Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

В результате исследования показано, что профессия определяет всю трудовую и, по большей части, послетрудовую жизнедеятельность человека, но особенно интенсивно это происходит в период профессионального становления, поскольку выбор и освоение социально значимой профессии определяет уровень жизнеспособности личности в любом обществе. Профессия как фактор самореализации личности определяет не только возможность удовлетворения потребности к самоосуществлению, но и других, не менее значимых социальных потребностей, таких как потребность в достижении высокого социально-профессионального статуса, в творческом саморазвитии, в самоутверждении и других. Профессия в таком случае выступает как комплексный фактор самореализации социальных и биологических возможностей личности, так и удовлетворения ее потребностей, и чем больший спектр возможности их удовлетворения, тем больше ее значимость как фактора самореализации.

Самореализация целостной личности осуществляется в четырех видах деятельности: предметно продуктивной, коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, где профессия выступает как интегрирующий фактор, при ведущем значении одного из видов деятельности, определяемого Конкретной профессией. В процессе осуществления самореализации профессия проявляется как мотивирующий фактор личностной активности, определяя возрастание профессиональных способностей и удовлетворение социальных потребностей.

В структуре становления личности самореализация является одним из элементов, заканчивающих цикл ее саморазвития на определенном этапе жизнедеятельности. Профессия здесь выступает как фактор целеполагания, определяющего направленность профессионального самоопределения и формирования профессиональных способностей. Показано, что у молодого человека формируется не только самомодель его наличного бытия на основе самопознания, но и образ проектного будущего, где профессия выступает фактором мотивации на достижение определенного . социально-профессионального статуса и на продуктивную самореализацию. Выбор профессии на этапе профессионального самоопределения личности определяется не только ее субъективными особенностями, но и социальным престижем, где в настоящее время наблюдается смещение профессиональных ценностных ориентацией молодежи на те виды деятельности, которые обеспечивают, прежде всего, высокое материальное благосостояние.

Функциональной основой самореализации являются способности и в целом творческий потенциал личности, где профессия выступает как фактор, определяющий развитие профессиональных способностей в системе профессионального образования, особенно в высшей школе. Показано, что формирование способностей студентов должно основываться на учете диалектического единства потребностей и способностей и определения их места в профессиональной самореализации личности, предложена типология работников, обладающих различным уровнем способностей к продуктивной деятельности. 26. Опишите этапы профессионализации.


Несмотря на имеющиеся в психологии различные варианты пери­одизаций профессионального развития, все они профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связывают с возраст­ным развитием и общим становлением личности. Профессиональ­ный цикл рассматривается при этом как последовательность перио­дов, или этапов, в жизни человека, включающая в себя знакомство с миром профессий, профессиональный выбор, профессиональное об­разование, начало самостоятельной работы, накопление опыта, рост профессионального мастерства, завершение трудовой деятельности.

Среди зарубежных периодизаций профессионального развития наиболее заметное место занимает теория Д. Сьюпера, в которой описан процесс формирования профессиональной Я-концепции и профессиональный путь разделен на пять этапов.

  1. Этап роста (от рождения до 14 лет) — период проигрывания различных социальных ролей (в том числе и профессиональных), период проб себя в разных видах деятельности, прояснения своих предпочтений, формирования интересов, способных повлиять на дальнейший профессиональный выбор. Я-концегшия развивается через идентичность со значимым взрослым.

  2. Этан исследования (от 15 до 24 лет) — происходят попытки ра­зобраться и определиться в своих потребностях, интересах, ценнос­тях, способностях и возможностях. В результате такого самоопреде­ления происходит выбор профессии и начинается ее освоение.

  3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) — человек стремится занять прочное положение в выбранной деятельности, обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наибо­лее творческими, результативными и динамичными в приобретении профессионального мастерства и социального статуса. Вероятность смены профессии значительно уменьшается к концу этого этапа.

  4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) — здесь наблю­дается тенденция сохранить достигнутое карьерное положение. Про­фессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденного профессионального поля.

  5. Этап спада (после 65 лет) — характерной чертой этого этапа яв­ляется спад физических и умственных возможностей, что приводит либо к частичному сокращению профессиональной нагрузки, либо к прекращению трудовой деятельности. Здесь возможны возникнове­ние потребности передавать свой опыт и смена профессиональных ролей (наставник, эксперт).


Другая периодизация профессионального развития личности бы­ла предложена А.А. Трущевой. Так, по ее мнению, этот процесс вклю­чает в себя четыре этапа.

  1. Формирование профессиональных намерений — основной вы­бор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-пси­хологических особенностей И их соответствия содержанию выбирае­мой профессии. На этом этапе происходит осознание необходимости профессиональной подготовленности, формирование первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентация и само­определение в области профессиональной деятельности.

  2. Профессиональная подготовка — освоение системы професси­ональных знаний, умений и навыков, формирование профессио­нально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Это происходит на трех уровнях: пси­хологическом, интеллектуальном и социальном. Психологический уровень предполагает формирование готовности к данному виду де­ятельности, осознание человеком своих возможностей, способнос­тей, интересов, отвечающих требованиям специальности. На интел­лектуальном уровне происходит усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с ГОСТом, овладение навыками профессионального самосовершенствования. На социальном уровне формируются представления о социальном статусе специалиста, востребованности профессии на рынке труда, ее престижности и оп­лачиваемости.

  3. Профессионализация — вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

  4. Мастерство — данный этап характеризуется творческим выпол­нением профессиональной деятельности; интеграцией сформирован­ных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности; постоянным совершенствованием методик и тех­нологий собственной профессиональной деятельности.

Периодизация становления профессионализма, предложенная А.К. Марковой, включает в себя следующие этапы (уровни) этого процесса.

  1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторую работу и виды труда, еще не обладая качествами, свойственными професси­оналу, не овладев нормами и правилами профессии, не достигнув в труде высоких и творческих результатов.

  2. Профессионализм. Человек последовательно овладевает каче­ствами профессионала, формируя навыки профессиональной дея­тельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно повышает свое профессиональное ма­стерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя сред­ствами профессии.

  3. Суперпрофессионализм. Профессиональная деятельность ха­рактеризуется на этом уровне высокими достижениями и творчески­ми успехами. Главной особенностью этого уровня является творчес­кое обогащение профессии своим личным вкладом, что влияет на прогресс общества.

  4. Послепрофессионализм. На этом уровне специалист может оказаться наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма, состоящие в помощи другим людям и их духовном обогащении.


Несмотря на разницу в делении процесса профессионализации на этапы в рассмотренных периодизациях, общим для них является положение о том, что переход от одного уровня профессионализма к другому и движение внутри уровней протекает у большинства спе­циалистов как овладение этапами становления, которые могут на­блюдаться последовательно и параллельно друг с другом. Относи­тельно высокие уровни профессионализма могут существовать с более низкими, что в целом характеризует своеобразный и неповто­римый путь профессионального развития конкретного человека.


27. Дайте понятие педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;