ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 581
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Таким образом, в рыночной экономике не издержки производства формируют цены товаров, а соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому цена может быть больше издержек производства, равна им и меньше издержек. Она стремится к такому уровню, при котором спрос будет больше предложения, т.е. если товар в дефиците, то цена на него будет высокой; если предложение превысит спрос, то цена упадет.
Однако все это будет справедливо в процессе регулирования спроса и предложения, когда они выступают в качестве функции цены товара (спрос превышает предложение — цена больше равновесной при сложившемся дефиците товара; спрос меньше предложения — цена меньше равновесной при сложившемся излишке товара).
Но цена также может выступать регулятором спроса и предложения товара, когда соотношение между ними является функцией цены (рис. 5.3). Ведь в рынке все товаропроизводители свободны в политике установления цен на свои товары. И если, игнорируя законы рынка, продавцы установят цены своих товаров выше равновесной цены, то это приведет к появлению излишка продукции (предложение превысит спрос), а если, наоборот, продавцы установят на свой товар цену ниже равновесной цены, то это создает на рынке дефицит продукции (предложение окажется меньше спроса). В конечном счете продавцы не захотят оставаться в убытке и путем корректирования цен на свои товары придут к равновесной цене.
Вместе с тем не только цены могут регулировать спрос и предложение товаров на рынке. Такую роль выполняют и другие, неценовые факторы регулирования: доходы потребителей, качество товаров, расходы производителей и др. Поэтому следует различать такие понятия, как «изменение величины спроса» и «изменение спроса», «изменение величины предложения» и «изменение предложения» и некоторые другие термины.
Изменение величины спроса — это изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой спроса).
Изменение спроса — изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее вследствие изменения неценового фактора (сдвигом кривой спроса).
Изменение величины предложения — изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения цены товара (движение вдоль кривой предложения).
Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения неценового фактора (сдвиг кривой предложения).
Различия в этих понятиях представлены на рис. 5.4 и 5.5. Кроме отмеченных различий имеются различия в понятиях товара.
Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.
Взаимодополняющие товары (комплементы) — пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.
Нормальный товар — товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.
Низший товар (товар низкого качества) — товар, спрос па который падает при росте потребительских доходов.
Рис. 5.4. Влияние изменения спроса и его величины на цену товара
Рис. 5.5. Влияние изменения предложения
и его величины на цену товара
Сдвиги кривых спроса и предложения происходят по следующим причинам (табл.5.1).
5.2. Эластичность спроса и предложения товара
Опыт существования рыночных отношений свидетельствует о том, что спрос на отдельные товары не остается постоянным, а подвержен изменениям. Это связано в основном с действием ценовых и неценовых факторов, из которых наибольшая роль принадлежит доходам и платежеспособности потребителей. Естественно, чем ниже цена товара и выше доходы потребителей, тем больше спрос на товар (при прочих равных условиях).
Таблица 5.1
Причины сдвига кривых спроса и предложения
Причина сдвига | Направление сдвига | ||
левый | правый | ||
Кривые спроса | |||
Рост цен замещающего товара | | + | |
Понижение цены замещающего товара | + | | |
Рост цены дополняющего товара | + | | |
Понижение цены дополняющего товара | | + | |
Рост дохода потребителя (низкий товар) | + | | |
Снижение дохода потребителя (низкий товар) | | + | |
Рост дохода потребителя (нормальный товар) | | + | |
Снижение дохода потребителя (нормальный товар) | + | | |
Предпочтение товара покупателями растет | | + | |
Предпочтение товара покупателями падает | + | | |
Изменен Изменение потребительских ожиданий по поводу будущего состояния рынка. Наприме Например: усиление инфляционных процессов, появление более качественного продукта | | + | |
+ | | ||
Кривые предложения | |||
Рост цен на ресурсы (рабочая сила, сырье и т.п.) | + | | |
Понижение цен на ресурсы | | + | |
Появление новой техники, сокращающей затраты на производство | | + | |
Рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар | + | | |
Понижение цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар | | + | |
Изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка. Например: усиление инфляционных процессов, повышение деловой активности | + | | |
| + |
Исследуя спрос и потребление различных товаров в семьях рабочих и служащих, крупный немецкий ученый-социолог Э. Энгель в середине XIX в. установил, что в принципе спрос на товары в зависимости от цен на них и доходов потребителей подчиняется строго определенной закономерности (рис. 5.6).
Первая группа товаров — это в основном продукты питания (кроме деликатесов) и товары первой необходимости (верхняя часть рисунка). Спрос на них по мере снижения цен и повышения доходов потребителей вначале очень быстро растет, но постепенно замедляется по мере насыщения рынка этими товарами и повышения уровня благосостояния потребителей. Наступает момент, когда спрос на них стабилизируется. Закономерность изменения спроса характеризуется для этих товаров кривой А.
Рис. 5.6. Закономерность измерения эластичности спроса товаров
Иначе ведет себя спрос на товары длительного пользования (электробытовые приборы, радиоприемники, телевизоры, мотоциклы, автомобили и т.п.), деликатесные продовольственные товары и недвижимость. Здесь прямо противоположная закономерность: вначале спрос очень незначителен, а затем быстро нарастает по мере повышения благосостояния потребителей (кривая В внижней части рисунка).
