Файл: Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (мсу) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы
1.2 Современные тенденции реализации муниципальной реформы
1.3 Нормативно-правовая основа проведения муниципальной реформы
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы
16 декабря 2021 года в Государственную думу РФ внесли проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [28]. Авторами законопроекта являются председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Согласно документу, в России предполагается ввести всего три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения [28]. Таким образом устанавливается одноуровневая система организации самоуправления на местах и исключаются случаи, когда одно муниципальное образование находится внутри другого. При этом муниципальные образования будут формироваться не по территориальному разграничению, как в настоящее время, а по так называемому принципу привязки к населению (исходя из численности и плотности его жителей).
Законопроект устанавливает единый пятилетний срок полномочий для всех должностных лиц МСУ. Согласно документу, глава муниципального образования избирается на прямых выборах населением или представительным органом этого субъекта из числа его депутатов или из числа кандидатов (не менее двух), предложенных главой соответствующего субъекта Федерации [28]. При этом упраздняется возможность избрания руководителя муниципалитета из числа претендентов, предложенных конкурсной комиссией.
Согласно законопроекту, одним из оснований для отставки главы муниципального образования станет систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов МСУ, которые закреплены указами президента РФ [28]. С соответствующей инициативой руководитель субъекта Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Глава региона также может вынести предупреждение, объявить выговор руководителю муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих полномочий.
Предполагается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 января 2023 года. До 1 января 2028 года будет установлен переходный период, в течение которого администрации и депутатские советы городских, сельских поселений и так далее прекратят существование, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов. В это время новые выборы главы и депутатов нынешних поселений, муниципальных районов проводиться не будут.
Таким образом, для выбора того или иного пути реформирования систем муниципального управления нужен индивидуальный подход, учитывающий своеобразие данной страны. Кроме того, требуется научная поддержка на основе прогнозирования и планирования изменений и оценки их рисков, сравнительных исследований процессов и итогов реформ, разработок наилучших методов реформирования с учетом реальной ситуации в стране (экономической, политической, демографической, развитости технической инфраструктуры, географических условий и др.).
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы
Право граждан на выражение власти через органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации [Error: Reference source not found]. Современный этап социально-экономического развития диктует необходимость перехода администрации муниципального района на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по его развитию и совершенствованию муниципального управления.
В основу мероприятий по повышению эффективности должна быть заложена целостная модель формирования системы качественного муниципального управления, включающая мероприятия по финансовому, материально - техническому, информационному и организационно - правовому обеспечению процесса совершенствования муниципального управления.
Дополнительно растет сфера непрерывно развивающихся бюджетных и межбюджетных отношений, отношений собственности и изменяющейся структуры районной экономики (создаются достойные условия, и повышается качество жизни, появляется возможность реализации творческого потенциала, интеллектуальных запросов и материальных потребностей населения), повышается благосостояние населения района.
Одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития территории является эффективность органов власти [31]. Поэтому должна проводится работа по созданию комплекса условий для повышения эффективности их деятельности, а также повышению уровня доверия населения к органам местного самоуправления. Создание условий для эффективного взаимодействия с муниципальными образованиями муниципального района является одной из важнейших стратегических целей муниципальной политики, достижение которой позволит добиться повышения уровня доверия населения к органам местного самоуправления.
Для повышения эффективности деятельности в сфере муниципального управления требуется повышение надежности хранения данных, их быстрая доступность, скорость обработки, создание условий для перехода на электронный документооборот [36].
Основная цель рекомендаций и мероприятий – повышение эффективности муниципального управления. Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
-
Повышение качества муниципального управления как результата реализации таких принципов управления как гласность и публичность, обоснованность и преемственность. -
Создание и развитие электронных сервисов, направленных на упрощение процедур взаимодействия между муниципальными органами власти и населением территории, перевод муниципальных услуг в электронный вид, развитие инфраструктуры доступа к электронным услугам, повышение открытости деятельности администрации муниципального района. -
Повышение качества взаимодействия органов местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением.
Важным фактором в совершенствовании системы муниципального управления является наличие современного программного обеспечения и оборудования, поэтому нужно планомерно производить его замену и модернизацию. Для развития системы информационных технологий важно иметь единое информационное пространство [36]. Данная проблема решается созданием и поддержкой развитой структурированной сетью муниципального образования, наличием доступа муниципальных служащих к сети интернет, наличием корпоративных сетей с вышестоящими организациями. Безусловно, информационные технологии упрощают работу органов муниципального управления. Однако, технологии не всегда работают стабильно и сеть интернет в том числе, возможны сбои, поломки, для устранения, которых необходимо определённое количество времени. Информационные технологии не должны осложнять взаимодействие людей с органами местного самоуправления и разрушать уже сложившиеся и хорошо работающие практики.
Проблема реализации права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации актуальна и требует принятия мер со стороны органов местного самоуправления. Средства массовой информации в реализации этого права имеют исключительное значение.
Одной из основных проблем лиц старшего поколения является не востребованность и утрата социального статуса в связи с выходом на пенсию. Недостаток общения и внимания пенсионеры зачастую компенсируют деятельностью в ветеранских движениях.
В настоящее время Российское законодательство обязывает архивы использовать новые информационные технологии: принимать запросы от граждан и юридических лиц и обеспечивать доступ к архивным документам через сеть Интернет по научно-справочному аппарату до уровня заголовков дел, создавать электронные фонды пользования, то есть производить оцифровку наиболее востребованных материалов архива, что позволит удовлетворять различные гражданско-правовые запросы [26].
В системе муниципального управления все структуры и должностные лица связаны между собой документационными потоками, образуя единую коммуникационную сеть. В основе деятельности администрации муниципального района, ее структурных подразделений, отраслевых (функциональных) органов лежит процесс получения, обработки информации, принятия решения, доведения его до сведения исполнителей, организации и контроля исполнения. От оперативности, устойчивости и оптимальности документационных потоков во многом зависит качество управления, эффективность организационно – документационной деятельности администрации.
Система документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления является частью общегосударственной системы документационного обеспечения управления. Документационное обеспечение управления органов местного самоуправления, прежде всего, нуждается в нормативной правовой регламентации.
Действующее законодательство Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления обеспечить гражданам открытость и доступность к информации о своей деятельности, в том числе, как к проектам нормативных правовых актов, так и к принятым актам [34]. Также муниципальное образование должно обеспечить гражданам возможность вносить предложения, замечания в разрабатываемые проекты нормативных правовых актов; принимать участие в разработке муниципальных программ различной направленности через организацию проведения публичных слушаний в пределах компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Одной из важнейших составляющих эффективности муниципального управления является уровень профессионализма муниципальных служащих органов местного самоуправления. В связи с этим на первоочередное место выходит необходимость их систематического дополнительного профессионального обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также получение новых знаний и опыта посредством участия в семинарах.
Развитие кадрового потенциала в органах муниципального района - это совокупность действий, всех заинтересованных сторон, направленных на повышение эффективности муниципального управления. Условием развития кадрового потенциала является комплексный и непрерывный процесс профессионального развития муниципальных служащих в органах местного самоуправления. Важнейшим средством профессионального развития является качественная система подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и должностных лиц, а также авторитет и престиж муниципальной службы, который бы привлекал наиболее перспективную молодежь в данную сферу (в том числе на стадии выбора профессии).