Файл: Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (мсу) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы
1.2 Современные тенденции реализации муниципальной реформы
1.3 Нормативно-правовая основа проведения муниципальной реформы
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации мероприятий определяется на основании следующих критериев (Таблица 2):
Таблица 2 – Критерии оценки разработанных мероприятий
Вывод об эффективности реализации разработанных мероприятий | Критерий оценки эффективности ЭРП, % |
Неэффективная | менее 50 % |
Удовлетворительная | 50 % – 79 % |
Эффективная | 80 % – 100 % |
Высокоэффективная | более 100 % |
Необходимость анализа и оценки эффективности государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровне актуализирует проблему поиска и использования новых методологических подходов для комплексного изучения пространственных особенностей экономического положения и социального самочувствия населения отдельных субъектов РФ.
Мониторинг общественного мнения позволяет получить достоверную, своевременную и достаточную информацию о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества. Мера включения оценок и суждений общественности в практические решения органов власти и управления является показателем открытости общества, уровня развития в нем важнейших прав и свобод, наконец, одним из критериев демократичности политического устройства государства [23].
Для комплексной оценки эффективности власти, а также социально-экономической и общественно-политической ситуации, складывающейся на определённой территории, помимо количественных методов целесообразно использование качественных методов сбора информации, самым распространённым из которых является метод фокус-группового исследования [23].
Проведение фокус-групп необходимо с целью углубления анализа данных, получаемых с помощью мониторинга, а также выявления причин и закономерностей социальных изменений.
Метод фокус-групп преимущественно используется в маркетинговых целях, однако применяется и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение. Потребность в качественных методах анализа проявляется, в частности, и в развитии социально-психологических экспертиз различных социальных программ. Его главное преимущество, состоящее в том, что фокус-групповые исследования позволяют
выявить качественные характеристики объекта, обусловливает актуальность данного метода не только на рынке товаров и услуг, но и в целях изучения общественного мнения по ключевым вопросам социально-экономической и политической ситуации. Фокус-групповые исследования регулярно проводятся ведущими российскими исследовательскими центрами (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр) [23].
Вопросы, которые можно обсудить на региональных фокус-группах, можно разделить по следующим направлениям:
-
оценка населением условий проживания в муниципальном районе; -
характеристика обеспеченности основными видами товаров и услуг на территории муниципалитета; -
оценка степени информированности населения о деятельности администрации муниципалитета; -
анализ отношения жителей к работе главы региона; -
изучение мнения населения о деятельности администрации муниципалитета по решению ключевых проблем области; -
определение проблем, которые, должны быть приоритетными в деятельности администрации муниципалитета; -
характеристика личностных и профессиональных качеств, которыми, по мнению жителей, должны обладать представители региональных органов государственной власти.
Важное значение для успешной реализации мероприятий имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации мероприятий могут быть выделены следующие риски ее реализации.
-
Правовые риски. Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации мероприятий. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий. Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
-
на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании; -
проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве.
-
Финансовые риски. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение мероприятий. Способами ограничения финансовых рисков выступают:
-
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, в зависимости от достигнутых результатов; -
определение приоритетов для первоочередного финансирования; планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
В заключение следует сделать следующие выводы. Социальная эффективность выражается в степени удовлетворения населения от муниципального управления, повышение реальных доходов населения, уменьшение дифференциации доходов между различными социальными группами, повышение уровня занятости трудоспособного населения и др.
В ходе проведенного исследования было предложено введение следующих основных мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы:
-
Повышение качества муниципального управления на основе принципов гласности и публичности, обоснованности и преемственности. -
Создание и развитие электронных сервисов направлено на упрощение процедур взаимодействия муниципалитетов с населением. -
Повысить качество взаимодействия между учреждениями местного самоуправления и территориальным общественным самоуправлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что цель работы достигнута посредством решения следующих поставленных задач:
-
изучены предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы; -
проведен анализ современных тенденций реализации муниципальной реформы; -
исследованы нормативно-правовые основы проведения муниципальной реформы; -
проведено социологическое исследование на территории Мокроусовского муниципального округа; -
разработаны рекомендации и мероприятия по улучшению реализации муниципальной реформы.
В ходе проведенного исследования было предложено введение следующих основных мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы:
-
Повысить качество муниципального управления в соответствии с принципами прозрачности и открытости, эффективности и преемственности. -
Перевод муниципальных услуг в электронные формы, развитие инфраструктуры для получения электронных услуг и повышение открытости деятельности органов управления муниципальными районами. -
Повышение эффективности и качества взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными общественными самоуправлением.
Для того чтобы всесторонне оценить эффективность деятельности органов власти и складывающуюся на определенной территории социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, помимо количественных методов, лучше всего использовать качественные методы сбора информации, наиболее распространенным из которых являются фокус-группы.
Предпосылкой социологической поддержки деятельности государственных органов является то, что эти органы имеют доступ к информационно-аналитическим ресурсам, которые позволяют им оценивать позиции, взгляды и установки всех групп, заинтересованных в вопросах национального и местного самоуправления: различных категорий населения и государственных и муниципальных служащих. Социологическая поддержка очень важна не только для оценки проблем предлагаемых или реализованных решений, процесса, темпов и направления государственной реформы, но и как часть отслеживания и учета отзывов населения.
Важно отметить, что местное самоуправление – это сфера общественных отношений. Данная сфера отличается тем, что изменения в ней во многом определяются тем, что думают и знают об это люди. Под изменениями здесь
имеются в виду институциональные преобразования, которые отнюдь не всегда связаны с развитием, улучшениями, прогрессом. В этой связи, значительную роль в реформировании системы муниципального управления играет общественное мнение, которое необходимо учитывать при планировании проведения муниципальной реформы для достижения наиболее эффективных результатов.
Выделяя положительные стороны предлагаемой реформы, нельзя не отметить, что единый бюджет муниципального округа в сравнении с консолидированным бюджетом муниципального района имеет такое преимущество, как возможность финансирования «бедных» территорий бывших поселений за счет бюджетных доходов, собираемых на «богатых» территориях тех же бывших поселений. Это поможет решить такую проблему, как неравномерность бюджетной обеспеченности поселений и с позиции муниципального округа предпринять меры по выравниванию обеспеченности жителей социальной и инженерной инфраструктурой.
Кроме того, представляется, что одноуровневая модель местного самоуправления позволит предусмотреть более понятный перечень вопросов местного значения любого муниципалитета и полномочий по их решению, в то время как сегодняшняя модель полномочий муниципального района и поселений по решению вопросов местного значения является запутанной, размытой и имеющей неодносмысленные формулировки.
Что же касается ряда негативных сторон предлагаемой реформы, то все они в основном сводятся к риску ограничения граждан в конституционном праве на осуществление своей власти непосредственно и через органы местного самоуправления, а также к риску деградации сельских территорий в результате отдаления власти от населения
Упразднение такой выборной муниципальной должности как глава поселения и такой должности муниципальной службы как глава администрации поселения, должностные полномочия по которым сопряжены с моральной ответственностью перед односельчанами за состояние дел в муниципальном образовании, также идет вразрез с интересами местных сообществ.
Если говорить в целом о муниципальном округе как о территории бывшего муниципального района, то переход на одноуровневую модель местного самоуправления повлечет за собой невозможность применения представительского способа формирования представительного