ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Субъекты, объекты и процесс социального управления
3. Понятие и особые свойства государственного управления
4. Цели и принципы государственного управления
5. Функции государственного управления
6. Методы и инструменты государственного управления
7. Планирование и прогнозирование в системе государственного управления
8. Понятие государственной политики: модели и подходы к ее реализации
9. Реализация государственной политики: уровни правового регулирования и виды контроля
10. Виды государственной политики
12. Наука об управлении в XVII в.- нач. XIX в.: административное право и камералистика
13. Наука об управлении во второй половине XIX в. – нач. XX в.
16. Территориальная организация власти и форма государственного устройства
17. Федеративное государственное устройство
18. Унитарные и конфедеративные государственные образования
19. Сущность федерализма: признаки, принципы, критерии
20. Административно-территориальное устройство Российской Федерации
22. Система федеральных органов государственной власти в России
23. Статус и полномочия Президента РФ
24. Органы управления при Президенте РФ
27. Статус, структура и полномочия Правительства РФ
28. Виды федеральных органов исполнительной власти и сферы их полномочий
29. Организация власти в субъекте РФ
30. Законодательная власть субъекта РФ
31. Исполнительная власть субъекта РФ
32. Статус и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ
33. Цели, задачи и направления административной реформы в РФ
34. Оптимизация государственных функций и структуры исполнительной власти в РФ
36. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг.
34. Оптимизация государственных функций и структуры исполнительной власти в РФ
35. Повышение качества и доступности государственных услуг в рамках совершенствования государственного управления
Повышение качества государственных услуг - одно из четырех основных направлений проводимой в стране реформы системы государственного управления. Основная цель этого реформирования - повышение уровня и качества жизни населения, переход к стандартам государственных услуг нового поколения, основанных на позиции потребителя этих услуг.
Для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо
−внедрение реестровой модели предоставления услуг, в соответствии с которой результатом предоставления услуги является запись в электронном реестре;
−внедрение принципов проактивности;
−развитие альтернативных каналов предоставления услуг, внедрение принципов многоканальности и возможности использования различных каналов в ходе предоставления одной услуги;
−предоставление услуг в соответствии с индивидуально-определенными характеристиками заявителя и иные направления совершенствования предоставления услуг.
36. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг.
Под функцией предоставления государственных и муниципальных услуг понимается деятельность по реализации функций органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которая осуществляется ими непосредственно или через подведомственные учреждения либо иные организации по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Федерации полномочий органов, предоставляющих услуги.
Государственная (муниципальная) услуга выражается в совершении органом, предоставляющем услуги, административных действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документы) в связи с обращением физического или юридического лица (либо их уполномоченных представителей) в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей.
Государственные и муниципальные услуги оказываются через коммерческие и некоммерческие организации, в том числе федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Соответствие качества и доступности государственных услуг установленным требованиям обеспечивают уполномоченные органы исполнительной власти путем осуществления контроля и надзора над предоставлением государственных услуг этими организациями.
Структура административного регламента должна содержать: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Услуги должны соответствовать нормам федеральных законов, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Федерации, устанавливающим требования к их качеству и доступности.
37. Оценка эффективности государственного управления: экономический и социальный подходы, индикатор GRICS
Показатель GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot)24, оценивает эффективность государственного управления в межстрановом сравнении. Показатель был разработан на основе нескольких сотен переменных и состоит из шести индексов, отражающих шесть параметров государственного управления. Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому «государственное управление» понимается как совокупность традиций и институциональных образований и включает в себя: а) процессы выбора, контроля и замены правительства; б) способность правительства формулировать и проводить политику; в) уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе. Оценка проводилась на основе сравнения шести индексов
Существуют несколько теоретико-методологических подходов к определению эффективности. В разных сферах деятельности понимание эффективности имеет свои особенности. Так, в политике "эффективность" рассматривается как нечто положительное и желательное, получая смысл ценностной характеристики деятельности. В отношении к деятельности органов власти этот термин стал действенным политическим символом, способным организовать общественное мнение в поддержку определенных предложений. В самом общем виде эффективность понимается как возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.
В теории организации и административном управлении эффективность определяется как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. В исследованиях по экономике и менеджменту выделяется два подхода к оценке эффективности. Первый связан с оценкой технической эффективности, второй - экономической эффективности.
В исследованиях эффективности государственного управления, государственной бюрократии и институтов государства можно выделить несколько теоретико-методологических подходов, связывающих эффективность с определенными факторами.
1) Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления увязывают эффективность организации с лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей органов власти, системами подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и профессиональным развитием государственных служащих.
2) Подходу развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. С позиции данного подхода внимание акцентируется на иерархической структуре, функциональной специализации, наличии четких принципов регламентации профессиональной деятельности государственных служащих, которые рассматриваются как необходимые предпосылки для эффективной деятельности властных структур.
3) Подход к эффективности деятельности, связанный с теорией жизненных циклов, состоит в рассмотрении эффективности государственного управления во взаимосвязи с оценкой влияния постоянно и циклично формирующихся коалиций, или групп влияния, в органах власти. Характер принятия решений в бюрократических структурах и их эффективность рассматриваются в контексте жизненных циклов развития организации.
4)В рамках концепции профессионализма эффективная деятельность ставится в прямую зависимость от профессионализации органов государственной власти, наличия карьерных (профессиональных) чиновников, от уровня их профессионализма и компетентности.
5) Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.
6) Экологический подход, в рамках которого подчеркивается, что результаты деятельности бюрократии зависят от характера внешней среды (экологии организации) и способности органов государственной власти управлять изменениями и инновациями с целью адаптации к этим изменениям.
Российский социолог Г. В. Атаманчук подразделяет социальную эффективность государственного управления в целом и деятельность органов государственной власти, в частности, на три вида:
1)общая социальная эффективность. Она раскрывает результаты функционирования системы государственного управления (т.е. совокупности государственных органов и управляемых ими объектов);
2)специальная социальная эффективность. Она характеризует состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. К критериям этого вида относятся:
- целесообразность и целенаправленность организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе.
- нормативы затрат времени на решение управленческих вопросов, выработку и прохождение любой управленческой информации,
- стиль функционирования государственного аппарата
- нормативы, технологии, стандарты, которым обязан следовать каждый руководитель и государственный служащий,
- сложность организации государственного аппарата, вытекающая из его "дробности", многоступенчатости и обилия управленческих взаимозависимостей
3)конкретная социальная эффективность. Она отражает деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Среди критериев можно выделить степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе (и компетенции) органа и государственной должности; законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц; реальность управляющих воздействий.
38. Формирование электронного правительства в России
Концепция создания электронного правительства появилась в самом начале 1990-х годов, но на самом деле к концу этого десятилетия она была реализована лишь частично. Электронное правительство было впервые сформировано в промышленно развитых странах. В настоящее время многие страны мира выпустили проекты электронного правительства; более экономически развитые страны имеют самые передовые электронные ресурсы, которые позволяют развивать электронное правительство на этой основе.
Электронное правительство обычно понимается как инновационная форма организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечивает качественно новый, более высокий уровень эффективности и удобства для организаций и граждан в получении государственных услуг и информации о результатах деятельности государства органы через широкое использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Основная цель проекта электронного правительства
- обеспечение прозрачности и открытости деятельности правительства; установление интерактивного диалога между обществом и властью.
- создание российского электронного правительства
- создание электронного правительства означает перевод жизни правительства в онлайн.
Цель этого преобразования аналогична цели перевода деятельности частной компании в Интернет и состоит в повышении уровня эффективности. Концепция электронного правительства заключается в упрощении доступа всех граждан к большому количеству различной информации. Что касается пользы для общества, электронное правительство позволяет упростить взаимодействие граждан с исполнительными органами государства.
Скорость обмена информацией между гражданами и чиновниками резко возрастает. Основной характеристикой такого электронного правительства является его интерактивность
Формирование электронного правительства состоит из нескольких этапов:
- создание правовой базы, регулирующей отношения в сфере онлайн-услуг, предоставляемых государственными органами, а также улучшение защиты от киберпреступности;
- создание муниципальных, региональных и федеральных сайтов, на которых будет размещаться информация, предназначенная для граждан;
- превращение сайтов в интерактивные, которые будут быстро публиковать ответы на часто задаваемые вопросы и давать гражданам советы;
- создание на сайтах системы, которая позволит гражданам принимать участие в опросах и участвовать в форумах;
- предоставление онлайн-сервисов для оплаты штрафов, налогов, а также услуг, связанных с продлением лицензий, регистрацией юридических лиц и т. д.
На заключительном этапе развития все муниципальные, региональные и федеральные веб-сайты объединяются в единый государственный портал, предлагающий широкий спектр услуг для населения. Портал позволяет гражданам: участвовать в онлайн-дискуссиях; предложить законодательные поправки; принять участие в онлайн-голосовании; и другие возможности, способствующие демократии.