Файл: Тема Слагаемые культуры речи делового общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 2. Культура речи делового общения и ее слагаемые.

Тема 2. Ортологический аспект культуры речи делового общения. Орфоэпические и акцентологические нормы

Вопрос 1. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Вопрос 2. Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Тема 4. Ортологический аспект культуры речи делового общения. Морфологические нормы современного русского литературного языка

Вопрос 1. Морфологические нормы имён существительных.

Вопрос 2. Морфологические нормы имён прилагательных.

Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.

Тема 5. Ортологический аспект культуры речи делового общения. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

Вопрос 2. Трудные случаи синтаксического управления.

Вопрос 3. Построение предложений с деепричастными оборотами.

Тема 6. Коммуникативный аспект культуры речи делового общения.

Вопрос 1. Деловая беседа как основной жанр делового общения. Виды деловых бесед.

Вопрос 2. Проведение деловой беседы.

Вопрос 4. Барьеры в общении.

Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи делового общения. Проведение совещания

Вопрос 1. Проведение совещания.

Вопрос 2. Слушание в деловой коммуникации.

Тема 8. Коммуникативный аспект культуры речи делового общения. Проведение деловой презентации

Вопрос 1. Презентация как одна из форм делового общения. Виды презентаций.

Вопрос 2. Подготовка текста презентационной речи.

Тема 9. Коммуникативный аспект культуры речи делового общения. Проведение деловых переговоров

Вопрос 1. Специфика такой формы деловых коммуникаций, как деловые переговоры. Виды переговоров.

Вопрос 2. Подготовка к переговорам. Техника ведения переговоров.

Вопрос 3. Этапы ведения переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.

 Тема 10. Основы деловой переписки

Вопрос 2. Виды документов.

Вопрос 3. Текстовые нормы письменной деловой речи.

Вопрос 4. Языковые нормы письменной деловой речи.

Словарь наиболее общеупотребительных паронимов.

бойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящей добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например:

·     Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет).

·     И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков).

 

Предложения типа: «Эта комната более чистая и светлая» – не соответствуют нормам литературного языка.

 

2)Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.

Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш- или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш-например: красúвейший, тончайший.

Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:

·     прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самыйсамый высокий, самый способный;

·     прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименеенаиболее способный, наименее способный;

·     прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего 

 

Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:


·     образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;

·     образование плеонастических[1] сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение «несколько, немного»);

·     образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.

Ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи-наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная – нейтральную.

Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.



Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).

1.  Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.

Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).

Употребляя в речи сложные и составные количественные числительные, следует помнить, что:

·     они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет;

·     при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты.

 

Например:

Падеж

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

Им.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Род.

пятидесяти книг

трехсот рублей

шестисот деталей

Дат.

пятидесяти книгам

тремстам рублям

шестистам деталям

Вин.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Тв.

пятьюдесятью книгами

тремястами рублями

шестьюстами деталями

Предл.

о пятидесяти книгах

о трехстах рублях

о шестистах деталях

Числительные 
сорок, девяносто и стоотличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж

40

90

100

Им.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Род.

сорока студентов

девяноста дней

ста машин

Дат.

сорока студентам

девяноста дням

ста машинам

Вин.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Тв.

сорока студентами

девяноста днями

ста машинами

Предл.

о сорока студентах

о девяноста днях

о ста машинах

2.  Собирательные числительные – особый лексико-грамматический разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов – пятеро (собират. числ.) студентов.

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро используются в следующих случаях:

1)      с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);

2)      с существительными, называющими детёнышей животных (семеро козлят);

3)      с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);

4)      с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).

 

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (трое девушек, пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов (двое столов, трое окон)!


 

Склонение собирательных числительных:

Падеж

Двое

трое

четверо

пятеро

Им.

двое студентов

трое

четверо

пятеро

Род.

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

Дат.

двоим студентам

троим

четверым

пятерым

Вин.

двоих студентов (но! двое суток – неодуш.)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых

Числительные оба–обе.

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).

 

С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются (нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

 

3.  Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.