ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 618

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В каждый данный период, при каждом уровне общественного развития существует вполне определенная потребность в конкретном товаре. Естественно, спрос на этот товар со стороны общества в зависимости от действия ценового и неценовых факторов может только в частном случае при весьма благоприятных обстоятельствах (низкая цена на товар, высокие доходы потребителей и т.п.) совпадать с потребностью. Во всех остальных случаях спрос, как правило, несколько ниже потребности и составляет определенную ее долю. В зависимости от конъюнктуры рынка и вида конкуренции эта доля может либо возрас­тать, либо снижаться. Товарная масса, приобретаемая на рынке, отражает так называемый совокупный спрос на данный товар. Спрос формируется под влиянием суммарного спроса всех по­купателей. Последний зависит от цены на данный товар и вели­чины всех прочих неценовых факторов. Сама цена (при прочих равных условиях) в точке равновесия целиком зависит от пред­ложения данного товара на рынке. Спрос и предложение товара в этом случае уравновесятся.

Таким образом, в зависимости от величины предложения товара и соответствующего ему спроса устанавливается определенная цена на товар. Если предложений окажется больше, то это приведет к снижению цены, и равновесие между спросом и предложе­нием вновь установится. Если предложение уменьшится, то цена возрастет, а спрос сократится, уравновесив предложение товара.

Говоря о предложении товара, необходимо понимать, что оно представляет собой сумму всей товарной массы одинакового назначения, поставляемой на рынок всеми конкурентными фирмами, т.е. предложение является совокупным.

Возникает вопрос: как изменится совокупное предложение товара, если одна из конкурентных фирм изменит объемы производства и поставок на рынок этого товара? Как при этом из­менится цена товара на рынке? Что произойдет, если и конку­ренты введут свои поправки в производственную программу данного товара?

Попытаемся ответить на эти вопросы, для чего примем сле­дующие обозначения.

Совокупное предложение всех фирм в базовом периоде Вб. Предложения конкретной конкурентной фирмы в базовом периоде Вф. Доля фирмы в совокупном предложении в базовом периоде Uф .

(5.15)

Тогда совокупное предложение в принятых обозначениях со­ставит:


Вб = (Вб Вф) + Вф .

Определяем доли в совокупном предложении всех конку­рентных фирм. Для этого левую и правую части полученного выражения разделим на Вб :


Введем дополнительную информацию о поведении конкурентной фирмы и всех прочих фирм в новом анализируемом периоде.

Пусть а — коэффициент изменения предложения всех про­чих конкурентных фирм в анализируемом периоде по сравне­нию с базовым (если а = 1, то совокупное предложение всех прочих форм не меняется; если а > 1, то предложение растет; если а < 1, то предложение снижается);

bкоэффициент изменения предложения конкурентной фирмы в анализируемом периоде по сравнению с базовым (если b= 1, то предложение фирмы не меняется; если b > 1, то предложение фирмы растет; если b < 1, то предложение фирмы сокращается), который по смыслу аналогичен такому же коэффи­циенту из параметрических моделей типа 4.5 и 4.6. Тогда сово­купное предложение всех фирм, вместе взятых, в анализируе­мом периоде по сравнению с базовым составит:

(5.16)

Если bс= 1, то, значит, в анализируемом периоде совокуп­ное предложение товара на рынке как результат действия всех фирм останется на уровне базового предложения. При bс ≠ 1 со­вокупное предложение изменится: оно будет либо больше базо­вого (при bс > 1), либо меньше (при bс < 1).

Формула 5.16 позволяет определить совокупное предложение товара для случая, когда конкурентная фирма действовала на рынке в базовом периоде и остается в нем в новом анализируе­мом периоде. Однако очень часто возникает проблема оценки совокупного предложения товара, когда конкурентная фирма, не производя данного товара в базовом периоде, решила войти в отрасль, т.е. освоить производство и выпускать товар в анализируемом периоде.

При таком варианте изменение совокупного предложения товара на рынке можно представить в виде следующей формулы:

Вс= Вб • а + Bфа,

где Вс — совокупное предложение всех фирм в анализируемом периоде, в абсолютном выражении;

Bфа предложение конкурентной фирмы в анализируемом периоде, в абсолютном выражении.



Определим доли всех конкурентных фирм в анализируемой периоде в совокупном их предложении. Для этого разделим лев и правую часть этого выражения на величину Вб . Тогда получим:

( 5.17)

где аф —доля конкурентной фирмы, входящей в отрасль анализируемом периоде, по отношению к величине базового со­вокупного предложения.

