ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Субъекты, объекты и процесс социального управления
3. Понятие и особые свойства государственного управления
4. Цели и принципы государственного управления
5. Функции государственного управления
6. Методы и инструменты государственного управления
7. Планирование и прогнозирование в системе государственного управления
8. Понятие государственной политики: модели и подходы к ее реализации
9. Реализация государственной политики: уровни правового регулирования и виды контроля
10. Виды государственной политики
12. Наука об управлении в XVII в.- нач. XIX в.: административное право и камералистика
13. Наука об управлении во второй половине XIX в. – нач. XX в.
16. Территориальная организация власти и форма государственного устройства
17. Федеративное государственное устройство
18. Унитарные и конфедеративные государственные образования
19. Сущность федерализма: признаки, принципы, критерии
20. Административно-территориальное устройство Российской Федерации
22. Система федеральных органов государственной власти в России
23. Статус и полномочия Президента РФ
24. Органы управления при Президенте РФ
27. Статус, структура и полномочия Правительства РФ
28. Виды федеральных органов исполнительной власти и сферы их полномочий
29. Организация власти в субъекте РФ
30. Законодательная власть субъекта РФ
31. Исполнительная власть субъекта РФ
32. Статус и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ
33. Цели, задачи и направления административной реформы в РФ
34. Оптимизация государственных функций и структуры исполнительной власти в РФ
36. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг.
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
-четкое функциональное разделение труда;
-передача команд и распоряжений сверху вниз;
-единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
-соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Школа научного управления хронологически является самой первой школой менеджмента. Ее создатель, Ф. Тейлор, считал, что аналитический подход к трудовой деятельности помогает увеличить ее эффективность.
Сущность школы научного управления заключается в рациональной организации труда, анализе операций ручного труда и их дальнейшем совершенствовании.
«Человеческие отношения»
Создателем Школы называют психолога, социолога Элтона Мэйо.
Исследуя производственные организации, ученый уделял внимание организационному поведению, управлению и связанными с этими сферами деятельности проблемами. По мнению Мэйо, первичными задачами управленцев должны стать задачи удовлетворения социальных потребностей подчиненных. Классическая теория управления была подвергнута жесткой критике, так как не учитывала социально-психологических аспектов и основывалась на бюрократических принципах руководства.
Представители школы человеческих отношений, стоявшие у истоков исследований и предложившие собственные теории:
-
Абрахам Маслоу; -
Дуглас Макгрегор; -
Мэри П. Фоллет; -
Гюго Мюнстерберг и другие.
Школа человеческих отношений базировалась на следующих идеях:
-
Сотрудники одного коллектива — отдельная социальная группа. -
В основе роста и эффективности лежат отношения людей внутри коллектива. -
Жесткое разделение по принципу «Начальник — Подчиненный» противоречит природе человеческих взаимоотношений. -
Руководство компании должно направлять больше внимания на благополучие подчиненных, а не на результат.
Советская школа
После победы Великой Октябрьской революции 7 ноября 1917 года. Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года владельцы фабрик, заводов, банков и других крупных предприятий были лишены своей собственности. Вследствие этого многие покинули Россию.
Переход такого количества предприятий в государственную собственность поставил перед Советом народных комиссаров (СНК), новым правительством России, огромные задачи. В поисках новых форм управления социализированным народным хозяйством в конце 1917 года было принято решение о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Этот орган государственного управления экономикой должен был решать все вопросы организации функционирования народного хозяйства и государственных финансов.
Здесь необходимо отметить следующее. В.И. Ленин долгое время жил в Европе, был знаком со многими работами по эффективности управления и публикациями Ф. Тейлора. В связи с этим вопросы управления занимали важное место и в теоретических разработках В.И. Ленина. Его учение стало своеобразной концепцией для практического осуществления национализации промышленности и создания единой национальной экономики. Он внимательно следил за всеми мировыми достижениями в решении проблем управления.
15. Наука об управлении второй половины XX в. – нач. XXI в.: структурно-функциональный и системный подходы, бихевиоризм
Структурно-функциональный подход – это наиболее развитый и разработанный подход к исследованию социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, где каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
Первым, кто сформулировал проблему с функциональным разделением труда, был основатель концепции функционализма – Э. Дюркгейм.
Структурный подход предполагает рассмотрение объекта (явления, процесса) с точки зрения составных частей и их внутренних взаимосвязей.
С точки зрения данного подхода, каждая организация обладает внутренней структурой. Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Биохевиоризм является наукой о поведении человека.
Бихевиористское направление в менеджменте представляет собой школу поведенческих наук, идеи которой основываются на использовании социологических и психологических инструментов для увеличения эффективности организационных процессов.
В основе рассматриваемой концепции лежит утверждение о том, что сотрудник должен постоянно развиваться.
16. Территориальная организация власти и форма государственного устройства
Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — это система взаимоотношений между государством в целом, т.е. его центральной властью и территориальными составными частями, точнее говоря, их населением и действующими там органами публичной власти.
Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.
17. Федеративное государственное устройство
Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.
Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:
1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;
2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;
3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;
4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;
5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;
6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образованиеи т. п.
18. Унитарные и конфедеративные государственные образования
В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.
На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система законодательства. У таких государств единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.
Унитарное государство дает возможность более полной концентрации властных, экономических, финансовых и других ресурсов в руках центральных органов власти. Оно проще для управления, поскольку административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер в виде субъекта федерации.
В настоящее время в мире существуют разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.
Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.
определяющие моменты: наличие суверенитета и государственности у всех субъектов; право на сецессию (выход); наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации; отсутствие общего гражданства; обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне; решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства; приоритет региональных законов над союзными; наличие общего органа управления конфедерацией.