Файл: Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1 «Юридическая техника, ее виды и значение»

4. Классификация юридической техники

5. Значение юридической техники для юриста

Тема № 2 «Правовые документы в механизме правового регулирования»

Признаки:

Функции правовых документов

Признаки:

Основные виды нормативно-правовых актов органов внутренних дел России:

Тема № 3 «Язык права»

Требования, предъявляемые к юридическим дефинициям:

Правовые фразеологизмы и правила из использования в правовом языке.

Тема № 4 «Структурное построение и оформление правовых документов»

1. Понятие структуры правового документа

Примечания классифицируют по следующим основаниям:

Основные требования, предъявляемые к оформлению документов

Требования к оформлению реквизитов документов. Требования к бланкам документов.

Тема № 5 «Правовые предположения в правовом тексте»

Понятие и классификация правовых фикций

Классификация правовых фикций:

Общие и отличительные признаки правовых презумпций и правовых фикций.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

Тема № 6 «Специальные средства и приемы юридической техники»

Требования, предъявляемые к юридическим конструкциям.

Классификация юридических конструкций

Роль и значение юридических конструкций

Понятие юридической классификации. Основания, виды и приемы классификации

Тема № 7 «Правотворческая юридическая техника»

К общим языковым правилам следует отнести:

Общие процедурные правила правотворческой деятельности предполагают:

Виды правотворческой техники:

2. Виды научных экспертиз проектов нормативных правовых актов

Лингвистическая экспертиза проектов нормативных правовых актов

Тема № 8 «Интерпретационная юридическая техника»

Признаки интерпретационной юридической техники

Структурные элементы:

2 . Средства, способы и правила толкования.

Способы интерпретационной техники

Правила толкования:

Язык и стиль интерпретационного акта

Виды юридической аргументации.

Общие правила юридической аргументации

Тема 9. Правореализационная и правоприменительная юридическая техника

Структура и реквизиты правоприменительного документа. Язык и стиль правоприменительного документа.

Тема № 10 «Юридическая техника договора»

1. Договор как основной вид правореализационных документов 2.Типовая структура договора

Стадии договорной работы

Роль договора в рыночной экономике

Юридическая значимость договора

Типовая структура договора

Ведение договорной работы

Субъекты договорной работы

Виды договорной работы

Нормативная регламентация договорной работы

Подготовка к заключению договоров

Оценка оснований заключения договоров

Оформление договорных отношений

Доведение содержания договоров до исполнителей

Контроль над исполнением договоров

Литература

б) дополнительная литература

в) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:





6 Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 81.

7 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 80–81.

8 Наиболее подробно и обосновано система правил изложена в работе Т.В. Кашаниной. (См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. М., 2008. С. 100–133.)

интересы общества.

  1. Однородностьправовогорегулирования.Регулируемые отношения должны принадлежать к одному виду, сфере общественных отношений.

  2. Правильный выбор отрасли права. Каждая отрасль права имеет свой предмет и метод правового регулирования, выбор которых определяет место правовой нормы в системе правовых регуляторов общественной жизни.

  3. Выбор нормативно-правовой формы, предполагает определение вида правового акта (закона или подзаконного правового акта), от юридической силы которого будет зависить эффективность правового регулирования.

  4. Обеспечениесоответствиянормативныхправовыхактовпринципам и нормам международного права. Конституция РФ закрепляет приоритетность норм международного права над внутригосударственным, поэтому все нормы российского права должны создаваться с учетом международных правовых норм.

Общие правила логики включают следующие требования:

  1. Единообразное понимание терминов. Не допускается понимание термина во взаимоисключающих значениях.

  2. Согласованностьразличныхнормативныхправовыхактов(частейнормативногоправовогоакта).Все нормативные правовые акты, их структурные элементы, нормы права должны быть взаимосвязаны друг с другом и образовывать единую систему.

  3. Отсутствиепротиворечиймеждунормативнымиправовымиактами (частями нормативного правового акта).Нормативные правовые акты, их части, нормы права не должны исключать друг друга, выражать противоположные интересы, решать противоположные задачи.

  4. Последовательностьдействий.Нормы права должны быть логически обоснованными и закономерно вытекающими из ранее


установленных.

Структура любого нормативного правового акта может содержать следующие части:

  1. Вступительнаячасть,отражает реквизиты нормативного правового акта и содержит преамбулу.

  2. Основнаячасть,делится на разделы. Главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и т.п.

  3. Заключительнаячасть,акцентирует внимание на сроках действия нормативного правового акта, порядке вступления в действие, может содержать перечень отменяемых и изменяемых нормативных правовых актов и т.п.

  4. Приложения,могут содержать таблицы, графики, перечни, бланки, схемы и т.п.

  5. Ссылки,позволяют избегать повторений, указывая на нормативный правовой акт, его часть или норму права, содержащую необходимую информацию.

  6. Сноски(примечания),помещаемая внизу или в конце текста дополнительная информация, позволяющая расширить или сузить ее объем, пояснить или уточнить какое-либо положение и т.д.

К общим языковым правилам следует отнести:


  1. Ясность,простота, понятность текста нормативного правового

акта.

  1. Точность,степень соответствия текста нормативного правового

акта его содержанию.

  1. Доступность. Текст нормативного правового акта должен быть понятен любому субъекту.

  2. Краткость, лаконичность, немногословность текста нормативного правового акта.

  3. Отсутствиепафосности,декларативности.

  4. Официальность стиля. Текст нормативного правового акта

должен быть строгим, нейтральным, беспристрастным, сдержанным, повелительным.

Для идентификации нормативных правовых актов используют

формальные (реквизитные) правила, к которым относят:

  1. Вид нормативного правового акта.

  2. Название органа издавшего нормативный правовой акт.

  3. Наименование (полное или сокращенное) нормативного правового акта.

  4. Дата принятия нормативного правового акта.

  5. Номер нормативного правового акта.

  6. Место принятия нормативного правового акта.

  7. Дата подписания нормативного правового акта.

  8. Полное наименование должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт.

  9. Фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт.

  10. Личная подпись инициалы должностного лица, подписавшего нормативный правовой акт.

Общие процедурные правила правотворческой деятельности предполагают:


  1. Законность процедуры.

  2. Рациональность (целесообразность) процедуры.

  3. Обоснованность изменения процедуры.

  4. Плановость процедуры.

  5. Учет и согласование интересов адресатов нормативных правовых актов.

  6. Логическую последовательность выполнения действий, составляющих процедуру.

  7. Соблюдение процедурных сроков.

  8. Проверку правильности выполнения процедуры.

  9. Применение санкций за нарушение процедуры.

Виды правотворческой техники:


Законодательная техника совокупность юридических инструментов, используемых при создании (изменении или прекращении действия) законов.

Техника создания нормативных правовых актов совокупность юридических инструментов, используемых при создании (изменении или прекращении действия) подзаконных нормативных правовых актов.

2. Виды научных экспертиз проектов нормативных правовых актов

  1. Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов


Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов исследование проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия актам высшей юридической силы и предъявляемым к ним требованиям.

Цель – обеспечение соответствия нормативных предписаний проекта нормативного правового акта требованиям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам РФ по международным договорам положениям внутригосударственного права.

Задачи:

Оценка соответствия положений проекта нормативным правовым актам высшей юридической силы

Оценка соответствия положений проекта с актами однопорядковой юридической силы

Оценка внутренней согласованности правовых норм и других элементов проекта

Выявление положений, способствующих созданию

условий для проявления коррупции

Проверка соблюдения правил оформления проекта

Наличие у лица, принимающего НПА полномочий на его принятие

Соответствие содержания