Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования южноуральский государственный гуманитарнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Задачи исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности программы психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение 2

Приложение 3



На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты констатирующего этапа эксперимента % отношении)


Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

28

60

12



Количество детей, %
Представим данные результатов по критериям на констатирующем этапе экспериментальной работы (нулевой срез) на рисунке 1.

Рисунок 1 Результаты констатирующего этапа экспериментальной

работы
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к низкому уровню отнесено 12% детей. Дети этой группы характеризуются хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок - взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме.

К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 60%. Эти дети постоянно переживают тревогу, т.е. ожидают неблагополучия, чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

К высокому
уровню в экспериментальной группе относятся 28%. Такие дети постоянно находятся в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Такие дети, терзаются постоянными сомнениями, не способны на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивные.

Стоит отметить, что из 25 детей 15 детей (7 девочек и 8 мальчиков) имеет низкий индекс тревожности, 12% детей имеют средний уровень тревожности, из них 4 девочки и 3 мальчика. 28% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 2 мальчика и 1 девочка. Дети, показавшие высокий уровень проявления тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высоко тревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали»,

«Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

Для выявления уровня тревожности у детей старшего дошкольного
возраста с родителями было проведено анкетирование, составленное на основе теста А.И. Захарова (приложение 3), результаты которого были занесены в таблицу 5. Результаты исследования также предполагали выделение высокого, среднего и низкого уровней.

Таблица 5 Результаты констатирующего этапа эксперимента % отношении)


Группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей в %

30,8

50

19,2



Количество детей, %
Для большей наглядности представим полученные данные на рисунке 2.

Рис. 2 Результаты анкетирования родителей по выявлению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из полученных данных, видно, что наблюдаются небольшие расхождения между полученными данными от родителей и исследования, проводимого нами с детьми. Данная тенденция наблюдается в связи с тем, что не все родители обращают внимание на состояние ребенка. Для устранения данной проблемы и повышения заинтересованности родителей в состоянии и настроении детей в рамках программы коррекции тревожности стоит уделить внимание работе с родителями.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Стоит

отметить, что большая часть детей группы имеют средний и высокий
уровень тревожности. В связи с этим необходимо отметить целесообразность разработки и внедрения программы психолого- педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Программа психолого-педагогической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста



Для снижения уровня тревожности в старшей дошкольной группе нами была разработана программа.

Цель данной программы – профилактика и коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста через снятие эмоционального и физического напряжения.

Задачи программы:

      1. Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности;

      2. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации;

      3. Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции;

      4. Способствовать снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе составления и реализации данной программы опирались на следующие принципы психолого-педагогической коррекции:

  1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого- педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

  2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

  3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

  4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

  5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

  6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

  7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

  8. Принцип поощрения проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

  9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.