ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 597
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Информация о коэффициентах эластичности спроса по доходу имеет большое практическое значение. Она позволяет прогнозировать будущее развитие и процветание тех производств, товары которых имеют значительную величину этого коэффициента, и, наоборот, застой и сокращение производства тех товаров, для которых эластичность спроса по доходу есть величина незначительная.
Теория эластичности спроса предусматривает также практическое применение так называемой перекрестной эластичности. Ее суть заключается в том, что спрос на один конкретный продукт очень часто зависит от изменения цены на другой продукт. Например, спрос на маргарин в огромной степени будет зависеть от изменения цен на сливочное масло (взаимозаменяемые товары), а спрос на автомобили разного класса — от изменения цен на бензин (взаимодополняющие товары).
Коэффициент перекрестной эластичности спроса определяется по формуле
(5.6)
где Кэп — коэффициент перекрестной эластичности спроса товара Yизменения цены товара X;
Xx — цена товара x;
∆Xx— изменение цены товара.
Если коэффициент перекрестной эластичности есть величина положительная, т.е. спрос на товар Yизменяется пропорционально изменению цены на товар X, то товары Xи Yявляются взаимозаменяемыми товарами. Если коэффициент перекрестной эластичности — величина отрицательная, т.е. спрос на товар Y изменяется обратно пропорционально изменению цены на товар X, то товары Xи Y являются взаимодополняющими.
Нулевой коэффициент перекрестной эластичности спроса означает, что между двумя анализируемыми товарами нет никакой связи. Например, повышение цен на сливочное масло практически не скажется на изменении спроса на такие товары, как фотоаппараты, автомобили, мебель и т.п.
Теория эластичности спроса очень многогранна. Она охватывает практически все действующие на спрос факторы, в том числе уровень качества продукции. Действительно, если какой-то товар пользуется определенным спросом, то повышение уровня его качества (без изменения цены) наверняка несколько увеличит спрос на него. Поэтому можно и нужно говорить об эластичности спроса на товар по уровню его качества. Его можно исчислить по формуле
(5.7)
где Кэк — коэффициент эластичности спроса по качеству товара;
Кк — уровень качества товара, исчисленный в объективных, абсолютных или относительных показателях;
∆Кк — прирост уровня качества товара.
Используя данную формулу и формулу ценовой эластичности, можно записать:
Отсюда можно получить формулу
(5.8)
Она означает, что относительное изменение цены товара при сохранении спроса на него прямо пропорционально изменению уровня его качества и соотношению коэффициентов эластичности спроса по качеству и по цене.
Например, если уровень качества товара повысился на 20% (т.е. ), а соотношение коэффициентов эластичности спроса , то цена на такой товар может быть повышена на 30% ( ). При этом спрос на данный товар сохранится в прежнем объеме.
Если цена на данный товар останется без изменения, то произойдет прирост спроса, который можно определить по формуле
(5.9)
Для условий предыдущего примера, если принять дополнительно Кэк = = 1,65, то получим:
Это значит, что под влиянием повышения качества товара спрос на него при сохранении цены возрастет на 33%.
Все рассмотренные ситуации изменения цен и спроса на различные товары могут быть проиллюстрированы графически (рис. 5.8).
Спрос
Рис. 5.8. Сочетание цен и спроса товаров
под действием различных факторов
Предположим, что кривая спроса на конкретный товар имеет орбиту 0—0 и точку равновесия спроса и предложения с координатой Ц0 — С0 . Допустим далее, что под влиянием роста доходов потребителей или повышения качества товара (а также возможного изменения цен на взаимозаменяемые или взаимодополняемые товары) точка равновесия переместится на другую орбиту (например, орбиту 1—1 или орбиту 2—2). Тогда цена равновесия на товар изменится и будет иметь координату Ц
1 —C0. При этом спрос на товар не изменится и составит C0 .
Но фирмы, производящие этот товар, могут пойти другим путем — оставить цену равновесия на прежнем уровне, т.е. на уровне Ц0. Тогда им придется изменить объем поставки данного товара на рынок с таким расчетом, чтобы удовлетворить изменившейся спрос. А это будет спрос на уровне C1 или C2.
Таким образом, познания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют фирмам более точно планировать свою хозяйственную деятельность, принимать обоснованные планово-управленческие решения.
5.3. Моделирование цены и спроса на товары
Спрос на продукцию — одно из самых серьезных ограничений объема ее производства, т.е. предложения этих товаров потребителям. Спрос зависит от очень многих причин: характера продукции, ее важности и значимости для потребителей, от структуры населения (национальной, половой, возрастной, образовательной и т.п.), природно-географических и климатических условий проживания, традиций, культуры, моды и т.д. Все это так называемые внешнеэкономические причины, которые действуют постоянно в отношении какого-то конкретного товара и формируют вполне определенный на него спрос. Его можно установить как бы на некотором уровне, условно принимаемом для фиксированного момента времени за единицу. Причем последняя будет изменяться под влиянием экономических причин. К ним относятся цены на товары (ценовой фактор) и ряд других причин, которые хоть и связаны с ценами, но с ценами не на конкретный товар, а на другие товары рынка (поэтому условно их называют неценовыми факторами).
