Этот принцип требует формального, т.е. письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур.

Необходимо создать рабочие инструкции, которые включают себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка.

Если внедрение 5S происходит впервые, и использовались инструкции (или иной подход), то на этом этапе разрабатывается и утверждается регламент работы по системе, в котором учитываются наработки, полученные на предыдущих этапах.

Этап 5. – Совершенствование.


На пятом этапе осуществляется процесс непрерывного поддержания и развития ранее полученных результатов.

Первый руководитель дает сотрудникам понять, что организация рабочего места является не только одним из главных приоритетов, теперь стремимся к постоянному совершенствованию рабочего места.

Осуществляется окончательное закрепление сфер ответственности каждого сотрудника.

Вырабатывается привычка ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами.

Сотрудники должны соблюдать стандарты и непрерывно совершенствовать их. А также нести ответственность за выполнение требований регламента к организации рабочего места/пространства, в том числе за устранение замечаний, выявленных при проведении проверок.


Продолжается организация и проведение аудита, чтобы оценить эффективность внедрения и развития системы 5S.

Шаг 6 – Составление нового плана продвижения системы 5S.

Далее составляется план на следующий год. Возможно, добавляется новые инструменты управления и бережливого производства, в том числе положение о рациональных предложениях.

А также сотрудники обеспечивается нужными предметами, необходимость которых выявили на прошлых этапах.

Далее рассмотрим роль первого руководителя. Можно много и долго говорить о роли первого руководителя, но факт остается фактом, его факультативное отношение к проекту внедрения системы 5S может существенно осложнить процесс внедрения [11].

Первый руководитель несет ответственность за результативность и эффективность применения системы и обеспечивает ее реализацию на всех уровнях организации.

Для дальнейших улучшений требуются системные изменения, которые находятся в компетенции руководства.

Модель процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации представлены на рис.5 и на рис. 6.

Рис. 5. Корневая диаграмма процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации





Рис. 6. Декомпозиция первого уровня процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации

Таким образом, в первой главе были рассмотрены теоретические положения процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации. Кроме того, были рассмотрены требования нормативных документов по регулированию процесса внедрения инструмента «5S» в системе бережливого производства организации. На основе имеющейся информации была построена модель процесса.