Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что общего и в чем отличия двух видов работы — словесного рисования и составления диафильма?
Диафильм
Диафильм — это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
Порядок работы учащихся по составлению диафильма.
-
Прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный и т.д.). -
Разделить текст на части (картинки, кадры). -
Выделить в первой части «главные» предложения (для титров). -
Представить себе мысленно картинку к первой части текста. -
Устно «нарисовать» картинку к первому кадру. -
Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке). -
На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно). -
Проверить соответствие рисунка и титров. -
Проделать работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста.
Если в тексте имеются диалоги, то при составлении диафильма можно использовать прием озвучивания кадров. Продумайте, как это сделать.
Подготовительные виды работ по составлению диафильма следующие: 1) подбор титров к готовому картинному плану, 2) рисование словесных иллюстраций к имеющимся титрам.
В чем отличие между работой над составлением диафильма и воображаемой экранизацией литературного произведения?
Если вы затрудняетесь четко ответить себе на этот вопрос, познакомьтесь с описанием работы по экранизации.
-
Подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком). -
Деление текста на эпизоды, их озаглавливание. -
Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками так, будто действие происходит на экране («Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы видим в этом кадре?»).
4. Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если о
ни имеются.
5. Определение характера музыкального сопровождения «Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая, грустная, веселая?»).
ДРАМАТИЗАЦИЯ (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ)
Что такое драматизация? Можете ли вы перечислить все существующие виды драматизации, расположив их по нарастанию сложности? Знаете ли вы методику проведения каждого из пяти видов драматизации? Выполнение каких рекомендаций сделает работу по драматизации успешной?
Если вы не смогли ответить на какой-либо из предложенных вопросов, познакомьтесь со статьей О.В. Кубасовой «Прием драматизации на уроках чтения в Iклассе» (Начальная школа. — 1985, —№ 12).
...Прииспользованииприемадраматизациинаурокахчтения (классногоивнеклассного) нужноиметьв виду, чтосуществуютформыдраматизацииразличной сложности, которыеследуетвводитьпостепенно, все болееусложняяихсучетомвозрастныхвозможностей детейицелейурока. Назовемосновныеформыдраматизациивпорядкенарастанияихсложности: анализиллюстрацийсточкизрениявыразительностимимикии пантомимикиизображенныхнанихгероев; постановка индивидуальных (участвуетодин
человек) игрупповых (участвуютнесколькочеловек) «живыхкартин»; подготовкаипроизнесениеотдельнойрепликигерояпроизведениясустановкойнаиспользованиенетолькоинтонационной, ноипластическойвыразительности (мимики, жестов, движений); чтениепоролям; драматизацияразвернутойформы.
Рассмотримперечисленныеформыдраматизацииподробнее.
Анализиллюстрацийсточкизрения
выразительностимимикиипантомимикиизображенных нанихгероевнужноначинатьсподготовительного этапаобученияграмоте...
Анализиллюстрацийпроисходитвтакомпорядке: восприятиеиллюстративногоматериала («Чтоизображено накартинке?»); выделение«эмоциональныхзнаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); истолкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»).
Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста.
На уроках классного чтения в целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации. Например, при работе над произведением К.И. Чуковского «Федорино горе» ... имеет смысл сопоставить три рисунка учебника, изображающие Федору в трех различных эмоциональных состояниях, передающих эволюцию ее характера. Затем учитель предлагает детям подобрать из текста отрывки, которые могут служить подписями к рисункам, и выразительно прочитать (произнести) слова героини, стараясь не только с помощью интонации, но и с помощью мимики, жестов, позы показать ее состояние. Таким образом, анализ иллюстраций, усложняясь на уроках чтения, служит основой для другой формы драматизации— произнесения слов героя произведения с привлечением средств интонационной, мимической и пантомимической выразительности.
На уроках внеклассного чтения, руководствуясь методом чтения- рассматривания, учитель также должен использовать возможности, предоставляемые иллюстрациями книг для анализа эмоциональных состояний героев литературных произведений.
Постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых) известна в методике русского языка с начала века. «Живая картина» —это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки и т.п.)» (см.: Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. — М., 1981. — С. 50). Вот как советуют использовать прием «живых картин» авторы методики внеклассного чтения при работе над рассказом В.А. Осеевой «Сторож» (занятие № 4, «Сказки или рассказы о детях»). Учитель предлагает детям: «Давайте представим себе, как сидел мальчик, который не играл, а охранял игрушки от ребят. Вот скамеечка, вот игрушки... Кто покажет, как сидел мальчик, когда он кричал: «Мое! Мое!»? (Дети пожеланию пробуют себя в этой роли.) А теперь покажите нам, как он сидел после разговора с воспитательницей» (снова показ 2—3 раза).
«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации, без слов, с помощью пластики и реквизита запечатляющую одно мгновение, целесообразно применять на первых порах обучения в школе, затем нужно переходить к более сложным видам драматизации.
Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики происходит в следующем порядке: восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать, проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ); анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; демонстрация поведения героя (со словами); анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника; установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.