Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кстихотворению. (Харак­термузыкидолженсоответствоватьхарактеру, настрое­ниюстихотворенияА. С. Пушкина.)

Далееучащимсяпредлагаетсявыбратьиздвухпьес П.И. Чайковского («Осенняяпесня»и«Натройке») му­зыкальнуюиллюстрациюкстихотворениюА.С. Пушкина иаргументироватьсвойвыбор1.
При музыкальном иллюстрировании возможен также воп­рос, рассчитанный на большую творческую свободу учащих «Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»


Подготовьте задание на музыкальное иллюстрирование поэтического произведения.
Итак, чтобы видение, воссоздающее воображение, сыгра­ло свою роль при выразительном чтении (рассказывании), нужно, во-первых, убедить учащихся в необходимости стре­миться к видению того, о чем читаешь (рассказываешь). Во-вторых, при анализе качества исполнения необходимо обра­щать внимание детей на то, «видел» ли читаемое исполни­тель и, следовательно, представили ли себе это слушатели. В-третьих, нужно использовать и описанные в этой главе и другие виды работы, способствующие развитию умения пред­ставлять образы текста.

__________________________

1 Мали Д.Л. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащих­ся начальных классов. - М., 1985. — С. 83.


Определите, какова методическая цель данных ниже заданий1.

  1. Перечитайте стихотворение несколько раз, ста­рясь все ярче и ярче видеть, представлять картины, которые нарисованы словами.

  1. Скажите, ребята, когдаячитал, выхорошопред­ставлялисебекартинызимы? (Да.)


Попробуйтерассказать, чтовывидели, например, ког­даячиталслова: «Дохнул, завыл...» (Явидел, какве­терподул, деревьязакачались, листьязакружились, веткисталиголые. Яслышал, какветерзавыл.)

Каконзавыл? (У-у-у.…)

Ктоещехочетсказать? (Япредставилсебе, кактем­ныетучипонебупоползлиТемностало. Ветерхолодный подул, потомснегпошел. Аяпредставил, какутром Пушкинпроснулся, посмотрелвокно, атамвсебело.)

Акаквысебепредставляетекартину: «Блеснулмо­роз»? (Авоттак: блеснуливсе.)

Развеморозможетблестеть? (Этоснегблестит.)

Акакойснег: первыйилинет? (Нет, первыйнеблес­тит. Онмягкий.)

КакуПушкинасказанопропервыйснег? («Брегас недвижноюрекоюсравнялапухлой

пеленою». Пухлый снегэтоснег, какпухлежит. Оннеблестит.)

Акогдаонблестит? (Этопотом, когдаондолголежит истановитсятвердый.)

Атеперьскажите, Пушкинвэтомотрывкепоказал одинденьзимыилинеодин? (Нет, неодин.)

Почемувытакдумаете? (Онговоритсначала—идет, апотомпришла. Азимаженесразу, неводиндень приходит.)

___________________

_____________

_____________

1 Коренюк Л. Ю. Изучение стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» // Начальная школа. — 1991. — № 1. — С. 16—17.



Выше описывались виды работы, имеющие характер пред­варительной подготовки к выразительному чтению. Теперь перейдем к рассмотрению способов
непосредственной подго­товки к выразительному чтению.

Чтобы чтение учащихся было действительно выразитель­ным, нужно им помочь в выборе и использовании адекват­ных средств. Какие виды работы направлены на это?
Прослушивание и анализ образца

Как вы считаете, что лучше использовать в каче­стве образца для анализа исполнения — «живое» чте­ние учителя или прослушивание аудиозаписи?
Как показывает опыт, при организации первичного вос­приятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное. Что касается этапа непосредственной подготовки к выразительному чтению, то здесь по возможности нужно использовать аудиозапись.

Анализ образцового исполнения проводится по вопросам, которые задают перед прослушиванием и после него, напри­мер: 1) Постарайтесь понять, как удалось чтецу выразить та­кое-то чувство. 2) Почему во время чтения артист делает зна­чительную паузу после слов ...? 3) Почему артист выделяет логическим ударением слово...? 4) Как меняется интонация при переходе от одной картины к другой? 5) Почему в опре­деленном месте рассказа артист меняет темп чтения? И т. д.

Нельзя обрушивать на детей сразу всю серию вопросов, сначала нужно нацелить их на главное, а потом, при по­вторном прослушивании, если есть необходимость, уточня­ется остальное.

Полный, тщательный анализ образца, конечно, прово­дится не каждый раз, когда привлекается аудиозапись, а только тогда, когда работа над выразительным чтением — основная цель урока или по крайней мере одна из ведущих задач. (Например, при чтении лирических стихов, когда це­лый урок полностью отводится на изучение одного стихот­ворения.)


1.Определите, какова методическая цель следую­щего вида работы над отрывком из произведения А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета...»

Первый раз учитель читает неторопливо, задумчи­во, повествуя, второй раз — бодро, весело, подчерки­вая яркость картин.


Затем учитель спрашивает: когда было лучше прочи­тано — в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как мне удалось передать настрое­ние?

2.Подберите дидактический материал и подготовь­те задание, аналогичное приведенному выше.
Работа над партитурой
Что такое партитура и каким образом она составляет­ся, вам известно из главы «Средства выразительности ус­тной речи». Уточним отдельные моменты.

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможен такой порядок работы:

  1. дети читают, следуя составленной учителем партитуре;

  2. учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;

  3. дети самостоятельно делают разметку текста для вы­разительного чтения.

Разумеется, нельзя вводить сразу, одновременно все парти­турные знаки. Их выбор зависит от характера конкретного произведения и типичных ошибок, возникающих у детей при его чтении, и также от уровня подготовленности уча­щихся к проведению подобной работы.


Как вы оцениваете методические материалы, на­правленные на обучение составлению партитуры? Вне­сите коррективы.
Читалочка
Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

(В. Берестов)

  1. Прочитайте стихотворение молча. Подумайте, от| чьего лица оно написано. От лица писателя или от; лица ребенка, который недавно научился читать?

  2. Какие чувства испытывает ребенок, который на­учился читать? (Выберите подходящие слова: гордость, безразличие, грусть, досада, радость.)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению:

а) подумайте, с каким общим настроением нужно читать стихотворение;

б)в средней части стихотворения найдите и прочи­