Файл: Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1 «Юридическая техника, ее виды и значение»
4. Классификация юридической техники
5. Значение юридической техники для юриста
Тема № 2 «Правовые документы в механизме правового регулирования»
Основные виды нормативно-правовых актов органов внутренних дел России:
Требования, предъявляемые к юридическим дефинициям:
Правовые фразеологизмы и правила из использования в правовом языке.
Тема № 4 «Структурное построение и оформление правовых документов»
1. Понятие структуры правового документа
Примечания классифицируют по следующим основаниям:
Основные требования, предъявляемые к оформлению документов
Требования к оформлению реквизитов документов. Требования к бланкам документов.
Тема № 5 «Правовые предположения в правовом тексте»
Понятие и классификация правовых фикций
Классификация правовых фикций:
Общие и отличительные признаки правовых презумпций и правовых фикций.
Правовые аксиомы делятся на следующие виды:
Тема № 6 «Специальные средства и приемы юридической техники»
Требования, предъявляемые к юридическим конструкциям.
Классификация юридических конструкций
Роль и значение юридических конструкций
Понятие юридической классификации. Основания, виды и приемы классификации
Тема № 7 «Правотворческая юридическая техника»
К общим языковым правилам следует отнести:
Общие процедурные правила правотворческой деятельности предполагают:
2. Виды научных экспертиз проектов нормативных правовых актов
Лингвистическая экспертиза проектов нормативных правовых актов
Тема № 8 «Интерпретационная юридическая техника»
Признаки интерпретационной юридической техники
2 . Средства, способы и правила толкования.
Способы интерпретационной техники
Язык и стиль интерпретационного акта
Виды юридической аргументации.
Общие правила юридической аргументации
Тема 9. Правореализационная и правоприменительная юридическая техника
Структура и реквизиты правоприменительного документа. Язык и стиль правоприменительного документа.
Тема № 10 «Юридическая техника договора»
1. Договор как основной вид правореализационных документов 2.Типовая структура договора
Роль договора в рыночной экономике
Юридическая значимость договора
Нормативная регламентация договорной работы
Подготовка к заключению договоров
Оценка оснований заключения договоров
Оформление договорных отношений
Доведение содержания договоров до исполнителей
6 Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 81.
7 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 80–81.
8 Наиболее подробно и обосновано система правил изложена в работе Т.В. Кашаниной. (См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 100–133.)
интересы общества.
-
Однородностьправовогорегулирования.Регулируемые отношения должны принадлежать к одному виду, сфере общественных отношений. -
Правильный выбор отрасли права. Каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования, выбор которых определяет место правовой нормы в системе правовых регуляторов общественной жизни. -
Выбор нормативно-правовой формы, предполагает определение вида правового акта (закона или подзаконного правового акта), от юридической силы которого будет зависить эффективность правового регулирования. -
Обеспечениесоответствиянормативныхправовыхактовпринципам и нормам международного права. Конституция РФ закрепляет приоритетность норм международного права над внутригосударственным, поэтому все нормы российского права должны создаваться с учетом международных правовых норм.
Общие правила логики включают следующие требования:
-
Единообразное понимание терминов. Не допускается понимание термина во взаимоисключающих значениях. -
Согласованностьразличныхнормативныхправовыхактов(частейнормативногоправовогоакта).Все нормативные правовые акты, их структурные элементы, нормы права должны быть взаимосвязаны друг с другом и образовывать единую систему. -
Отсутствиепротиворечиймеждунормативнымиправовымиактами (частями нормативного правового акта).Нормативные правовые акты, их части, нормы права не должны исключать друг друга, выражать противоположные интересы, решать противоположные задачи. -
Последовательностьдействий.Нормы права должны быть логически обоснованными и закономерно вытекающими из ранее
установленных.
Структура любого нормативного правового акта может содержать следующие части:
-
Вступительнаячасть,отражает реквизиты нормативного правового акта и содержит преамбулу. -
Основнаячасть,делится на разделы. Главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и т.п. -
Заключительнаячасть,акцентирует внимание на сроках действия нормативного правового акта, порядке вступления в действие, может содержать перечень отменяемых и изменяемых нормативных правовых актов и т.п. -
Приложения,могут содержать таблицы, графики, перечни, бланки, схемы и т.п. -
Ссылки,позволяют избегать повторений, указывая на нормативный правовой акт, его часть или норму права, содержащую необходимую информацию. -
Сноски(примечания),помещаемая внизу или в конце текста дополнительная информация, позволяющая расширить или сузить ее объем, пояснить или уточнить какое-либо положение и т.д.
К общим языковым правилам следует отнести:
-
Ясность,простота, понятность текста нормативного правового
акта.
-
Точность,степень соответствия текста нормативного правового
акта его содержанию.
-
Доступность. Текст нормативного правового акта должен быть понятен любому субъекту. -
Краткость, лаконичность, немногословность текста нормативного правового акта. -
Отсутствиепафосности,декларативности. -
Официальность стиля. Текст нормативного правового акта
должен быть строгим, нейтральным, беспристрастным, сдержанным, повелительным.
Для идентификации нормативных правовых актов используют
формальные (реквизитные) правила, к которым относят:
-
Вид нормативного правового акта. -
Название органа издавшего нормативный правовой акт. -
Наименование (полное или сокращенное) нормативного правового акта. -
Дата принятия нормативного правового акта. -
Номер нормативного правового акта. -
Место принятия нормативного правового акта. -
Дата подписания нормативного правового акта. -
Полное наименование должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт. -
Фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт. -
Личная подпись инициалы должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт.
Общие процедурные правила правотворческой деятельности предполагают:
-
Законность процедуры. -
Рациональность (целесообразность) процедуры. -
Обоснованность изменения процедуры. -
Плановость процедуры. -
Учет и согласование интересов адресатов нормативных правовых актов. -
Логическую последовательность выполнения действий, составляющих процедуру. -
Соблюдение процедурных сроков. -
Проверку правильности выполнения процедуры. -
Применение санкций за нарушение процедуры.
Виды правотворческой техники:
Законодательная техника – совокупность юридических инструментов, используемых при создании (изменении или прекращении действия) законов.
Техника создания нормативных правовых актов – совокупность юридических инструментов, используемых при создании (изменении или прекращении действия) подзаконных нормативных правовых актов.
2. Виды научных экспертиз проектов нормативных правовых актов
-
Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов
Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов – исследование проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия актам высшей юридической силы и предъявляемым к ним требованиям.
Цель – обеспечение соответствия нормативных предписаний проекта нормативного правового акта требованиям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам РФ по международным договорам положениям внутригосударственного права.
Задачи:
Оценка соответствия положений проекта нормативным правовым актам высшей юридической силы
Оценка соответствия положений проекта с актами однопорядковой юридической силы
Оценка внутренней согласованности правовых норм и других элементов проекта
Выявление положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции
Проверка соблюдения правил оформления проекта
Наличие у лица, принимающего НПА полномочий на его принятие
Соответствие содержания