Полученное выражение свидетельствует о том, что совокуп­ное предложение всех конкурентных фирм в анализируемом пе­риоде зависит от того, как изменится это предложение по срав­нению с базовым периодом (будет ли коэффициент а > 1, а = 1, или а < 1) и какую долю к этой величине добавит фирма, входящая в отрасль.

Если а + аф = 1, то совокупное предложение в анализируе­мом периоде останется по сравнению с базовым неизменным (например, а = 0,9 и аф = 0,1). Если сумма этих коэффициен­тов окажется меньше или больше единицы, то совокупное предложение всех конкурентных фирм в анализируемом периоде со­ответственно либо сократится, либо увеличится по сравнению с базовым периодом.
5.6. Изменение производства товара при разных моделях рынка

На рынке сталкиваются интересы всех конкурентных фирм, и от того, какую экономическую политику будет проводить каж­дая из них, ситуация для конкретной фирмы может складывать­ся вполне удачно или, наоборот, крайне неблагоприятно. Мно­гое здесь зависит от рыночной модели, в которой действует конкретная конкурентная фирма, а также от того, может ли фирма каким-то образом влиять на эту ситуацию, изменить ее в нужном для себя направлении.

Рассмотрим действия конкретной фирмы в определенной рыночной ситуации. Начнем с совершенно конкурентного рын­ка, т.е. с рынка чистой конкуренции, где доля конкурентной фирмы в общем объеме совокупного предложения крайне мала. Предположим, что фирма увеличивает объем производства това­ра, скажем, в два-три раза, и посмотрим, как изменится сово­купное предложение на рынке. Расчет выполняем по формуле 5.16. Дополнительно примем Uф = 0,001, т.е. доля конкурентной фирмы на рынке составляет одну тысячную часть совокупного предложения. Тогда в зависимости от значений параметров
а и bвеличина совокупного предложения в анализируемом периоде составит следующие значения (табл. 5.4):

Таблица 5.4

Величина совокупного предложения bс при чистой конкуренции



Коэффициент изменения предложения фирмы, b

Коэффициент изменения предложения

всех конкурентных фирм, а

0,75

1,0

1,5

0,8

0,75

1,0

1,5

1,0

0,75

1,0

1,5

1,25

0,75

1,0

1,5

1,5

0,75

1,0

1,5

1,75

0,75

1,0

1,5

2,0

0,75

1,0

1,5



Как вытекает из данных, представленных в таблице, величина коэффициента b, т.е. деятельность конкурентной фирмы, практи­чески не оказывает влияния на величину совокупного предложения в анализируемом периоде. На совокупное положение воздей­ствует только совокупное действие всех остальных конкурентных фирм, которое проявляется в значении коэффициента а.

Действительно, если воспользоваться формулой 5.15 и при­нять удельный вес конкурентной фирмы в базовом периоде Uф = 0 (что практически соответствует действительности), то окажется, что bс= а. Это и подтверждается расчетом, результаты которого представлены в табл. 5.4. Но поскольку рыночная цена товара формируется под влиянием совокупного предложе­ния всех фирм, действующих на рынке, одна конкурирующая фирма при чистой конкуренции повлиять на эту цену не может. Она может и должна приспосабливаться к этой цене, держать ее в качестве ориентира при выработке планово-управленческого решения об объеме производства товара.

Особенно благоприятной для конкурентной фирмы является ситуация, когда все остальные фирмы снижают совокупную по­ставку товаров на рынок (т.е. при а < 1), или в крайнем случае сохраняют ее на уровне базового периода. Это должно привести к росту цены товара. Если конкурентная фирма при такой ситуа­ции повысит объем производства товара, то ее выигрыш будет весьма ощутимым. Он выразится в резком увеличении прибыли фирмы благодаря трем обстоятельствам: росту цены товара, сни­жению издержек производства и увеличению объема изготовления и поставки на рынок готового товара.

Ситуация для конкурентной фирмы может существенно ос­ложниться, если объем производства и поставки на рынок това­ра остальными фирмами несколько возрастет (т.е. при а > 1). Тогда цена товара упадет, и фирме надо будет принимать труд­ное решение: увеличивать производство своего товара, сохранять его на прежнем уровне, сокращать производство или во­обще прекратить его, выйдя из отрасли. Найти верное решение можно лишь на основании конкретных расчетов прибыли кон­курентной фирмы при разных объемах производства продукции. Незаменимую помощь при этом может принести компьютериза­ция расчетов и получение многовариантной информации по всему массиву возможных объемов производства продукции.