Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в организации
1.1 Понятие менеджмента. Функции организации в теории менеджмента
1.2 Эволюция взглядов на теорию управления в организации
Глава 2. Анализ реализации функций в системе управления организацией на примере ООО «Нелт-Ритейл»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Нелт-Ритейл»
2.2 Анализ системы управления ООО. Оценка реализации функций основных отделов в ООО «Нелт-Ритейл»
Глава 3. Совершенствование функций в системе управления ООО «Нелт-Ритейл»
3.1 Выявление проблем в реализации функций системы управления в ООО «Нелт-Ритейл»
3.2 Разработка рекомендаций по повышению функционирования системы управления в ООО «Нелт-Ритейл»
Содержание:
Введение
Менеджмент всегда был неотъемлемой частью жизни общества. Менеджмент принято отождествлять с теорией управления в организации.
Менеджмент с английского - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Особое внимание к феномену «организации» начинает уделяться с начала ХХ века, когда стали формироваться первые научного школы управления. Под организацией понимается социальная группа индивидов, которые ориентированы на достижение целей организации на основе специализации и разделения труда. Первой из них является классическая школа научного управления, также известная как административная школа (в советской и российской литературе ее описывали как «тейлоризм»). Объективные предпосылки появления научного менеджмента сложились на рубеже 19-20 веков.
Именно они стали основой для развития современного менеджмента.
В современном подходе любая организация выполняет ряж управленческих функций. Эффективность реализации функций в системе управления организацией зависит от правильности принимаемых решений, а также от квалификации и компетентности сотрудников, отвечающих за принятие важных управленческих решений.
Целью данной работы - разработать рекомендации по повышению функционирования системы управления на примере организации ООО «Нелт-Ритейл».
Задачами данной работы являются:
– раскрыть понятие менеджмента и основных функций менеджмента;
– рассмотреть эволюцию взглядов на теорию управления в организации;
– провести реализации функций в системе управления организацией на примере ООО «Нелт-Ритейл»;
– разработать рекомендации по повышению функционирования системы управления в ООО «Нелт-Ритейл».
Объектом работы выступает теоретические и практические основы менеджмента в современной организации.
Предмет курсовой работы – система менеджмента на примере ООО «Нелт-Ритейл».
Степень изученности данной темы. Теория менеджмента и управления раскрыта в работах классических авторов, таких как: Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Г. Форд и других.
Среди ученых, внесших особый вклад в развитие теории менеджмента в России, можно отметить А. Гастева, А. Богданова, О. Ерманского, Н. Витке.
Методы исследования в курсовой работе: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, анализ данных, экономический анализ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в организации
1.1 Понятие менеджмента. Функции организации в теории менеджмента
В общем понимании, организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей [2,c.32].
С точки зрения системного подхода, организация рассматривается как сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих переменных, а член организации — как одна из переменных величин в системе.
Организация отличается от других форм и систем тем, что в ней есть система управления.
Под системой управления понимается процесс совершенствования, создания, и поддержания функционирования организационной структуры по реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.
Для реализации целей организации необходимо, чтобы в организации осуществлялись согласованные действия ее сотрудников, обоснованное распределение финансовых и материальных и ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь их с минимальными затратами, следует скоординировать деятельность всех звеньев управления и производства организации, т.е. создать эффективную систему управления [9].
Организация, как правило, должна состоять из двух взаимосвязанных и самостоятельных подсистем - управляющей и управляемой.
Под управляющей подсистемой понимается та часть, которая принимает, вырабатывает, и транслирует управленческие решения, обеспечивая их выполнение, а под управляемой системой – ту, которая их воспринимает и реализует на практике.
Схематично связь этих подсистем отражена на рисунке 1:
Рисунок 1 – Подсистемы организации [8]
Наиболее важным элементом управляющей системы является организационная структура управления.
Также необходимо отметить, что организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.
Для более детального описания процесса создания организации следует выделить три этапа.
1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.
2. Установление соподчиненности и взаимосвязей.
3. Обеспечение этих взаимоотношений - распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов.
Организации бывают коммерческими и некоммерческими (те, цель которых не связана с получением экономической прибыли).
Деятельность любой современной коммерческой организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей (получение прибыли).
Основными задачами организации являются:
– формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных;
– установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;
– обеспечение деятельности организации ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).
Организация должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи основных функций организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей [8].
Основной показатель высокой организации управления - быстрая реакция на изменения факторов внешней среды. Существует множество взглядов и образцов организации деятельности коллективов. Однако можно выделить две основные концепции организации управления: единовластие и партисипативное (соучастное) управление.
В теории управления большое внимание уделено рассмотрению функций организации.
Основными функциями организации являются:
1. Функция планирования
2. Функция контроля
3. Функция организации
4. Функция мотивации
Рассмотрим эти основные функции организации более подробно.
