ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 571
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Если в полученную формулу вместо выражения Кн • rподставить равное ему значение из табл. 4.2, то можно получить вторую параметрическую модель, адекватную первой. Она будет иметь следующий вид:
(4.6)
Обе модели равнозначны, и выбор какой-то из них для конкретного прогнозирования прибыли зависит от обстоятельств и наличия исходной информации.
Проведем экспериментальную проверку точности полученных математических моделей с использованием конкретных данных условного примера. Пусть в базовом периоде предприятие имело следующие показатели деятельности:
• объем производства и реализации продукции N6 = 1200;
• цена реализации единицы продукции Цб = 11,5;
• себестоимость единицы продукции Сб = 9,8.
• переменные затраты на единицу продукции Спер = 5,5;
• условно-постоянные затраты Спос = 5160.
По исходным данным по формуле 4.2 определим прибыль предприятия:
Пб = 1200 (11,5 9,8) = 2040.
В анализируемом периоде получены следующие результаты:
Na= 1365; Ца = 11,7; Кн = 0,97; ∆ Спос = 965.
По имеющимся данным определим себестоимость единицы продукции в анализируемом периоде Са (формула 4.12):
Теперь по формуле 4.3 можно определить прибыль предприятия в анализируемом периоде:
Па = 1365 (11,7 — 9,8222) = 2563,2.
Отсюда легко определяется индекс прибыли по формуле 4.1:
Проверим, совпадут ли результаты расчета индекса прибыли. прямым счетом (как было уже сделано) и путем использования двух параметрических моделей. Для этого предварительно определим по соответствующим формулам необходимые коэффициенты: р = 11,5 : 9,8 = 1,1735; b = 1365 : 1200 = 1,1375; d = 11,7 : 11,5 = 1,01739; r = 5,5 : 9,8 = 0,5612; f = 965 : 5160 = 0,18702; g= 0,97 • 0,5612 + (1 — 0,5612) = 0,98316.
Используя полученную информацию, определим индекс прибыли по формулам 4.5 и 4.6:
Как видим, полученные результаты точно совпали, что свидетельствует о точности полученных параметрических моделей. Однако вспомним, что параметрические модели типа 4.5 и 4.6 были получены для предприятий, выпускающих продукцию одного наименования (одной номенклатурно-ассортиментной позиции) или многих наименований, но формирующих определенный комплект. И хотя таких предприятий немало (например, предприятия горнодобывающих отраслей, нефтеперерабатывающей и
газодобывающей промышленности, леспромхозы и т.п.), они все же занимают незначительный удельный вес среди всех действующих предприятий. Возникает вопрос можно ли воспользоваться такими моделями для предприятий, выпускающих более одной номенклатурно-ассортиментной позиции продукции? Математические расчеты показали, что можно. Но при этом значения входящих в модели параметров должны определяться по формулам из табл. 4.3. Они учитывают структурные сдвиги выпускаемой предприятием продукции при переходе из базового в анализируемый период.
Формулы табл. 4.3 учитывают по указанным периодам следующее количество выпускаемой продукции:
т — количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции базового периода, снимаемой с производства в анализируемом периоде;
п — количество номенклатурно-ассортиментных позиций выпускаемой продукции в базовом и анализируемом периодах (полностью сопоставимая продукция);
L — количество номенклатурно-ассортиментных позиций вновь освоенной продукции, выпускаемой только в анализируемом периоде.
Таблица 4.3
Формулы для определения параметрических
показателей, формирующих прибыль предприятия, в многономенклатурном производстве
Показатели | Вид формулы | Номер формулы |
1 | 2 | 3 |
Коэффициент b | | 4.15 |
Коэффициент р | | 4.16 |
Коэффициент d | | 4.17 |
Коэффициент g | | 4.18 |
Окончание табл. 4.3
Коэффициент r | | 4.19 |
Коэффициент f | | 4.20 |
Индекс «i» означает номер номенклатурно-ассортиментной позиции товарной продукции, выпускаемой в базовом и анализируемом периодах.
Использование полученных параметрических моделей позволяет решать многие теоретические и прикладные функциональные задачи информационно-индикативного направления.
4.3. Исследование закономерностей изменения
прибыли предприятия
Определение прибыли предприятия путем прямого счета позволяет получить информацию о ее искомой величине только для, одного рассматриваемого варианта. Однако такой расчет не дает возможности установить закономерность изменения прибыли, если какой-то (или какие-то) параметр будет варьировать. Такую возможность можно получить только при использовании для исследовательских целей полученных параметрических моделей типа 4.5 и 4,6.