Таким образом, спрос на товары — категория не только рыночно-экономическая, но и историческая. В каждый исторический момент изменяются и спрос, и темпы его изменения под влиянием снижения цен на товары и роста доходов потребителей. Изменение темпов величины спроса определяется углом наклона касательной в точке кривой спроса к оси дохода или цены. В количественном выражении этот показатель измеряется коэффициентом эластичности спроса соответственно либо от цены, либо от дохода.
Коэффициент эластичности спроса от цены, или ценовая эластичность, показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на 1%. Исчисляется этот коэффициент по формуле
(5.1)
где Кэц — коэффициент эластичности спроса от цены товара;
Y — спрос на товар в единицу времени;
∆Y — изменение спроса под влиянием изменения цены;
X — цена товара (до ее изменения);
∆X — изменение цены товара.
Если ценовая эластичность больше единицы, то такой товар принято называть высокоэластичным; если меньше единицы — низкоэластичным;
если равен единице — товар с единичной эластичностью (рис. 5.7).
1 — 1 совершенно эластичный спрос
2 — 2 высокоэластичный спрос
3 — 3 низкоэластичный спрос
4 — 4 совершенно неэластичный спрос
Рис. 5.7. Ценовая эластичность спроса товаров
Например, коэффициент эластичности спроса от цены Кэц = 3. Такой коэффициент присущ высокоэластичным товарам. Если продавец на 2% снизит цену на такой товар, то спрос на него возрастет на 6%.
Следует иметь в виду, что эластичность спроса товаров есть величина в силу своей историчности довольно консервативная и не может изменяться по несколько раз в течение дня. Она будет изменяться постепенно, по мере повышения уровня жизни народа. Поэтому показатели эластичности спроса для одной страны не будут соответствовать этим же показателям для других стран. Более того, даже внутри одной страны различные региональные рынки могут иметь разные значения коэффициентов эластичности спроса товаров в силу того, что регионы могут развиваться неравномерно, у них могут отсутствовать необходимые транспортные связи и т.п.
Теория эластичности применима не только к изучению спроса продукции, но и к предложению товаров. Последнее измеряется коэффициентом эластичности предложения от цены. Его расчет выполняется по формуле:
( 5.2)
где Кпр — коэффициент эластичности предложения от цены;
∆Yp— изменение предложения под влиянием изменения цен;
Yp — предложение товара в единицу времени.
Следует отметить, что эластичность предложения в огромной степени зависит от времени, которое имеется в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагают производители, тем большей будет эластичность предложения товара (при прочих равных условиях).
Используя теорию эластичности, можно сознательно управлять спросом товаров и ценами на них. Этим неоднократно пользовались и продолжают пользоваться многие товаропроизводители и продавцы продукции.
Зная коэффициент эластичности спроса от цены, можно, например, определить изменение спроса товара при планируемом изменении цены или определить изменение цены товара при планируемом изменении спроса на него.
Определить искомые значения этих параметров можно по формулам
(5.3)
(5.4)
Например, если спрос на конкретный товар на рынке составлял y = 100 ед. при цене x = 1000 долл. в единицу времени, то, изменив цену на величину ∆X = 50 долл., можно изменить спрос на этот товар (при коэффициенте эластичности спроса Ed= 3) следующим образом:
Это значит, что при снижении цены товара спрос на него на рынке увеличится и составит 115 ед., а при повышении цены — понизится и будет 85 ед.
Другой пример. Если использовать исходные данные, то можно установить величину изменения цены товара.
Примем: у = 100 ед., x= 1000 долл., Кэц = 3, ∆y = 15 ед. Тогда изменение цены составит:
Значит, если цена товара будет 1050 долл., то спрос упадет (его величина составит 85 ед.), а если цена снизится и будет 950 долл., то спрос увеличится до 115 ед.).
Большее значение для рыночной экономики имеет связь между спросом товара и доходом потребителей. Она измеряется путем расчета коэффициента эластичности спроса от дохода по формуле
(5.5)
где Кэд — коэффициент эластичности спроса товара по доходу потребителей;
Д0 — доход потребителей;
∆Д — изменение дохода потребителей.
Для большинства товаров величина этого коэффициента является положительной (к ним прежде всего относятся нормальные товары). Но есть и такие товары, для которых этот коэффициент может принимать отрицательное значение (низшие товары). Спрос на них сокращается (при определенных условиях) по мере роста доходов потребителей. Например, при общих высоких доходах потребители при дальнейшем росте доходов начинают сокращать потребление многих пищевых продуктов — хлеба, картофеля, маргарина и пр.
Для нормальных товаров положительная величина эластичности по доходу имеет довольно значительный разброс: от величин, близких к нулю, до величин в несколько единиц. Например, по данным некоторых американских экономистов, в настоящее время в развитых странах коэффициент эластичного спроса по доходу для многих продуктов сельского хозяйства составляет +0,2, а для автомобилей +3,0. Разница, как видим, весьма существенная.