Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Читается«Волшебноеслово»В. Осеевой. Послепер­вичногочтениявыявляетсяпервоначальноевосприятие: почемуПавликбылзолнавесьмир? Ктовэтомвино­ват? Приповторномчтениирассматриваетсяпервыйэпи­зод: разговорПавликасостариком. Определяетсясо­стояниемальчика. (Онсердит, разговариваетсостари­комгрубо, считаетвиноватымивсех.) Рисуетсясловес­наякартина«РазговорПавликасостариком». Выясняет­сяотношениедетейкПавлику. (Оннеправ, оченьгруб.) Послеэтогоопределяетсязадачачтенияэтогоэпизода: читаясловаПавлика, рассказывающегоосвоих«несча­стьях»старику
, мыдолжныпомочьслушающимнасосу­дитьПавликазагрубость.

Итолькопослеопределениязадачичтенияпробует­сясоответствующаяейинтонация: Павликговоритрез­ко, бессвязно, грубобубнит, возмущается1.
4.Прочитайте рассказ Г. Сенкевича «Янко-музыкант». Определите основную мысль рассказа и главную цель чтения.

Горизонтальными линиями разделите текст на за­конченные по смыслу части. Соотнесите данный ниже перечень исполнительских задач с соответствующими частями текста.

____________________

1 Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. — М, 1990. — 46.


Задачи чтения:

  1. передать, как тяжело жилось Янко и его матери.

  1. вызвать чувство восхищения по отношению к Янко, который умел слушать музыку природы и по­нимать ее.

  2. взволновать отношением мальчика к музыке и к любимому инструменту.

  3. показать, как страстно и настойчиво стремился Янко к заветной цели.

  1. порадовать тем, что желание Янко исполнилось.

  1. осудить лакея, разрушившего счастье маленького музыканта.

  2. нарисовать отвратительную картину расправь над беззащитным ребенком. Осудить его мучителей

  3. еще раз выразить святую любовь Янко к музыке, любовь, которую не смогла победить даже смерть.

Подготовьтесь и прочитайте одну из частей рассказа, стремясь к действенной передаче ее содержания.

5. Познакомьтесь со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиря­ка «Серая шейка», разделите ее на части, определите для каждой из них задачу чтения.

Читая вслух, стремитесь к совершению словесного

действия в соответствии с определенными вами зада­чами чтения.
Возвращаясь к методу физического действия, нужно отме­тить, что Станиславский рекомендует исполнителям искренне верить в реальность жизни литературных героев (в предлага­емые обстоятельства), сродниться с ними настолько, как будто это их собственная жизнь. «Если все это удастся, — писал Станиславский, — то внутри вас сама собою создаст­ся истина страстей или правдоподобие чувства»1.

Чтобы поверить в предлагаемые обстоятельства, испол­нитель должен обладать развитым воображением (по Ста­ниславскому — видением).
___________________

1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Ч. II// Собр. соч.: В 8 т. - М., 1955. - Т. 2. - С. 63.

Различают два вида воображения — воссоздающее и твор­ческое. Сущность воссоздающего воображения состоит в том, чтобы по авторскому словесному описанию предста­вить созданную писателем картину жизни (портрет, пей­заж, эпизод...).

Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Если исполнитель хочет, чтобы слушатели увидели и по­чувствовали то, о чем он говорит, он сам должен стремиться к тому, чтобы описанные автором картины и образы как живые стояли перед его внутренним взором. «Природа уст­роена так, — объясняет Станиславский, — что мы, при сло­весном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глаз т услышанное.

Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем го­ворят, а говорить значит рисовать зрительные образы.

Слово для артиста не просто звук, а возбудитель обра­зов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу»1.

Итак, в воображении чтеца должна проходить как бы кинолента видений, которую он разворачивает перед слу­шателями. В этом смысле и следует понимать совет Станис­лавского говорить «не уху, а глазу».

Конкретные видения, возникающие в воображении учи­теля на основе глубокого проникновения в авторский текст
и дополняемые собственными жизненными впечатлениями, понимание внутреннего мира героев, авторских мыслей и оценок — все это вместе рождает верное отношение, правди­вые интонации, что, в свою очередь, помогает возникнове­нию соответствующих видений и отношения у учащихся.

________________

1Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Ч. II// Собр. соч.: В 8 т. - М., 1955. - Т. 2. - С. 88.


1. Опишите словами картины, которые вы пред­ставляете себе, читая стихотворение С. Есенина «Бе­реза».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.



И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.
А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.
2.Вспомните, как Станиславский советует испол­нителю вызывать чувства, соответствующие содержа­нию текста (если затрудняетесь, перечитайте начало

этой главы).

3.Как вы считаете, соответствуют ли действия учи­теля идеям Станиславского о предлагаемых обстоятель­ствах (имеется в виду умение ставить себя в предлага­емые автором обстоятельства с помощью магического «если бы»), о необходимости стремления к искусству переживания, а не представления?

При работе над творческим пересказом (изменение лица рассказчика) по произведению Л.Н. Толстого «Акула» учитель предлагает представить себя на мест мальчика, сына артиллериста, попавшего в опасную ситуацию. Вот, наконец, мальчик вернулся домой и рассказывает сестре о случившемся: «Однажды мы с другом решили искупаться прямо в открытом море...»

Далее учитель предлагает ученику продолжить рас­сказ от лица мальчика.

4. Перечитайте рассказ Л.Н. Толстого «Акула», подго­товьте пересказ от лица сына артиллериста.
В системе Станиславского уделяется внимание становле­нию и закреплению навыка самообладания, снятия мышечно­го зажима. Режиссер пишет, что «когда человек-артист выходит на сцену... он от испуга, конфуза, застенчивости, от­
ветственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать»1. И еще: «Для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене»2. Этому способствует «вживание» в образ, слияние с ним. В подобном состоянии мышечного зажима могут оказаться и некоторые ученики при обучении выразительному чтению. Нужно помнить о том, что снятию мышечного зажима способствует концентрация на исполнительской задаче, на словесном действии, перенесении в предлагаемые обстоятельства. При этом ребенок легче кон­центрируется на исполнении, «входит в образ» и забывает о побочных явлениях, таких, как боязнь зрителей, страх неуспеха. Кроме того, опытные педагоги стараются создать на занятиях атмосферу доброжелательности, непринужденности, искренности. Такая обстановка поможет учащимся раскрыться в выразительном слове.

Восставая против бездушного техницизма, Станиславский много внимания уделяет технической стороне дела. И это закономерно, так как выразительные средства речи обеспе­чивают исполнителю возможность адекватно и ярко переда­вать тончайшие оттенки чувств.

__________________

1Станисла в с к и й К. С. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1954. - С. 321.

2 Станиславский К.С. Работа актера над собой. — М., 1951. - С. 108.


Определите, о какой стороне техники речи пишет К.С. Станиславский: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вме­сто буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С звучит у нас как ЦС. а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с под­мененными буквами представляются мне теперь че­ловеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированны­ми ногами.