ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
В каждый данный период, при каждом уровне общественного развития существует вполне определенная потребность в конкретном товаре. Естественно, спрос на этот товар со стороны общества в зависимости от действия ценового и неценовых факторов может только в частном случае при весьма благоприятных обстоятельствах (низкая цена на товар, высокие доходы потребителей и т.п.) совпадать с потребностью. Во всех остальных случаях спрос, как правило, несколько ниже потребности и составляет определенную ее долю. В зависимости от конъюнктуры рынка и вида конкуренции эта доля может либо возрастать, либо снижаться. Товарная масса, приобретаемая на рынке, отражает так называемый совокупный спрос на данный товар. Спрос формируется под влиянием суммарного спроса всех покупателей. Последний зависит от цены на данный товар и величины всех прочих неценовых факторов. Сама цена (при прочих равных условиях) в точке равновесия целиком зависит от предложения данного товара на рынке. Спрос и предложение товара в этом случае уравновесятся.
Таким образом, в зависимости от величины предложения товара и соответствующего ему спроса устанавливается определенная цена на товар. Если предложений окажется больше, то это приведет к снижению цены, и равновесие между спросом и предложением вновь установится. Если предложение уменьшится, то цена возрастет, а спрос сократится, уравновесив предложение товара.
Говоря о предложении товара, необходимо понимать, что оно представляет собой сумму всей товарной массы одинакового назначения, поставляемой на рынок всеми конкурентными фирмами, т.е. предложение является совокупным.
Возникает вопрос: как изменится совокупное предложение товара, если одна из конкурентных фирм изменит объемы производства и поставок на рынок этого товара? Как при этом изменится цена товара на рынке? Что произойдет, если и конкуренты введут свои поправки в производственную программу данного товара?
Попытаемся ответить на эти вопросы, для чего примем следующие обозначения.
Совокупное предложение всех фирм в базовом периоде Вб. Предложения конкретной конкурентной фирмы в базовом периоде Вф. Доля фирмы в совокупном предложении в базовом периоде Uф .
(5.15)
Тогда совокупное предложение в принятых обозначениях составит:
Вб = (Вб – Вф) + Вф .
Определяем доли в совокупном предложении всех конкурентных фирм. Для этого левую и правую части полученного выражения разделим на Вб :
Введем дополнительную информацию о поведении конкурентной фирмы и всех прочих фирм в новом анализируемом периоде.
Пусть а — коэффициент изменения предложения всех прочих конкурентных фирм в анализируемом периоде по сравнению с базовым (если а = 1, то совокупное предложение всех прочих форм не меняется; если а > 1, то предложение растет; если а < 1, то предложение снижается);
b — коэффициент изменения предложения конкурентной фирмы в анализируемом периоде по сравнению с базовым (если b= 1, то предложение фирмы не меняется; если b > 1, то предложение фирмы растет; если b < 1, то предложение фирмы сокращается), который по смыслу аналогичен такому же коэффициенту из параметрических моделей типа 4.5 и 4.6. Тогда совокупное предложение всех фирм, вместе взятых, в анализируемом периоде по сравнению с базовым составит:
(5.16)
Если bс= 1, то, значит, в анализируемом периоде совокупное предложение товара на рынке как результат действия всех фирм останется на уровне базового предложения. При bс ≠ 1 совокупное предложение изменится: оно будет либо больше базового (при bс > 1), либо меньше (при bс < 1).
Формула 5.16 позволяет определить совокупное предложение товара для случая, когда конкурентная фирма действовала на рынке в базовом периоде и остается в нем в новом анализируемом периоде. Однако очень часто возникает проблема оценки совокупного предложения товара, когда конкурентная фирма, не производя данного товара в базовом периоде, решила войти в отрасль, т.е. освоить производство и выпускать товар в анализируемом периоде.
При таком варианте изменение совокупного предложения товара на рынке можно представить в виде следующей формулы:
Вс= Вб • а + Bфа,
где Вс — совокупное предложение всех фирм в анализируемом периоде, в абсолютном выражении;
Bфа — предложение конкурентной фирмы в анализируемом периоде, в абсолютном выражении.
Определим доли всех конкурентных фирм в анализируемой периоде в совокупном их предложении. Для этого разделим лев и правую часть этого выражения на величину Вб . Тогда получим:
( 5.17)
где аф —доля конкурентной фирмы, входящей в отрасль анализируемом периоде, по отношению к величине базового совокупного предложения.
