Файл: Программа мва в п. мЕдведев, в в. уВаров москва 2007 Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для повторения

Практические задания

Рис. 3. Взаимосвязь международного и сравнительного менеджмента

Литература: Стэнли Янг. Системное управление организацией,- М.: «Советское радио»1272. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейкор, Г. Форд, М,: Республика,1992 Медведев В.П. Основы менеджмента:- М,: Дека 2002 Могилевский В.Д. Метозология систем.- М,: Экономика, 1999 Управление организацией: Энциклопедический словарь,-М.: ИНФРА-М, 2001 Сэийт, Фудзиеси, Теория управления и менеджмента, Токио: «РОТОБО»,1994 «Руководство предприятием».- Бад Хорцбург: «Академия»,1994 Коротков Э.М. Конценция российского менеджмента.- М.: Дека,2004 Пригожин А.И. Методы развития организации.- М.: МЦФЭР, 2003 Вопросы для повторения Охарактеризовать основные этапы в развитии концепции менеджмента Оценить основные этапы развития организации Охарактеризовать основные понятия: Образец ( vision), миссия , стратегические цели и стратегия поведения компании на рынке Оценить взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического управления Охарактеризовать внутренние факторы Показать взаимосвязь персонала, техники и технологии и системы управления Перечислить охарактеризовать элементы в модели Стенга Янга Охарактеризовать основные группы факторов внешней среды Оценить взаимосвязь и роль факторов времени в системе; Т рит., Т упр., t дейст. Охарактеризовать основные функции менеджеров Почему основные функции менеджеров принято рассматривать в виде «колеса менеджмента» Роль основных составляющих в системе руководства компанией Задание Применительно к вашей организации охарактеризовать основные элементы; vision, стратегические и оперативные цели Показать их системную взаимосвязь и роль в функциональной деятельности компании Оценить состояние внешней среды в определенных условиях и внутренних факторов Попытаться оценить последовательность работы менеджеров по оценке внутренних факторов и внешней среды. 3. Элементный состав и содержание основных функций менеджеровРассматривая основные элементы функциональной деятельности менеджеров с позиции международного менеджмента, проанализируем наиболее общее содержание следующих этапов: планирование, организация работ для реализации планов, оперативное руководство и контроль.Всеми школами менеджмента их принято рассматривать в виде цикла («колеса менеджмента») применительно к оперативным и стратегическим планом компании.Так, при делении планов на регулярные (систематически разрабатываемые и повторяющиеся) в виде оперативных и стратегических и не регулярные, в виде бизнес-планов (разрабатываемые по мере необходимости). Таким образом, планирование и планы (как определенный документ) отличаются сроками и детальностью проработки. Оперативные – более детализированные и стратегические – более обобщенные.Функции организация, оперативное руководство и контроль принято соотносить с оперативными планами и их реализацией. Оперативные планы, организация работы, оперативное руководство и контроль разрабатываются и используются для руководства персоналом и управления потоками ресурсов в процессе постоянной, повседневной функциональной деятельности компании на протяжении года.Доказано, что в процессе планирования и организации работ менеджерам следует предусматривать некоторый резерв времени (Т рез.) для внесения возможных корректив до начала реализации планов. В ходе оперативного руководства функциональной деятельностью, которая осуществляется под воздействием неуправляемой внешней среды, постоянно ощущается дефицит времени (Т деф.) – рис. 15. Рис. 15. Основные функции менеджеров и фактор времениБизнес-планы принято рассматривать как особый документ, обладающий качествами и характеристиками товара и услуги, в силу того, что он может быть заказан для разработки определенным структурам, не входящим в состав компании. В результате одна группа лиц или отдельное лицо может заказать разработку бизнес-плана другой компании с целью последующего привлечения к его реализации. Третьих лиц и компаний (в том числе и банков), готовых инвестировать или участвовать в реализации конкретных проектов.Бизнес-планы отличаются еще и тем, что для них существуют международные стандарты и общепринятые формы.Как правило, бизнес-планы включают ряд обязательных разделов13,14,15: Введение Описание организации (системы, предприятия) Описание продукции (работ, товаров, услуг) Анализ рынка и конкурентов (маркетинговый анализ) Маркетинговый план План производственной деятельности (с учетом используемых технологий) Организационный план Финансовый план (бюджеты, источники финансирования) Инвестиционный план (источники финансирования в конкретные составляющие) Приложения (по мере необходимости) Любой бизнес-план должен дать ответы для предпринимателя и его возможных партнеров и инвесторов по крайней мере на шесть обязательных основных вопросов (рис. 16)16. Рис. 16. Назначение и основные элементы бизнес-планаХарактерной особенностью бизнес-планов является отсутствие необходимости формировать начало деятельности с четко установленного времени (с началом очередного года, финансового отчетного времени) и не регулярность, т.е. разрабатываются только по мере необходимости.Стратегические и оперативные планы принято относить к регулярным, т.е. разрабатываемым систематически, их реализацию как правило привязывают к началу очередного рода (финансового, производственно-функционального). Естественно, что в рамках стратегического плана, в зависимости от цикла жизни производственных товаров и услуг, оперативные (ежегодные) планы повторяются столько раз, на сколько лет формируются стратегические планы (от 5 до 10 лет, а иногда и более лет) – рис. 6.Международный менеджмент утверждает, а опыт подтверждает, что вначале целесообразно разрабатывать стратегические планы, в рамках которых формируются оперативные (годичные). Все действия менеджеров по организаторской работе (в виде отдельных элементов) и оперативному руководству функционированием компании принято реализовывать в оперативных планах. Систему планов (стратегических, среднесрочных и оперативных) и характеризующих их обязательные элементы принято оценивать по рейтинговой значимости от 1 до 6 баллов (наиболее значимые – 1), что должно обращать внимание менеджеров на их качественную и детальную проработку (рис. 17).

