ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Следует также отметить, что все ситуации, которые могут возникнуть на рынке чистой конкуренции, происходят спонтанно и практически не управляемы со стороны конкурентных фирм. Объясняется это тем, что действующих на рынке фирм очень много, что делает сговор между ними для оказания влияния на ситуацию на рынке практически нереальным.
Мало что может измениться и в случае монополистической конкуренции. Проверим это утверждение путем расчета совокупного предложения всех конкурентных фирм по формуле 5.16, дополнительно приняв Uф = 0,05. Это значит, что на рынке одновременно действует примерно 20 фирм. Исходное условие в этом случае предполагает, что конкурентная фирма в базовом Периоде имела рыночную долю 5%, а доля всех других фирм составляла 95%.
Тогда в зависимости от значений параметров а и b, величина совокупного предложения в анализируемом периоде составит следующие значения (табл. 5.5):
Полученные результаты свидетельствуют о том, что монополистическая конкуренция по свои рыночным последствиям для конкурентной фирмы мало чем отличается от совершенной конкуренции. Действительно, если конкурентная фирма увеличит объем производства продукции даже в два раза (т.е. изменится с 1,0 до 2,0), то это увеличит совокупное предложение товара на рынке всего лишь на 4―6%. Поэтому все основные выводы для чистой конкуренции свойственны и монополистической конкуренции.
Таблица 5.5
Величина совокупного предложения bс
при монополистической конкуренции
Коэффициент изменения предложения фирмы, b | Коэффициент изменения предложения всех конкурентных фирм, а | ||
0,75 | 1,0 | 1,5 | |
0,8 | 0,7525 | 0,9 | 1,465 |
1,0 | 0,7625 | 1,0 | 1,475 |
1,25 | 0,775 | 1,0125 | 1,4875 |
1,50 | 0,7875 | 1,025 | 1,50 |
1,75 | 0,8 | 1,0375 | 1,5125 |
2,0 | 0,8125 | 1,05 | 1,525 |
Проанализируем рыночную ситуацию при олигополии. Примем рыночную долю фирмы в базовом периоде Uф= 0,25, т.е. допустим, что на рынке одновременно действуют четыре фирмы.
Тогда в зависимости от значений параметров а и b величина совокупного предложения в анализируемом периоде составит следующее значение (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Величина совокупного предложения bс
при олигополии
Коэффициент изменения предложения фирмы, b | Коэффициент изменения предложения всех конкурентных фирм, а | ||
0,75 | 1,0 | 1,5 | |
0,8 | 0,762 | 0,95 | 1,32 |
1,0 | 0,812 | 1,0 | 1,375 |
1,25 | 0,875 | 1,062 | 1 ,487 |
1,50 | 0,934 | 1,125 | 1,5 |
1,75 | 1,0 | 1,187 | 1,562 |
2,0 | 1,062 | 1,25 | 1,625 |
Цифры, представленные в таблице, говорят о том, что в условиях олигополии даже одна фирма может существенно влиять на величину совокупного предложения, а следовательно, воздействовать на рыночную цену товара. Так, при увеличении объема производства конкурентной фирмой вдвое совокупное предложение (при прочих равных условиях) может возрасти с 18 до 30%. Эти величины значительно могут повлиять на цену товара. Таким образом, даже одна фирма своим поведением на рынке может серьезно воспрепятствовать проникновению в отрасль других фирм.
Однако, разумеется, самое сильное влияние на рыночные отношения может оказать фирма-монополист, т.е. фирма, функционирующая в условиях чистой монополии. Рыночная доля такой фирмы в базовом периоде составляет Uф= 1,0. При таких исходных данных расчет совокупного предложения в анализируемом периоде по формуле 5.16 дает следующие результаты (табл. 5.7).
Таблица 5.7
Величина совокупного предложения bс при чистой монополии
Коэффициент изменения предложения фирмы, b | Коэффициент изменения предложения всех конкурентных фирм, а | ||
0,75 | 1,0 | 1,5 | |
0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,75 |
1,50 | 0,50 | 1,50 | 1,50 |
1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,75 |
2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Здесь полученные результаты совокупного предложения полностью зависят от изменения поведения монополистической фирмы — от величины коэффициента b, а это результаты прямо противоположные чистой конкуренции, где совокупное предложение практически полностью зависит от поведения всех конкурентных фирм вместе взятых, т.е. от значения коэффициента а.
При таких условиях монополистическая фирма практически безраздельно господствует на рынке, проводя нужную ей ценовую политику, формируя выгодное для себя предложение товара. Проникнуть в отрасль со своим товаром для любой фирмы весьма затруднительно, а иногда — просто невозможно, ибо фирма-монополист может всегда наводнить рынок своим товаром, резко снизив цену на него, и тем самым поставить фирму-конкурента на грань катастрофы.
Как следует из проведенного анализа, для рыночного положения каждой конкурентной фирмы огромную роль играет показатель доли фирмы в совокупном предложении, т.е. Uф. Данный показатель, определяемый по формуле 5.15, по сути дела отражает уровень монополизации рынка данной конкурентной фирмы. И чем выше этот уровень, тем увереннее может чувствовать себя конкурентная фирма на рынке.
