Файл: 1. Понятие и виды управления 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие и виды управления

2. Субъекты, объекты и процесс социального управления

3. Понятие и особые свойства государственного управления

4. Цели и принципы государственного управления

5. Функции государственного управления

6. Методы и инструменты государственного управления

7. Планирование и прогнозирование в системе государственного управления

8. Понятие государственной политики: модели и подходы к ее реализации

9. Реализация государственной политики: уровни правового регулирования и виды контроля

10. Виды государственной политики

12. Наука об управлении в XVII в.- нач. XIX в.: административное право и камералистика

13. Наука об управлении во второй половине XIX в. – нач. XX в.

14. Научные школы первой половины XX в.: классическая, научного менеджмента, «человеческих отношений», советская (рациональной организации труда)

15. Наука об управлении второй половины XX в. – нач. XXI в.: структурно-функциональный и системный подходы, бихевиоризм

16. Территориальная организация власти и форма государственного устройства

17. Федеративное государственное устройство

18. Унитарные и конфедеративные государственные образования

19. Сущность федерализма: признаки, принципы, критерии

20. Административно-территориальное устройство Российской Федерации

22. Система федеральных органов государственной власти в России

23. Статус и полномочия Президента РФ

24. Органы управления при Президенте РФ

26. Судебная власть в РФ

27. Статус, структура и полномочия Правительства РФ

28. Виды федеральных органов исполнительной власти и сферы их полномочий

29. Организация власти в субъекте РФ

30. Законодательная власть субъекта РФ

31. Исполнительная власть субъекта РФ

32. Статус и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ

33. Цели, задачи и направления административной реформы в РФ

34. Оптимизация государственных функций и структуры исполнительной власти в РФ

35. Повышение качества и доступности государственных услуг в рамках совершенствования государственного управления

36. Административные регламенты и стандарты предоставления государственных услуг.

37. Оценка эффективности государственного управления: экономический и социальный подходы, индикатор GRICS

38. Формирование электронного правительства в России


Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

-четкое функциональное разделение труда;

-передача команд и распоряжений сверху вниз;

-единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

-соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Школа научного управления хронологически является самой первой школой менеджмента. Ее создатель, Ф. Тейлор, считал, что аналитический подход к трудовой деятельности помогает увеличить ее эффективность.

Сущность школы научного управления заключается в рациональной организации труда, анализе операций ручного труда и их дальнейшем совершенствовании.

«Человеческие отношения»

Создателем Школы называют психолога, социолога Элтона Мэйо.

Исследуя производственные организации, ученый уделял внимание организационному поведению, управлению и связанными с этими сферами деятельности проблемами. По мнению Мэйо, первичными задачами управленцев должны стать задачи удовлетворения социальных потребностей подчиненных. Классическая теория управления была подвергнута жесткой критике, так как не учитывала социально-психологических аспектов и основывалась на бюрократических принципах руководства.


Представители школы человеческих отношений, стоявшие у истоков исследований и предложившие собственные теории:

  • Абрахам Маслоу;

  • Дуглас Макгрегор;

  • Мэри П. Фоллет;

  • Гюго Мюнстерберг и другие.

Школа человеческих отношений базировалась на следующих идеях:

  1. Сотрудники одного коллектива — отдельная социальная группа.

  2. В основе роста и эффективности лежат отношения людей внутри коллектива.

  3. Жесткое разделение по принципу «Начальник — Подчиненный» противоречит природе человеческих взаимоотношений.

  4. Руководство компании должно направлять больше внимания на благополучие подчиненных, а не на результат. 

Советская школа

После победы Великой Октябрьской революции 7 ноября 1917 года. Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года владельцы фабрик, заводов, банков и других крупных предприятий были лишены своей собственности. Вследствие этого многие покинули Россию.

Переход такого количества предприятий в государственную собственность поставил перед Советом народных комиссаров (СНК), новым правительством России, огромные задачи. В поисках новых форм управления социализированным народным хозяйством в конце 1917 года было принято решение о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Этот орган государственного управления экономикой должен был решать все вопросы организации функционирования народного хозяйства и государственных финансов.

Здесь необходимо отметить следующее. В.И. Ленин долгое время жил в Европе, был знаком со многими работами по эффективности управления и публикациями Ф. Тейлора. В связи с этим вопросы управления занимали важное место и в теоретических разработках В.И. Ленина. Его учение стало своеобразной концепцией для практического осуществления национализации промышленности и создания единой национальной экономики. Он внимательно следил за всеми мировыми достижениями в решении проблем управления.


15. Наука об управлении второй половины XX в. – нач. XXI в.: структурно-функциональный и системный подходы, бихевиоризм


Структурно-функциональный подход – это наиболее развитый и разработанный подход к исследованию социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, где каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

Первым, кто сформулировал проблему с функциональным разделением труда, был основатель концепции функционализма – Э. Дюркгейм.

Структурный подход предполагает рассмотрение объекта (явления, процесса) с точки зрения составных частей и их внутренних взаимосвязей.

С точки зрения данного подхода, каждая организация обладает внутренней структурой. Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.

Биохевиоризм является наукой о поведении человека.

Бихевиористское направление в менеджменте представляет собой школу поведенческих наук, идеи которой основываются на использовании социологических и психологических инструментов для увеличения эффективности организационных процессов.

В основе рассматриваемой концепции лежит утверждение о том, что сотрудник должен постоянно развиваться.


16. Территориальная организация власти и форма государственного устройства


Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — это система взаимоотношений между государством в целом, т.е. его центральной властью и территориальными составными частями, точнее говоря, их населением и действующими там органами публичной власти.

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.



17. Федеративное государственное устройство



Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образованиеи т. п.


18. Унитарные и конфедеративные государственные образования


В унитарных государствах действует единая система цен­тральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система за­конодательства. У таких государств единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Унитарное государство дает возможность более полной кон­центрации властных, экономических, финансовых и других ре­сурсов в руках центральных органов власти. Оно проще для управления, поскольку административно-территориальные еди­ницы не обладают самостоятельностью и подчинены непосред­ственно центру. Решения центральных органов власти действу­ют напрямую, минуя федеративный барьер в виде субъекта фе­дерации.


В настоящее время в мире существуют разнообразные уни­тарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

определяющие моменты: наличие суверенитета и государственности у всех субъектов; право на сецессию (выход); наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации; отсутствие общего гражданства; обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне; решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства; приоритет региональных законов над союзными; наличие общего органа управления конфедерацией.