Возьмем модель типа 4.6 и покажем на примере изменения объемов производства и реализации товарной продукции закономерность изменения прибыли предприятия.
Предположим, что в базовом периоде предприятие имело коэффициент рентабельности p = 1,16 и коэффициент переменных затрат r = 0,6. С целью повышения эффективности производства предприятие запланировало внедрить ряд мероприятий по снижению затрат на производство продукции. Это позволит ему получить соответствующий коэффициент изменения себестоимости g = 0,98. Одновременно для повышения спроса на свою продукцию, предприятие решило снизить на нее цены и получить соответствующий коэффициент в размере d= 0,95.
Определим, как изменится прибыль предприятия при изменении объемов производства и реализации продукции.
По формуле 4.6 определим индекс прибыли предприятия только для одного варианта, когда объем производства увеличится на 15% (т.е. b = 1,15) при неизменных условно-постоянных затратах (т.е. f= 0).
Таким образом, несмотря на то, что предприятие снизит цену реализации своей продукции на 5%, его прибыль возрастет по сравнению с базовым периодом на 25,2%.
По аналогии можно рассчитать индекс прибыли для других значений объемов производства и реализации продукции, начиная с b= 1,0 до b = 1,45 с шагом изменения этого коэффициента 0,05. Результаты расчетов представлены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Закономерность изменения индекса прибыли предприятия с изменением объема производства и реализации продукции
Исходные данные | p = 1,16 | r = 0,6 | d = 0,95 | g= 0,98 | f =0,0 | ||||||||||
Коэффициент b | 1,0 | 1,05 | 1,10 | 1,15 | 1,20 | 1,25 | 1,30 | 1,35 | 1,40 | 1,45 | 1,50 | ||||
Индекс прибыли I | 0,76 | 0,92 | 1,08 | 1,25 | 1,41 | 1,57 | 1,74 | 1,90 | 2,06 | 2,23 | 2,39 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что если, во-первых, объем производства и реализации продукции в анализируемом периоде оставить на уровне базового периода, то произойдет существенное снижение прибыли, примерно на 24% (при b= 1,0; I= 0,762). Во-вторых, с ростом объема производства продукции на каждые 0,05 пункта индекс прибыли растет значительно быстрее и составляет примерно 0,163 пункта, т.е. налицо опережение в три с лишним раза. Это свидетельствует о высокой эффективности управленческих решений, связанных с увеличением объема производства и реализации товарной продукции.
Хотя табличная информация и дает некоторое представление об искомой закономерности изменения прибыли предприятия, она значительно уступает графику. Информационная емкость графического представления искомой закономерности столь велика и значима, что о ней следует повести особый разговор.
Графическая иллюстрация расчетов прибыли открывает принципиально новые возможности в анализе, в исследованиях, при поиске закономерностей и предельных границ изменения отдельных прибылеобразующих параметров. Поэтому графика — важная составляющая познания причинно-следственных связей и глубокого понимания программирования и прогнозирования прибыли предприятия. Ее освоение, умение пользоваться ее возможностями открывает перед управленческими службами любого предприятия новые горизонты поиска и реализации резервов повышения прибыли и эффективности производства.
На рис. 4.1 представлен один из возможных вариантов изображения индекса прибыли с помощью графического метода, обладающего высокой информационной емкостью. Рисунок состоит из двух частей — верхней и нижней. Верхняя часть связывает между собой изменения в цене и себестоимости продукции. Первый из указанных параметров обозначен — d, второй — g. Количественное сочетание этих параметров обеспечивает вход в нижнюю часть рисунка, состоящую из двух зон и четырех подзон. Первая и вторая подзоны — часть графика, расположенная левее нулевой вертикальной линии, третья и четвертая подзоны — правее от этой вертикали.
Левая зона — зона рентабельного, прибыльного производства, правая зона — убыточного производства. Но и в этих зонах не все части равнозначны.
Первая подзона — это рост прибыли, процветание и благополучие, успех предприятия и всей его деятельности. Попадание во вторую подзону означает падение прибыли по сравнению с базовым периодом. Это как бы предостережение предприятию о грозящей ему опасности: будьте осторожны, взвешивайте свои управленческие решения, подумайте о последствиях!