Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кстихотворению. (Характермузыкидолженсоответствоватьхарактеру, настроениюстихотворенияА. С. Пушкина.)
Далееучащимсяпредлагаетсявыбратьиздвухпьес П.И. Чайковского («Осенняяпесня»и«Натройке») музыкальнуюиллюстрациюкстихотворениюА.С. Пушкина иаргументироватьсвойвыбор1.
При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащих «Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»
Подготовьте задание на музыкальное иллюстрирование поэтического произведения.
Итак, чтобы видение, воссоздающее воображение, сыграло свою роль при выразительном чтении (рассказывании), нужно, во-первых, убедить учащихся в необходимости стремиться к видению того, о чем читаешь (рассказываешь). Во-вторых, при анализе качества исполнения необходимо обращать внимание детей на то, «видел» ли читаемое исполнитель и, следовательно, представили ли себе это слушатели. В-третьих, нужно использовать и описанные в этой главе и другие виды работы, способствующие развитию умения представлять образы текста.
__________________________
1 Мали Д.Л. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. - М., 1985. — С. 83.
Определите, какова методическая цель данных ниже заданий1.
Попробуйтерассказать, чтовывидели, например, когдаячиталслова: «Дохнул, завыл...» (Явидел, какветерподул, деревьязакачались, листьязакружились, веткисталиголые. Яслышал, какветерзавыл.)
Каконзавыл? (У-у-у.…)
Ктоещехочетсказать? (Япредставилсебе, кактемныетучипонебупоползлиТемностало. Ветерхолодный подул, потомснегпошел. Аяпредставил, какутром Пушкинпроснулся, посмотрелвокно, атамвсебело.)
Акаквысебепредставляетекартину: «Блеснулмороз»? (Авоттак: блеснуливсе.)
Развеморозможетблестеть? (Этоснегблестит.)
Акакойснег: первыйилинет? (Нет, первыйнеблестит. Онмягкий.)
КакуПушкинасказанопропервыйснег? («Брегас недвижноюрекоюсравнялапухлой
пеленою». Пухлый снег—этоснег, какпухлежит. Оннеблестит.)
Акогдаонблестит? (Этопотом, когдаондолголежит истановитсятвердый.)
Атеперьскажите, Пушкинвэтомотрывкепоказал одинденьзимыилинеодин? (Нет, неодин.)
Почемувытакдумаете? (Онговоритсначала—идет, апотом—пришла. Азимаженесразу, неводиндень приходит.)
___________________
_____________
_____________
1 Коренюк Л. Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» // Начальная школа. — 1991. — № 1. — С. 16—17.
Выше описывались виды работы, имеющие характер предварительной подготовки к выразительному чтению. Теперь перейдем к рассмотрению способов
непосредственной подготовки к выразительному чтению.
Чтобы чтение учащихся было действительно выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании адекватных средств. Какие виды работы направлены на это?
Прослушивание и анализ образца
Как вы считаете, что лучше использовать в качестве образца для анализа исполнения — «живое» чтение учителя или прослушивание аудиозаписи?
Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное. Что касается этапа непосредственной подготовки к выразительному чтению, то здесь по возможности нужно использовать аудиозапись.
Анализ образцового исполнения проводится по вопросам, которые задают перед прослушиванием и после него, например: 1) Постарайтесь понять, как удалось чтецу выразить такое-то чувство. 2) Почему во время чтения артист делает значительную паузу после слов ...? 3) Почему артист выделяет логическим ударением слово...? 4) Как меняется интонация при переходе от одной картины к другой? 5) Почему в определенном месте рассказа артист меняет темп чтения? И т. д.
Нельзя обрушивать на детей сразу всю серию вопросов, сначала нужно нацелить их на главное, а потом, при повторном прослушивании, если есть необходимость, уточняется остальное.
Полный, тщательный анализ образца, конечно, проводится не каждый раз, когда привлекается аудиозапись, а только тогда, когда работа над выразительным чтением — основная цель урока или по крайней мере одна из ведущих задач. (Например, при чтении лирических стихов, когда целый урок полностью отводится на изучение одного стихотворения.)
1.Определите, какова методическая цель следующего вида работы над отрывком из произведения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета...»
Первый раз учитель читает неторопливо, задумчиво, повествуя, второй раз — бодро, весело, подчеркивая яркость картин.
Затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано — в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как мне удалось передать настроение?
2.Подберите дидактический материал и подготовьте задание, аналогичное приведенному выше.
Работа над партитурой
Что такое партитура и каким образом она составляется, вам известно из главы «Средства выразительности устной речи». Уточним отдельные моменты.
Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможен такой порядок работы:
Разумеется, нельзя вводить сразу, одновременно все партитурные знаки. Их выбор зависит от характера конкретного произведения и типичных ошибок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности учащихся к проведению подобной работы.
Как вы оцениваете методические материалы, направленные на обучение составлению партитуры? Внесите коррективы.
Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
(В. Берестов)
а) подумайте, с каким общим настроением нужно читать стихотворение;
б)в средней части стихотворения найдите и прочи
Далееучащимсяпредлагаетсявыбратьиздвухпьес П.И. Чайковского («Осенняяпесня»и«Натройке») музыкальнуюиллюстрациюкстихотворениюА.С. Пушкина иаргументироватьсвойвыбор1.