реализации планов только тех сотрудников, которые «хотят и могут» участвовать в реализации планов, методы мотивации как отдельных сотрудников, так и групп, характер коммуникационных взаимоотношений сотрудников в процессе работы по выполнению планов и меры, с помощью которых в сотрудниках формируются качества уверенности в себе (черты «Личности») и возрастающаяся приверженность компании (рост «аттракт функция») (рис. 24).


«Заранее» менеджерами разрабатывается система планов по управлению внутренними факторами

1. Стратегический план (как общий для компании единый документ на 5-10 лет)

2. Система оперативных планов на год

Маркетинговый

Производственный

По персоналу

Продаж и т.д.

Финансовый

Общий единый оперативный план компании на год

3. Организаторская работа менеджеров для воплощения оперативных планов «в жизни»:

Менеджерско-технологические

Социально-психологические

Структу­ризация (в виде группы в подразде­лениях)

Распреде­ление обязанно­стей и де­легирова­ние пол­номочий

Взаимо­отноше­ния в процессе работы (техно-лог.)

Отбор в компанию и подбор по «рабо­чим мес­там».

Мотива­ция от­дельных сотрудни­ков и групп

Коммуни­кацион­ные от­ношения между со­трудни­ками

Воспита­ние лич­ности в сотрудни­ках


Рис. 24. Состав основных элементов процесса «организации работ» для реализации планов (оперативных)
В процессе формирования и описания всех вышеперечисленных составляющих, следует учитывать целый ряд обязательных условий. Так, анализируя и определяя требования к организационной структуре следует опираться на объективное критериальное требование о том, что, структура компании должна быть «удобной» и целесообразной одновременно для клиентов, сотрудников компании и партнеров. В то же время, она должна выстраиваться с учетом воздействия конкурентной среды (рис. 25).


Применительно к целесообразности учета интересов сотрудников, следует четко описать «систему рабочих мест», что особенно тщательно отработанно в германской школе менеджмента (Академия управления, г. Бад Харц) и повсеместно используется с 1990-х годов.



Рис. 25. Основные составляющие, определяющие организационную структуру
При создании организационной структуры и, в соответствии с используемыми в компании технологиями (производственными, управленческими, продаж и др.), принято осуществлять описание рабочих мест18 и устанавливать перечень тех, которым, в интересах повышения эффективности деятельности и облегчения системы контроля, кроме определения обязанностей и прав, передается еще и ответственность за результативность работы на рабочих местах.

Естественно, что полномочия делегируются только в тех случаях, когда исполнители в состоянии принять на себя ответственность за результаты работы на рабочие места, а руководители готовы передать всю полноту ответственности за результативность.

И еще, требуется четко установить и описать характер взаимосвязи в системе персонала компании применительно ко всему технологическому процессу (от начала до конца), как при производстве товаров, так и предоставлении услуг и послепродажного обслуживания (как по «вертикали», так и по «горизонтали»).

Рассмотренные менеджерско-технологические составляющие отличаются высокой степенью объективности и независимости от страны, специфики бизнес-деятельности и размера компании (т.е. всего того, что и относит эти элементы к международным составляющим менеджмента).

Социально-психологические составляющие в виде: порядка подбора и отбора в компанию и распределения по рабочим местам; содержание и порядок мотивации персонала; обеспечение межличностных и групповых коммуникаций; содержание работы по воспитанию личностных качеств в каждом сотруднике, определяются характерными чертами национальностей и индивидуальных особенностей сотрудников, привлекаемых к работе в компании. Перечисленные особенности принято относить к области знаний, исследуемых в сравнительном, а не в международном менеджменте.

Естественно, что и в социально-психологических составляющих существуют элементы подчиняющиеся объективным законом социальной организации, что позволяет рассматривать как факторы, относящиеся к международному менеджменту.



