Файл: Учебное пособие санктпетербург.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК




    1. Общие сведения


Шахтная подъемная установка служит для выдачи на по- верхность полезного ископаемого, спуска и подъема людей, обору- дования, лесоматериалов и других грузов.

Современная шахта оборудуется главным и вспомогатель- ным подъемами. На крупных шахтах и рудниках может быть по два- три главных и вспомогательных подъема.

В цепи рудничного транспорта от забоя до поверхности подъемные установки являются наиболее сложными и энергоемки- ми. Они потребляют 40-60 % электроэнергии шахты. Подъемные установки должны отвечать требованиям надежности, экономично- сти и безопасности.

    1. Составные части шахтной подъемной установки

Шахтная подъемная установка состоит из подъемной маши- ны, подъемных сосудов, подъемных канатов, копра с направляющи- ми шкивами и подъемных приводов.

В подъемную машину входят органы навивки канатов, ре- дуктор и подъемный двигатель. Подъемная машина
оборудована тормозными устройствами, компрессорными и насосными станция- ми для подачи воздуха и масла в тормозные приводы и систему смазки, а также аппаратурой управления и защиты.

    1. Принципиальная схема шахтной подъемной установки


На рис.1 приведена схема, типичная для эксплуатационной шахты, оборудованной простыми клетями, или для проходческой подъемной установки во второй период строительства, когда прохо- дятся горизонтальные выработки.

5
а 5 б 9


6 7 8

3 4

2

9

1

4

3

2 0.0

1



10 10

11 11

Рис.1. Принципиальная схема шахтной подъемной установки при расположении подъемной машины: а на поверхности земли; б в башне над стволом

1 нулевая площадка (устье ствола); 2 верхняяприемная площадка (ВПП); 3 подъемные сосуды; 4 подъемные канаты; 5 направляющие шкивы; 6 наклонная струна каната;

7 редуктор; 8 двигатель; 9 орган навивки каната; 10 нижняя приемная площадка (НПП) и уровень головки рельса (УГР) околоствольного двора; 11 уравновешивающие (хвостовые) канаты (только в уравновешенных системах)
Подъемные канаты 4 навиты на барабаны подъемной маши- ны в противоположных направлениях так, что при вращении вала один из сосудов (груженый) поднимается, другой (порожний) опус- кается. Подъемная машина может быть расположена на земле, а на- правляющие шкивы 5 на копре (рис.1, а). Многоканатные подъем- ные машины со шкивами трения устанавливают, как правило, на копре башенного типа (рис.1, б). В эксплуатации находится ряд ус- тановок с расположением шкивов трения на поверхности (рис.1, а).


1.4. jл=““,-,*=ц,


ш=.2…/. C%дAем…/. 3“2=…%"%*

Шахтные подъемные установки классифицируются по ряду признаков, в основном отвечающих сформулированным в Правилах безопасности (ПБ) [4] и Правилах технической эксплуатации (ПТЭ) требованиям и нормам:

6



  • по углу наклона горной выработки вертикальные и на- клонные;

  • по назначению грузовые, грузолюдские и людские;

  • по расположению подъемной машины на поверхности земли здании), под землей камере) и в башне (над стволом);

  • по типу подъемного сосуда бадьевой, клетевой, скиповой, вагонеточный и скипоклетевой (комбинированный сосуд);

  • по конструкциям подъемного сосуда с неопрокидными клетями, с опрокидными клетями, со скипами с донной разгрузкой (неопрокидными) и с опрокидными скипами;

  • по системе сосудов с одним сосудом (одноконцевые), с двумя сосудами и с системой сосуда с противовесом (двухконцевые);

  • по числу несущих сосуд тяговых (подъемных) канатов

одно-
и многоканатные;

  • по степени уравновешенности системы неуравновешен- ные без хвостовых канатов (БХК), статически уравновешенные с равновесными хвостовыми канатами (РХК) или с переменным ра- диусом навивки (динамически уравновешенные), например, гармо- нический подъем с тяжелыми хвостовыми канатами (ТХК);

  • по типу органа навивки с постоянным радиусом навивки

одним цилиндрическим барабаном, с двумя цилиндрическими барабанами, с одним разрезным цилиндрическим барабаном, с одно- и многоканатными шкивами трения); с переменным радиусом на- вивки коническими барабанами, с бицилиндроконическими бара- банами, с бобинами для плоского каната);

  • по типу привода электрический (асинхронный и постоян-

ного тока);



  • 7
    по глубине ствола – мелкие шахты глубиной до 200 м, глу- бокие – до 1000 м и сверхглубокие – до 3000 м.





  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ


К основным параметрам относятся:

  • наивыгоднейшая (оптимальная) грузоподъемность сосуда;

  • продолжительность цикла и «чистое» время подъема;

  • максимальная скорость подъема;

  • мощность подъемного двигателя.

Исходными данными для проектирования шахтных подъем- ных установок обычно являются производительность шахты или руд- ника Агод в тоннах в год и глубина шахты Нш в метрах.

Упрощенные формулы для определения основных парамет-

ров, начиная с величины оптимального полезного груза подъемного сосуда, основываются на исследованиях акад. М.М.Федорова, проф. Г.М.Еланчика и др. В основе исследований лежит технико- экономическая оценка различных вариантов решения обеспечения требуемой производительности с заданной глубины. Однако все приводимые ниже формулы дают лишь ориентировочные значения основных параметров. В дальнейшем их требуется обосновать с уче- том конкретных условий проектируемого объекта. При этом следует