Само существование организации обусловлено её функцией организации. Она состоит из планирования деятельности предприятия и соединении её основных элементов в единое целое. Благодаря этой функции организация существует и выполняет свою деятельность с определённой целью. Цель деятельность также задаётся функцией управления (организации)
Функция контроля – вторая по значимости функция организации. Она обеспечивает контроль как за деятельностью всей организации, так и за отдельными её системами (отделами). Финансы, кадры, товар – всё это попадает под контроль. Также, деятельность организации контролируется как внутри, так и извне – нормативными актами, политическим режимом, законами и положениями, экономическими факторами. Внутри каждой фирмы существует свой устав, штатное расписание, рабочий график и другие формы контроля [4].
Функция планирования. Собственно, планирование – это определённый процесс стратегического направления деятельность организации. Он может создавать на определённый срок, учитывать все аспекты деятельности фирмы. Планирование состоит из финансовых отчётов и прогнозов финансовой деятельности (расходы, доходы, например, на год). Планировать можно кадровую политика, стратегию товарной политики, повышение конкурентоспособности и многое другое. Прежде, чем реализовывать какой-то проект, нужно всё тщательно взвесить и принять решение.
Функция мотивации. Известно, что поведение человека всегда чем-то мотивировано. В рамках организации это – заработная плата, условия труда, социальный пакет, карьерный рост и многое другое. Для того чтобы предприятие достигло запланированных целей, ему нужно использовать свой основной ресурс рационально – это кадры, которые довольны своим рабочим местом, условиями труда и материальным вознаграждением. Наличие прибыли от деятельности фирмы – главная цель-мотивация как руководителя организации, так и её основных элементов и людей, работающих в них [4].
Помимо вышеперечисленных 4 функций учёные выделяют функции:
1. Маркетинговую деятельность
2. Управление персоналом
3. Управление финансами
4. Товарная политика (управление услугами)
5. Стратегические функции
6. Специальные функции
Также, авторы Е.А. Колесниченко, Я.Ю. Радюкова и А.В. Кузьмин А.В. выделяют среди важных функций организации еще одну – делегирование полномочий между сотрудниками [9].
Делегирование – это процесс передачи ряда функций от руководителя к подчиненному. Делегирование важно в задачах, требующих глубокого понимания процесса. Как правило, руководитель видит процесс в общем, а для некоторых задач нужны глубокие детальные знания. Нужно разграничивать понятия власть и полномочия.
Так, власть делегировать нельзя. Власть появляется вместе с должностью, в то время как полномочия, как возможность распоряжаться ресурсами или действовать в заданных рамках, может быть передана от вышестоящего руководителя. В свою очередь, полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия конкретных сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия также означают фактическое право командовать людьми с целью достижения целей и задач организации, в которой они работают.
Полномочия, как правило, передаются конкретно от руководителя к подчиненному и далее по иерархии к другим подчиненным, а штабные – это аппаратно-штабная деятельность по обслуживанию и выполнению вспомогательных функций для руководителей [9].
По мнению автора М.В. Хвостова, существует несколько видов делегирования полномочий:
1. Линейные. Подразумевают под собой передачу задач от руководителя к непосредственному подчиненному.
2. Штабные. Их можно сравнить с подчинением не по должности, а по выполняемым функциям. Т.е. одни подразделения могут обладать полномочиями относительно других [21].
Чем выше должность, тем больше так называемой «зеленой зоны» (не запланированные часы) должно быть в рабочем времени. Для этого нужно понимать, что делегировать подчиненным, а не выполнять руководителю самому [16].
Делегированию подлежат:
1. Рутинные обязанности. Сюда относят ежедневные задачи и обязанности, которые дополняют основную деятельность.
2. Специализированные задачи. Все, что требует владения специальными узкопрофильными знаниями передается подчиненным. Например, отчет о финансовых результатах работы лучше подготовит бухгалтер, а микроклимат в коллективе лучше наладит психолог.
3. Мелкие частные вопросы. Сюда можно отнести, что можно решить без привлечения руководителя, вопросы не являющиеся стратегически важными, решаются без его участия. Например, необходимо организовать проведение очередной конференции. С руководителем согласовывается дата, место проведения и список участников, но какого цвета папки и ручки закупить, как организовать трансфер приглашенных и т.п., решает организатор.
4. Промежуточные (подготовительные) вопросы. Если для принятия какого-либо решения требуется предварительный материал или данные, это выполняют подчиненные без участия руководителя. Например, при выборе поставщика руководителю предоставляется перечень с подробным анализом претендентов. Руководитель на основе этих данных примет решение, но сам он анализ не готовит.
Н.С. Молчанова отмечает, что не все виды полномочий можно делегировать. Это связано с тем, что главная задача руководителя - обеспечение нормального функционирования его подразделения [13].
Таким образом, организация – это некая группа людей (от двух человек и более), работающая совместно ради достижения каких-либо общих целей.
В организации важная роль отведена системе управления.
К основным функциям организации относят: планирование, контроль, организация и мотивации, также еще делегирование полномочий.
Эффективная реализация данных функций позволяет коммерческой организации достигать главной совей цели – получение прибыли от деятельности.