В принципе цена товара на рынке может по воле его продавца изменяться в ту или иную сторону. Это связано с тем, что с помощью цены продавец товара может регулировать спрос на него и тем самым решать свои конкретные задачи на данный момент (например, оказывать давление на конкурентов, стараться избавиться от излишка товаров, или, наоборот, придержать товар от продажи в ожидании повышения цен на него). Причин для такого поведения может быть множество.
Но спрос на товар на самом деле может измениться даже при условии, когда продавец товара не меняет на него цену. Это имеет место тогда, когда в действие вступают неценовые факторы регулирования спроса. Поэтому чрезвычайно важно смоделировать изменения спроса на конкретный товар при одновременном действии всех влияющих на него факторов. Обратимся к рис. 5.9, на котором представлены две орбиты (C
0 и C1) изменения спроса товара под воздействием ценового фактора (C0) и неценовых факторов (C1).
Рис. 5.9. Формирование совокупного спроса под влиянием действия всех факторов
Условно примем цену товара и соответствующий ей спрос в базовом периоде за единицу. Точка, соответствующая этим условиям, лежит на орбите C0.
Под влиянием снижения цены от 1 до величины dспросна данный товар изменится и составит bц.
Тогда, используя формулу 5.1, можно записать:
Из этого выражения легко получить следующее уравнение:
(5.10)
Например, если Кэц = 2,0 и цена при этом снизится на 5% (т.е. d = 0,95), то легко подсчитать, что спрос на товар составит — bц = 1,1, или повысится по сравнению с базовым периодом на 10%.
Произведем аналогичную прогнозную операцию с неценовыми факторами. В ее основе можно использовать формулу 5.5, заменив доход потребителей, на совокупный неценовой фактор вообще, куда доход потребителей будет входить одним из составных элементов. Такое выражение можно записать в следующем виде:
где Кэн — коэффициент эластичности спроса товара под воздействием всех неценовых факторов;
bн — спрос на данный товар под влиянием одновременного и совокупного действия всех неценовых факторов;
Н — совокупное значение всех неценовых факторов, которое изменялось с единицы (в базовом периоде) до указанной величины.
В результате действия всех неценовых факторов точка 1—1 для базового периода должна переместиться на орбиту C1 и изменить свою координату на 1—bн.
Если преобразовать записанное выше выражение, то можно получить:
bн −1 = Кэн · (H − 1) (5.11)
Теперь, когда созданы модели раздельного влияния спроса продукции от ценового и неценового факторов, можно их объединить. Для этого нужно левую часть формулы 5.11 добавить в левую часть формулы 5.10. Аналогичную операцию выполнить с правыми частями указанных формул. Тогда получим:
bц+bн − 1 = 1 + Кэц
· (1 –d) + Кэн · (Н −1).
Но левая часть данного выражения есть спрос на продукцию под действием всех факторов (ценового и неценовых) одновременно. Такой спрос, какой вытекает из рис. 5.9, соответствует величине bс.Эта величина отражает совокупный спрос на данный товар от действия всех факторов и под влиянием совокупного их предложения от всех товаропроизводителей.
Формула, которая отражает эту величину спроса, будет иметь вид:
(5.12)
Теперь раскроем поэлементное содержание неценовых факторов. Их общую величину можно представить следующим образом:
(5.1)
где Д — коэффициент изменения дохода потребителей товара по сравнению с базовым периодом;
dв — коэффициент изменения цены взаимозаменяемого товара;
dc — коэффициент изменения цены сопрягаемого (взаимодополняемого) товара;
1к — индекс изменения качества товара по сравнению с базовым периодом;
Нф — значение совокупного действия неценовых факторов;
Кэд, Кэв, Кэс, Кэк — коэффициенты эластичности спроса товара соответственно от дохода потребителей, от цены взаимозаменяемого товара, от цены сопрягаемого товара, от изменения качества товара.
Так, если принять dв = 1 и dc = 1(т.е. цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары не меняются), а также Д = 1,1 (доходы потребителей возросли на 10%) и Кэд = 1,15 и качество товара возросло на 15%), то при коэффициентах эластичности спроса товара от дохода Кэд = 1,5 и качества продукции Кэк = 0,8 влияние неценовых факторов на величину спроса товара составит:
Нф = Кэн (Н − 1)= 1,5 · (1,1 − 1) + 0,8 · (1,15 − 1) = 0,15 + 0,12 = 0,27 .
Это значит, что только под воздействием неценовых факторов спрос на данный товар возрастет по сравнению с базовым периодом на 27%.
Следует еще раз подчеркнуть, что величина спроса, определяемая по формуле 5.12, соответствует точке равновесия спроса и предложения. То есть предложение товара будет строго соответствовать при данной фиксированной цене и действующих неценовых факторах спросу на данный товар. Но если предложение будет больше или меньше спроса на данный товар, то должна измениться и его цена. И лишь тогда вновь установится требуемое соответствие спроса и предложение товара.