Файл: Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к этапам становления и формирования основ местного самоуправления (мсу) в России и нерешенностью многим проблем, связанных с этим вопросом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Предпосылки, основные цели и задачи муниципальной реформы
1.2 Современные тенденции реализации муниципальной реформы
1.3 Нормативно-правовая основа проведения муниципальной реформы
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
3.1 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности реализации муниципальной реформы
В 1996 году был принят Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В 1997 году принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в 1998 год - Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ». В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ.
Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве Российской Федерации.
В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд серьезных недостатков и нерешенных проблем. В ряде субъектов РФ полноценные органы местного самоуправления так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов и районов руководителями регионов. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве существенно подорвали финансовую базу местного самоуправления и превратили большинство муниципальных образований в дотационные. На органы местного самоуправления был возложен значительный объем государственных полномочий, не обеспеченных финансированием.
С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. В 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года [32]. В дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений, в том числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января 2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованных муниципальных образований (особенно сельских поселений) к его реализации.
Укрупнение муниципальных образований приобрело массовый характер в 2007 году из-за столкновения муниципалитетов со сложностями при исполнении своих полномочий. Муниципальные образования могли стали оздоровляться через объединение и присоединение с учетом, что территории с сильной экономикой подтянут отстающих.
Во многих случаях только укрупнение могло помочь муниципалитетам выйти из кризиса. К тому же, в подавляющем большинстве случаев муниципальные образования создавались в рамках границ советских районов и не всегда отвечали новым реалиям.
Уже в конце нулевых годов стало ясно, что, получив большое число полномочий, местные органы власти столкнулись с тем, что их трудно, а порой и невозможно исполнить. В первую очередь не хватало специалистов - юристов, экономистов, программистов. В небольших поселениях часто просто неоткуда взять профессионалов своего дела.
Плюс ко всему, в большинстве муниципальных образований отсутствуют собственные производства, что сокращает налогооблагаемую базу и доходы бюджета. В тех поселениях, где не хватает денег решать какие-либо вопросы местное муниципальных образований самоуправление просто не в состоянии. Бюджета едва хватает на то, чтобы содержать сами органы местного самоуправления.
Для того, чтобы улучшить финансовое положение поселений, и был задуман процесс объединения муниципалитетов. Экономически успешные муниципальные образования должны были стать локомотивами развития территории. Считалось, что это позволит привлечь квалифицированные кадры во вновь образованные центры поселений и даст возможность более эффективно решать вопросы местного значения. С помощью укрупнении сокращались расходы на управление, а сэкономленные средства должны были пойти на решение проблем населенных пунктов. Кроме того, объединение позволило сэкономить ресурсы на проведение выборов. У укрупненного поселения появилась возможность участия в различных федеральных и областных программах, которые привлекут денежные средства.
В 2015-2017 гг. в регионах активизировался процесс укрупнения муниципальных образований и преобразования двухуровневой системы местного самоуправления (муниципальные районы с городскими и сельскими поселениями) в одноуровневую (путем образования городских округов) [20].
С учетом выработанных в науке подходов, опираясь на положения действующего законодательства, можно определить, что местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения как самостоятельно, так и через органы муниципальной власти, исходя из национальных, культурно-исторических и иных местных традиций, и обычаев [37]. При том, что муниципальное управление – представляет только часть понятия местного самоуправления – это деятельность органов муниципалитета, то
есть представительного, исполнительно-распорядительного органа и главы муниципального образования.
Авторы закона 131-ФЗ добивались уменьшения размера контролируемых территорий, что должно было заставить муниципалитеты стать «ближе к народу». Считалось, что муниципалитет должен быть создан в любом поселении, из которого нельзя дойти пешком до более крупного населенного пункта, где располагаются органы власти [32].
Однако большинство новых муниципалитетов оказалось слабо дееспособным – потому что большая часть из них являлась дотационными.
Кроме того, закон № 131-ФЗ напрямую лишил муниципалитеты ряда полномочий – в области социального обслуживания населения, опеки и попечительства, регулирования занятости, среднего специального образования, здравоохранения.
Главная цель муниципальной реформы – приблизить власть к населению, упростить механизм предоставления ему муниципальных услуг, сделать их максимально доступными для людей.
Главной целью местного самоуправления и демократического развития в Российской Федерации должна быть поддержка развития местных форм представительной демократии и всего института местного самоуправления [38]. В качестве ведущих целей здесь выступают:
-
развитие нормативно-правовой базы местного самоуправления; -
разработка концепции совместного управления; -
укрепление роли общественных организаций и других партнерских структур на местном уровне в области разработки муниципальной политики; -
привлечение внимания местного населения, региональных и федеральных властей к вопросам местного самоуправления.
В Российской Федерации проводится муниципально-правовая реформа, которая к 2020 г. получила достаточно законченную форму. Происходит создание новых форм муниципальных образований (МО), их объединение, изменяется структура источников доходов в местные бюджеты в основном за счет сокращения объема и доли безвозмездных поступлений. Самоуправление переходит в сферу гражданской ответственности в рамках деятельности органов территориального общественного самоуправления (ТОС), финансируемых в зависимости от формы организации из бюджетов разного уровня и за счет предпринимательской деятельности [35].
Муниципальная реформа изначально предполагала и была направлена на увеличение экономической самостоятельности муниципальных образований на определенном территориальном пространстве [24]. Но фактически наряду с финансовой самостоятельностью МСУ и возможностью прямого участия населения в управлении, на региональные и местные бюджеты были возложены обязательства, которые не подлежали финансированию со стороны федеральной власти. Данное обстоятельство послужило тому, что не произошло укрепление собственной доходной базы МО и многие местные бюджеты стали дотационными.
Таким образом, Реформирование и становление системы местного самоуправления в современной России, фактически начавшиеся с1990 года с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», продолжается и в настоящее время, объединяя в себе элементы и преимущества как государственного, так и общественного самоуправления.
1.2 Современные тенденции реализации муниципальной реформы
Потребности в муниципальном реформировании изначально связаны с рядом проблем современного государственно-политического устройства. Так, в основе современных отношений между центром и местным управлением лежит противоречие: государство обязано принимать большое количество мер по обеспечению благосостояния граждан; это ведет к необходимости административной централизации. Однако централизация порождает перегруженность центральной власти, что, в свою очередь, влечет стремление к децентрализации. Еще одно противоречие состоит в том, что основные задачи местного управления плохо согласуются друг с другом: потребности развития местной демократии ведут к увеличению числа муниципалитетов, а потребности достижения экономической эффективности, наоборот, вызывают к жизни необходимость укрупнения муниципальных образований.
В настоящее время организация местного самоуправления в России регулируется Конституцией РФ и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года [30].
МСУ характеризуется наличием территории, закрепленной за муниципальным образованием, своих представительных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственностью и бюджетом. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [Error: Reference source not found].
До 2020 года местное самоуправление, согласно основному закону, было полностью отделено от органов государственной власти. МСУ не входит в систему общей публичной власти в РФ. В соответствии с принятыми изменениями Конституцию 2020 года, органы государственной власти получили право участвовать в формировании местного самоуправления и назначении их должностных лиц.
В структуру органов МСУ входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и другие.
Глава муниципального образования - высшее должностное лицо (мэр или глава города, района, поселка, муниципального образования и так далее). Он представляет муниципалитет в отношениях с органами местного самоуправления других