Файл: Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (мсу) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы
1.2 Современные тенденции реализации муниципальной реформы
1.3 Нормативно-правовая основа проведения муниципальной реформы
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление является одним из основных конституционных институтов России. Очевидно, что без развития обширного механизма местного самоуправления Российской Федерации невозможно эффективно управлять государственными и общественными делами. Вот почему признание и гарантия верховенства закона является неотложной задачей для современной страны. Именно через местное самоуправление публичная власть вступает в непосредственный контакт с человеком в наибольшей степени. Вместе с тем муниципальные интересы провозглашаются не как подчиненные государственным интересам, а как самостоятельные, но с учетом общих положений государственной власти.
Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (МСУ) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом. Во многом перспективы повышения качества государственного управления, формирования и реализации пространственного и социально-экономического развития России, непосредственно осуществляемого населением, связаны с развитием муниципальных демократических институтов на современном этапе. Соответствующий интересам народа, открытый, демократичный, чутко реагирующий на потребности местных жителей, которые лучше всего понимают ситуацию в своих городах, регионах, селах и непосредственно заинтересованы в их наилучшем устройстве, и, наконец, деполитизированный характер местных проблем – это минимальные предпосылки для того, чтобы увидеть возможность преодоления негативных тенденций в местном самоуправлении.
Определение эффективности управления социально-экономической системой и определение результатов по-прежнему является одной из наименее изученных областей в науке управления. Эта проблема вызвала большие трудности для реальной деятельности органов власти и управления. В то же время очевидно, что оценка эффективности имеет чрезвычайно высокую практическую ценность, поскольку позволяет просчитать выбор сферы деятельности и результаты, которые она приносит. Внимание к конечному результату становится настоящей тенденцией времени не только в финансовом менеджменте, но и в качестве базового компонента многих современных концепций управления.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является исследование реализации современной муниципальной реформы и разработка рекомендаций и мероприятий по улучшению ее эффективности.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
-
рассмотрение предпосылок, основных целей и задач муниципальной реформы; -
анализ современных тенденций реализации муниципальной реформы; -
исследование нормативно-правовой основы проведения муниципальной реформы; -
проведение социологического исследования на территории Мокроусовского муниципального округа; -
разработка рекомендаций и мероприятий по улучшению реализации муниципальной реформы.
Объектом исследования является Администрация Мокроусовского муниципального округа.
Предмет исследования – эффективность муниципальной реформы Мокроусовского муниципального округа.
Степень изученности темы исследования. Проблемы развития процесса реформирования в муниципальной сфере затрагиваются в работах многих российских авторов. Иванов И.А. в своих научных трудах анализирует предпосылки, приведшие к муниципальной реформе, рассматривает проблемы, с которыми столкнулись регионы в ходе ее реализации и уделяет внимание основным результатам реформы МСУ в России. Благов Ю.В. исследует место органов СМУ в общей системе органов власти. Рассматривает важные вопросы, которые связаны не только с практическими, но и с теоретическими проблемами централизации и децентрализации власти, разграничения полномочий разных уровней власти. Михнева С.В. в своих научных статьях обращает внимание на экономические и правовые составляющие муниципальной реформы, которые являются ее основами. Ускова Т.В., Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. анализируя результаты муниципальной реформы, выясняют причины проблем, определяют перспективы развития муниципального самоуправления. Ахметова К.В., Рейхерт Н.В. считают, что важным элементом оптимизации деятельности органов муниципального управления является экономическая самостоятельность муниципальных образований.
Теоретической базой исследования стали нормативные правовые акты органов
государственной власти Российской Федерации, труды российских исследователей, материалы периодических изданий, а также материалы интернет-ресурсов.
Методологическую базу исследования составляют следующие общенаучные методы: абстрактно-логический, документальный, описательный, методы анализа и синтеза.
Также в работы использованы социологические методы: анкетный опрос, экспертное интервью. С целью выявления эффективности проведения муниципальной реформы, эффективности работы муниципальных органов управления был проведен социологический опрос на данную тему среди населения Мокроусовского округа, а также экспертное интервью с муниципальными служащими Администрации Мокроусовского муниципального округа.
Информационную базу исследования составили данные официальной статистики, Конституция Российской Федерации и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, сети Интернет, собственные исследования и расчеты. Период исследования составляет последние 3 года.
Структура данной выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, двух таблиц, семнадцать иллюстраций, заключения, списка использованной литературы, трех приложений.
Теоретическая значимость исследования обусловлена поставленными целями и задачами и заключается в том, что работа представляет собой общетеоретическое исследование реализации муниципальной реформы в Российской Федерации.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в данном исследовании процессы становления системы органов государственной власти и местного самоуправления рассматриваются комплексно, в контексте проводимой современной муниципальной реформы, направленной на реализацию принципа разделения власти, формирования системы местного самоуправления как самостоятельного в пределах своих полномочий уровня власти.
Практическая значимость. Разработанные практические рекомендации и мероприятия могут послужить основой для совершенствования регулирования хода муниципальной реформы в Российской Федерации. Это позволит повысить качество работы органов местного самоуправления что, в конечном итоге, будет способствовать эффективности муниципального управления.
Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке учебных программ, лекционных курсов, методических материалов и учебных пособий по дисциплинам, смежным теме.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы
Принято считать, что первые формы местного самоуправления у славян появились еще в долетописные времена в виде соседской общины. Эта форма самоуправления продолжила существование и в Киевской Руси и, с усложнением общественного устройства, появилась такая форма представительной демократии как городское вече (сход жителей). Этот прототип местного самоуправления, если верить летописцам, существовал во многих русских городах, но окончательно сложился в Новгороде Великом и Пскове, где на века оформилась вечевая демократия. Вече в этих городах, в частности, приглашало князя, чьи функции в основном сводились к роли военачальника.
В годы перестройки тема местного самоуправления стала актуальной и вызывающей общественный интерес, как и многие другие аспекты жизни обществ, избравших не советский путь развития. Развитие местной инициативы потребовало принятия закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закона «О местном самоуправлении в РСФСР». На основе этих документов местное самоуправление возрождалось, выборы стали альтернативными и многопартийными [32].
Исполкомы (коллегиальные органы) были упразднены, всю полноту ответственности за положение дел на местах возложили на глав администраций, назначавшихся главой вышестоящей администрации с согласия совета.
Но сохранившаяся система Советов не выдержала бурного периода первоначального капиталистического накопления в РФ, вступив в полномасштабный конфликт с исполнительной властью. После расстрела Верховного Совета в октябре 1995 года большинство региональных и местных Советов были распущены. Их полномочия в сфере исполнительной власти перешли администрациям соответствующих местных единиц.
Новую жизнь в местное самоуправление вдохнуло принятие в 1995 году федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принятие Правительством РФ федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999 году была принята вторая программа – Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления [32].