Полученное выражение свидетельствует о том, что совокупное предложение всех конкурентных фирм в анализируемом периоде зависит от того, как изменится это предложение по сравнению с базовым периодом (будет ли коэффициент а > 1, а = 1, или а < 1) и какую долю к этой величине добавит фирма, входящая в отрасль.
Если а + аф = 1, то совокупное предложение в анализируемом периоде останется по сравнению с базовым неизменным (например, а = 0,9 и аф = 0,1). Если сумма этих коэффициентов окажется меньше или больше единицы, то совокупное предложение всех конкурентных фирм в анализируемом периоде соответственно либо сократится, либо увеличится по сравнению с базовым периодом.
5.6. Изменение производства товара при разных моделях рынка
На рынке сталкиваются интересы всех конкурентных фирм, и от того, какую экономическую политику будет проводить каждая из них, ситуация для конкретной фирмы может складываться вполне удачно или, наоборот, крайне неблагоприятно. Многое здесь зависит от рыночной модели, в которой действует конкретная конкурентная фирма, а также от того, может ли фирма каким-то образом влиять на эту ситуацию, изменить ее в нужном для себя направлении.
Рассмотрим действия конкретной фирмы в определенной рыночной ситуации. Начнем с совершенно конкурентного рынка, т.е. с рынка чистой конкуренции, где доля конкурентной фирмы в общем объеме совокупного предложения крайне мала. Предположим, что фирма увеличивает объем производства товара, скажем, в два-три раза, и посмотрим, как изменится совокупное предложение на рынке. Расчет выполняем по формуле 5.16. Дополнительно примем Uф = 0,001, т.е. доля конкурентной фирмы на рынке составляет одну тысячную часть совокупного предложения. Тогда в зависимости от значений параметров
а и bвеличина совокупного предложения в анализируемом периоде составит следующие значения (табл. 5.4):
Таблица 5.4
Величина совокупного предложения bс при чистой конкуренции
Коэффициент изменения предложения фирмы, b | Коэффициент изменения предложения всех конкурентных фирм, а | ||
0,75 | 1,0 | 1,5 | |
0,8 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
1,0 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
1,25 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
1,5 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
1,75 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
2,0 | 0,75 | 1,0 | 1,5 |
Как вытекает из данных, представленных в таблице, величина коэффициента b, т.е. деятельность конкурентной фирмы, практически не оказывает влияния на величину совокупного предложения в анализируемом периоде. На совокупное положение воздействует только совокупное действие всех остальных конкурентных фирм, которое проявляется в значении коэффициента а.
Действительно, если воспользоваться формулой 5.15 и принять удельный вес конкурентной фирмы в базовом периоде Uф = 0 (что практически соответствует действительности), то окажется, что bс= а. Это и подтверждается расчетом, результаты которого представлены в табл. 5.4. Но поскольку рыночная цена товара формируется под влиянием совокупного предложения всех фирм, действующих на рынке, одна конкурирующая фирма при чистой конкуренции повлиять на эту цену не может. Она может и должна приспосабливаться к этой цене, держать ее в качестве ориентира при выработке планово-управленческого решения об объеме производства товара.
Особенно благоприятной для конкурентной фирмы является ситуация, когда все остальные фирмы снижают совокупную поставку товаров на рынок (т.е. при а < 1), или в крайнем случае сохраняют ее на уровне базового периода. Это должно привести к росту цены товара. Если конкурентная фирма при такой ситуации повысит объем производства товара, то ее выигрыш будет весьма ощутимым. Он выразится в резком увеличении прибыли фирмы благодаря трем обстоятельствам: росту цены товара, снижению издержек производства и увеличению объема изготовления и поставки на рынок готового товара.
Ситуация для конкурентной фирмы может существенно осложниться, если объем производства и поставки на рынок товара остальными фирмами несколько возрастет (т.е. при а > 1). Тогда цена товара упадет, и фирме надо будет принимать трудное решение: увеличивать производство своего товара, сохранять его на прежнем уровне, сокращать производство или вообще прекратить его, выйдя из отрасли. Найти верное решение можно лишь на основании конкретных расчетов прибыли конкурентной фирмы при разных объемах производства продукции. Незаменимую помощь при этом может принести компьютеризация расчетов и получение многовариантной информации по всему массиву возможных объемов производства продукции.