Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Что общего и в чем отличия двух видов работы — словесного рисования и составления диафильма?

Диафильм

Диафильм — это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют пос­ледовательности событий в произведении, а каждый рису­нок снабжен титрами (подписями).
Порядок работы учащихся по составлению диафильма.

  1. Прочитать текст (или заданный отрывок из него), опре­делить общий характер будущего диафильма (юмористичес­кий, грустный, серьезный и т.д.).

  2. Разделить текст на части (картинки, кадры).

  3. Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).

  4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.

  5. Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.

  6. Графически изобразить кадр (выполняется по жела­нию, не на уроке).

  7. На основании выделенных в тексте предложений сде­лать титры к кадру (устно или письменно).

  8. Проверить соответствие рисунка и титров.

  9. Проделать работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8, с каждой частью текста.




Если в тексте имеются диалоги, то при составле­нии диафильма можно использовать прием озвучива­ния кадров. Продумайте, как это сделать.

Подготовительные виды работ по составлению диафиль­ма следующие: 1) подбор титров к готовому картинному плану, 2) рисование словесных иллюстраций к имеющимся титрам.


В чем отличие между работой над составлением ди­афильма и воображаемой экранизацией литературного произведения?
Если вы затрудняетесь четко ответить себе на этот вопрос, познакомьтесь с описанием работы по экранизации.

  1. Подбор части произведения для экранизации (неболь­шой рассказ можно взять целиком).

  2. Деление текста на эпизоды, их озаглавливание.

  3. Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками так, будто действие происходит на экране («Давайте представим, что действие происходит на экране. Что мы ви­дим в этом кадре?»).

4. Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если о
ни имеются.

5. Определение характера музыкального сопровождения «Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая, грустная, веселая?»).
ДРАМАТИЗАЦИЯ (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ)


Что такое драматизация? Можете ли вы перечис­лить все существующие виды драматизации, располо­жив их по нарастанию сложности? Знаете ли вы мето­дику проведения каждого из пяти видов драматиза­ции? Выполнение каких рекомендаций сделает работу по драматизации успешной?

Если вы не смогли ответить на какой-либо из пред­ложенных вопросов, познакомьтесь со статьей О.В. Ку­басовой «Прием драматизации на уроках чтения в Iклассе» (Начальная школа. — 1985, —№ 12).


...Прииспользованииприемадраматизациинауро­кахчтения (классногоивнеклассного) нужноиметьв виду, чтосуществуютформыдраматизацииразличной сложности, которыеследуетвводитьпостепенно, все болееусложняяихсучетомвозрастныхвозможностей детейицелейурока. Назовемосновныеформыдрама­тизациивпорядкенарастанияихсложности: анализил­люстрацийсточкизрениявыразительностимимикии пантомимикиизображенныхнанихгероев; постановка индивидуальных (участвуетодин

человек) игрупповых (участвуютнесколькочеловек) «живыхкартин»; подго­товкаипроизнесениеотдельнойрепликигерояпроизве­дениясустановкойнаиспользованиенетолькоинтона­ционной, ноипластическойвыразительности (мимики, жестов, движений); чтениепоролям; драматизацияраз­вернутойформы.

Рассмотримперечисленныеформыдраматизацииподробнее.

Анализиллюстрацийсточкизрения
вырази­тельностимимикиипантомимикиизображенных нанихгероевнужноначинатьсподготовительного этапаобученияграмоте...

Анализиллюстрацийпроисходитвтакомпорядке: вос­приятиеиллюстративногоматериала («Чтоизображено накартинке?»); выделение«эмоциональныхзнаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»); ис­толкование значения «эмоционального знака» («Когда так делают?», «В каких случаях у людей бывает такое вы­ражение лица?»).

Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно ус­ложнить работу, предложив им задание: «Попробуйте сде­лать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуе­те?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает вни­мание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста.

На уроках классного чтения в целях усложнения ра­боты анализ иллюстраций чаще всего является не са­мостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы дра­матизации. Например, при работе над произведением К.И. Чуковского «Федорино горе» ... имеет смысл со­поставить три рисунка учебника, изображающие Фе­дору в трех различных эмоциональных состояниях, передающих эволюцию ее характера. Затем учитель предлагает детям подобрать из текста отрывки, кото­рые могут служить подписями к рисункам, и вырази­тельно прочитать (произнести) слова героини, стара­ясь не только с помощью интонации, но и с помощью мимики, жестов, позы показать ее состояние. Таким образом, анализ иллюстраций, усложняясь на уроках чтения, служит основой для другой формы драмати­зации— произнесения слов героя произведения с при­влечением средств интонационной, мимической и пан­томимической выразительности.


На уроках внеклассного чтения, руководствуясь ме­тодом чтения- рассматривания, учитель также должен ис­пользовать возможности, предоставляемые иллюстраци­ями книг для анализа эмоциональных состояний героев литературных произведений.

Постановка «живых картин» (индивидуальных и групповых) известна в методике русского языка с нача­ла века. «Живая картина» —это момент из художествен­ного произведения, запечатленный не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персо­нажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки и т.п.)» (см.: Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. — М., 1981. — С. 50). Вот как советуют использовать прием «живых картин» авторы методики внеклассного чтения при работе над рас­сказом В.А. Осеевой «Сторож» (занятие № 4, «Сказки или рассказы о детях»). Учитель предлагает детям: «Да­вайте представим себе, как сидел мальчик, который не играл, а охранял игрушки от ребят. Вот скамеечка, вот игрушки... Кто покажет, как сидел мальчик, когда он кри­чал: «Мое! Мое!»? (Дети пожеланию пробуют себя в этой роли.) А теперь покажите нам, как он сидел после разго­вора с воспитательницей» (снова показ 2—3 раза).

«Живые картины» как достаточно простую форму дра­матизации, без слов, с помощью пластики и реквизита запечатляющую одно мгновение, целесообразно приме­нять на первых порах обучения в школе, затем нужно переходить к более сложным видам драматизации.

Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики происходит в сле­дующем порядке: восприятие текста произведения, ко­торый предстоит драматизировать, проверка качества восприятия; характеристика героев произведения с при­влечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ); анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации; демонстрация поведения героя (со словами); анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника; установление и ус­транение причин несоответствия этюда прочитанному про­изведению.