В первую очередь к числу подобных категорий следует отнести понятия «потенциал» компании, основу которого составляют сотрудники (персонал), с конкретной квалификацией (уровнем мастерства), активности и командности. Управлением персоналом и менеджментом человеческих ресурсов накоплен опыт и выявлены объективные составляющие в содержании и последовательности отбора и подбора сотрудников в компанию на конкретные должности, подобраны программы и содержание подготовки и доподготовки сотрудников, содержательные и процессные составляющие мотивации, коммуникационные составляющие и существо воспитания личностных качеств в каждом сотруднике.

Доказано, что на каждого сотрудника компании оказывают определяющее влияние определенные факторы в «циклическом» процессе: воздействие на конкретного сотрудника за счет определенных, целесообразных для него целей, мотивации, при активном участии группы и компании и объективном воздействии рыночных условий (рис. 26).


Рис. 26. Взаимосвязь личностных качеств сотрудника с его поведение в компании
Доказано, что приведенная система (рис. 24) отличается высокой степенью динамичности и требуемый уровень квалификации может быть достигнут уже на протяжении одного года19.

Необходимая для компании квалификация менеджеров обеспечивается за счет сосредоточения основных усилий в трех взаимосвязанных и взаимозависимых зонах: управленческая подготовка в интересах конкретного рабочего места, развития и совершенствования навыков в области межличностных и групповых коммуникаций и умения быстро и качественно работать с информационными массивами (соответственно, зоны А, В и С, рис. 27). Японская школа менеджмента (i) определила даже примерный «удельный вес» каждой составляющей, необходимый линейным менеджерам (имеющих подчиненным) для каждого иерархического уровня (рис. 27).

Естественно, что для каждой компании пропорциональный и содержательный состав будут иметь обязательные отличия, но общий характер соотношения раскрывает целенаправленную общую тенденцию. Опираясь на общепринятый, разработанный американской школой менеджмента подход в соотношении каждого иерархического уровня менеджеров с определенной численной величиной (5, 9, 14 и 18), на рис. 27.




Рис. 27. Соотношение различных видов мастерства и их роль для различных иерархических уровней
Рассматривая мотивацию, как важнейший элемент в последовательности социально-психологических составляющих функций менеджеров организация (рис. 24) и учитывая ее роль как стимулятора эффективной работы каждого сотрудника (рис. 26), обычно предусматривают и заранее описывают мотивацию как сложную систему (модель) в виде содержания, процесса мотивации и основных целесообразных для компании «рычагов» мотивации, основанных на теории мотивации (рис. 28).



Содержание мотивации («Пирамида» А. Маслоу и др.)
обратная связь


Оценка результатов мотивации


Теории мотивации, как основа для создания модели

«Рычаги» для мотивации и стимулиро-вания





Порядок взаимосвязь





Обеспечение процесса мотивации






обратная связь
Рис. 28. Элементы для моделирования системы мотивации в компании

При разработке модели мотивации сотрудников компании, необходимо опираться не только на теории мотивации отдельного сотрудника (теория Маслоу, Альдельфера, Макклеланда, Герцберга), но и на теорию мотивации при наличии, формировании и развитии групп (особенно групп-команд). Взаимосвязь указанных теорий известна и широко используется в системе международного менеджмента (рис. 29). Следует учитывать, что чем выше групповая мораль и больше «сцепление» в группе, тем менее значимый может быть индивидуальная и более значимой групповая мотивация. Наряду с характерной взаимосвязанностью между индивидуальной и групповой мотивацией, следует учитывать иерархическое положение команд и их принадлежность к использованию и/или менеджерскому уровню (TOP, Middle, Lower). Особую опасность для компании представляют конфликтные процессы между группами. Конфликты и риски в данном пособии не рассматриваются, как относящиеся к учебным курсам «Управление персоналом» и «Организационное поведение».




Рис. 29. Соотношение в иерархии мотивов для личности и группы
При формировании системы коммуникаций в компании, необходимых для реализации планов следует предусмотреть включения в коммуникационные отношения (рис. 30): с внутренними элементами, с внешней средой (властные органы, партнеры, клиенты); формальные и не формальные; по «вертикали» и по «горизонтали».


Коммуникации



внутри компании

с внешней средой





  • Планы и проекты партнеров и конкурентов

  • Подготовка программ (региональных и др.)

  • Регулярные

  • Экстренные

  • Сводки

  • Отчеты и ответы


формальные

не

формальные







горизонтальные

вертикальные


Между сотрудниками, группами и подразделениями

Между иерархическими уровнями


Рис. 30. Основные виды коммуникационных связей в компании и со средой
Система коммуникации создается с целью обеспечения желаемой эффективности жизнедеятельности компании, в соответствии с разработанными планами. Коммуникации призваны обеспечивать (рис. 31): бесперебойный процесс управления функциональной деятельностью, своевременно координировать работу подразделений (подсистем в системе) и своевременно реагировать на возможные отклонения от установленных норм (в процессе контроля). Коммуникации должны обеспечивать властное воздействие («сверху-вниз») и защиту интересов («снизу-вверх»).