Рассмотрим некоторые частные случаи, вытекающие из формулы 5.15.
1. Показатель Uф = 0, т.е. имеется совершенно конкурентный рынок. Тогда совокупное предложение в анализируемом периоде bс = а.
Это значит, что положение каждой конкурентной фирмы на рынке всецело зависит от их совместно-результирующего поведения. Сократят они производство товаров — цены возрастут, увеличат производство — цены товаров снизятся. Отсюда и положение конкретной фирмы: оно будет неуверенным, нестабильным, неуправляемым, ибо устойчивость и надежность конкурентной фирмы в этом случае будет целиком зависеть от рыночной стихии.
Разумеется, и при чистой конкуренции фирме могут быть даны рекомендации, направленные на безусловное обеспечение ее выживаемости. Это, конечно, корректировка своего поведения, связанная с постоянным совершенствованием выпускаемой продукции, повышением ее качества, внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, обеспечивающим снижение издержек, и, наконец, постоянное регулирование, объема производства продукции в соответствии с конъюнктурой, рынка.
2. Показатель Uф = 1, т.е. рассматривается рынок чистой монополии, где фирма — единственный производитель данного товара. Совокупное предложение фирмы-монополиста составляет bс= b.
Такая фирма всецело контролирует рынок и может, когда ей понадобится, сокращать производство товара или увеличивать его. При этом ценовая политика фирмы целиком определяется ее собственными интересами. Положение фирмы на рынке, как правило, стабильное, устойчивое, надежное. Оно контролируется фирмой и управляемо ею.
3. Этот случай характерен тем, что а = b, т.е. конкурентная фирма ведет себя так, как ведут себя в совокупности все другие действующие на рынке фирмы, т.е. сокращает или увеличивает производство товара. Такое поведение очень логично, ибо все фирмы учитывают в своем поведении действие одних и тех же факторов и одинаково оценивают ситуацию на рынке.
В результате такого поведения фирм независимо от модели рынка (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия или монополия) совокупное предложение товара будет определяться выражением bc= bили bс = а. Конкурентная фирма вынуждена подчиняться действию рыночной тенденции, подстраиваться под общий рыночный режим, выйти из которого можно, но при этом риск значителен. Во всяком случае некоторые фирмы не без успеха применяют нестандартные планово-управленческие решения, связанные с изменением объема; производства продукции, ее качества, освоением новинок и т.п.
Вхождение в отрасль. Фирма, которая стремится войти в отрасль, должна четко представлять, с какими трудностями ей; предстоит столкнуться, в какой рынок она желает войти и каковы наиболее благоприятные условия вхождения в отрасль.
Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к формуле 5.17, анализ которой позволит с достаточной достоверностью дать фирме необходимые рекомендации.
Воспроизведем эту формулу:
(5.17)
Самая простая и общая рекомендация, которая может быть дана фирме независимо от модели рынка — входить в отрасль в наиболее благоприятный для нее момент.
Такой момент наступает, когда объем производства товара, а следовательно, совокупное предложение товара всеми конкурентными фирмами сокращается (т.е. а < 1), а цена на него возрастает. В этот период вхождение в отрасль для любой фирмы связано с минимальным риском. Высокая цена на товар дает ей надежное прикрытие и позволяет освоиться на рынке, адаптироваться к изменяющимся условиям, менее болезненно реализовывать свои усилия по освоению производства нового для фирмы товара.
Однако следует быть очень осторожным при попытке вхождения в отрасль в условиях олигополистического и особенно монополистического рынка, когда одна-две конкурентные фирмы могут довольно быстро перестроиться и изменить ситуацию на рынке. Тогда благоприятный момент вхождения в отрасль может обернуться для фирмы сокрушительной катастрофой: цена на товар резко упадет, разорение фирмы окажется неизбежным.
5.7. Оптимизация планово-управленческого
решения деятельности предприятия
Большой интерес для любого предприятия, работающего в условиях цивилизованного рынка, представляет вопрос принятия оптимального планово-управленческого решения, создающего ему при прочих равных условиях лучшие хозяйственные и экономические возможности благоприятной работы по сравнению с альтернативными вариантами. Однако это не означает, что подобное решение автоматически обеспечит предприятию безубыточность производства и устойчивое его положение на рынке, надежную и стабильную работу, экономическую безопасность. Просто такое решение будет лучшим для предприятия в условиях сложившихся рыночной конъюнктуры и затрат на производство, сформировавшихся цен на товары и т.п.
Информация о рыночных и производственных параметрах деятельности предприятия, реализующего оптимальное планово-управленческое решение, очень важна для высших менеджеров, формирующих политику фирмы, ее стратегию развития и тактику реализации. Пусть даже оптимальное решение не очень благоприятно для фирмы, но оно все же дает ей чрезвычайно важную информацию о том, как и за счет чего можно исправить трудное положение, как нужно управлять деятельностью, чтобы выйти из сложной ситуации и больше в нее не попадать. Во всяком случае знания о лучшем решении и его реализация позволяют