При музыкальном иллюстрировании возможен также вопрос, рассчитанный на большую творческую свободу учащих «Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»
Подготовьте задание на музыкальное иллюстрирование поэтического произведения.
Итак, чтобы видение, воссоздающее воображение, сыграло свою роль при выразительном чтении (рассказывании), нужно, во-первых, убедить учащихся в необходимости стремиться к видению того, о чем читаешь (рассказываешь). Во-вторых, при анализе качества исполнения необходимо обращать внимание детей на то, «видел» ли читаемое исполнитель и, следовательно, представили ли себе это слушатели. В-третьих, нужно использовать и описанные в этой главе и другие виды работы, способствующие развитию умения представлять образы текста.
__________________________
1 Мали Д.Л. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. - М., 1985. — С. 83.
Определите, какова методическая цель данных ниже заданий1.
-
Перечитайте стихотворение несколько раз, старясь все ярче и ярче видеть, представлять картины, которые нарисованы словами.
-
Скажите, ребята, когдаячитал, выхорошопредставлялисебекартинызимы? (Да.)
Попробуйтерассказать, чтовывидели, например, когдаячиталслова: «Дохнул, завыл...» (Явидел, какветерподул, деревьязакачались, листьязакружились, веткисталиголые. Яслышал, какветерзавыл.)
Каконзавыл? (У-у-у.…)
Ктоещехочетсказать? (Япредставилсебе, кактемныетучипонебупоползлиТемностало. Ветерхолодный подул, потомснегпошел. Аяпредставил, какутром Пушкинпроснулся, посмотрелвокно, атамвсебело.)
Акаквысебепредставляетекартину: «Блеснулмороз»? (Авоттак: блеснуливсе.)
Развеморозможетблестеть? (Этоснегблестит.)
Акакойснег: первыйилинет? (Нет, первыйнеблестит. Онмягкий.)
КакуПушкинасказанопропервыйснег? («Брегас недвижноюрекоюсравнялапухлой
пеленою». Пухлый снег—этоснег, какпухлежит. Оннеблестит.)
Акогдаонблестит? (Этопотом, когдаондолголежит истановитсятвердый.)
Атеперьскажите, Пушкинвэтомотрывкепоказал одинденьзимыилинеодин? (Нет, неодин.)
Почемувытакдумаете? (Онговоритсначала—идет, апотом—пришла. Азимаженесразу, неводиндень приходит.)
___________________
_____________
_____________
1 Коренюк Л. Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» // Начальная школа. — 1991. — № 1. — С. 16—17.
Выше описывались виды работы, имеющие характер предварительной подготовки к выразительному чтению. Теперь перейдем к рассмотрению способов
непосредственной подготовки к выразительному чтению.
Чтобы чтение учащихся было действительно выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании адекватных средств. Какие виды работы направлены на это?
Прослушивание и анализ образца
Как вы считаете, что лучше использовать в качестве образца для анализа исполнения — «живое» чтение учителя или прослушивание аудиозаписи?
Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное. Что касается этапа непосредственной подготовки к выразительному чтению, то здесь по возможности нужно использовать аудиозапись.
Анализ образцового исполнения проводится по вопросам, которые задают перед прослушиванием и после него, например: 1) Постарайтесь понять, как удалось чтецу выразить такое-то чувство. 2) Почему во время чтения артист делает значительную паузу после слов ...? 3) Почему артист выделяет логическим ударением слово...? 4) Как меняется интонация при переходе от одной картины к другой? 5) Почему в определенном месте рассказа артист меняет темп чтения? И т. д.
Нельзя обрушивать на детей сразу всю серию вопросов, сначала нужно нацелить их на главное, а потом, при повторном прослушивании, если есть необходимость, уточняется остальное.
Полный, тщательный анализ образца, конечно, проводится не каждый раз, когда привлекается аудиозапись, а только тогда, когда работа над выразительным чтением — основная цель урока или по крайней мере одна из ведущих задач. (Например, при чтении лирических стихов, когда целый урок полностью отводится на изучение одного стихотворения.)
1.Определите, какова методическая цель следующего вида работы над отрывком из произведения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета...»
Первый раз учитель читает неторопливо, задумчиво, повествуя, второй раз — бодро, весело, подчеркивая яркость картин.
Затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано — в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как мне удалось передать настроение?
2.Подберите дидактический материал и подготовьте задание, аналогичное приведенному выше.
Работа над партитурой
Что такое партитура и каким образом она составляется, вам известно из главы «Средства выразительности устной речи». Уточним отдельные моменты.
Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможен такой порядок работы:
-
дети читают, следуя составленной учителем партитуре; -
учащиеся составляют партитуру совместно с учителем; -
дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.
Разумеется, нельзя вводить сразу, одновременно все партитурные знаки. Их выбор зависит от характера конкретного произведения и типичных ошибок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности учащихся к проведению подобной работы.
Как вы оцениваете методические материалы, направленные на обучение составлению партитуры? Внесите коррективы.
Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
(В. Берестов)
-
Прочитайте стихотворение молча. Подумайте, от| чьего лица оно написано. От лица писателя или от; лица ребенка, который недавно научился читать? -
Какие чувства испытывает ребенок, который научился читать? (Выберите подходящие слова: гордость, безразличие, грусть, досада, радость.)
-
Подготовьтесь к выразительному чтению:
а) подумайте, с каким общим настроением нужно читать стихотворение;
б)в средней части стихотворения найдите и прочи